Решения и определения судов

Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2008 по делу N А41-14609/08 В удовлетворении требования о признании незаконным и отмене постановления таможенного органа о привлечении к ответственности за нарушение сроков помещения товаров на временное хранение отказано правомерно, поскольку документально подтверждено, что заявитель не предпринял каких-либо действий по принятию из зоны таможенного контроля и размещению товара на складе временного хранения, чем нарушил установленный таможенным законодательством РФ порядок временного хранения товаров.

ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 ноября 2008 г. по делу N А41-14609/08

Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2008 г.

Постановление в полном объеме изготовлено 13 ноября 2008 г.

Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего судьи С.А.,

Судей К.А., М.Э.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания

С.Н.,

при участии в заседании:

от заявителя - С.К. по доверенности от 21.02.2008 г. N 0-3/1/Д-6,

от заинтересованного лица - К.С. по доверенности от 09.01.2008 г. б/н,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью “Таможенно-эксплуатационный комплекс Карго Транс“ на решение Арбитражного суда Московской области от 22.09.2008 г. по делу N А41-14609/08, принятое судьей А. по заявлению Общества с ограниченной ответственностью
“Таможенно-эксплуатационный комплекс Карго Транс“ к Центральной оперативной таможне Центрального таможенного управления Федеральной таможенной службы Российской Федерации о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 10119000-89/2008 от 04.06.2008 г.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Таможенно-эксплуатационный комплекс Карго Транс“ (далее ООО “ТЭК Карго Транс“, Общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Центральной оперативной таможни Центрального таможенного управления Федеральной таможенной службы Российской Федерации (далее Центральная оперативная таможня) по делу об административном правонарушении N 10119000-89/2008 от 04.06.2008 г., предусмотренного ст. 16.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда Московской области от 22.09.2008 г. по делу N А41-14609/08 в удовлетворении заявленных требований ООО “ТЭК Карго Транс“ отказано.

Арбитражный суд Московской области исходил из того, что Общество не проявило должную внимательность и осмотрительность, не приняло всех зависящих от него мер по соблюдению таможенных правил и норм, что состав, вменяемого Обществу административного правонарушения, и вина в его совершении доказаны.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО “ТЭК Карго Транс“ подало апелляционную жалобу, в которой просит указанной решение отменить, как не соответствующее законодательству Российской Федерации, нарушающее права Общества.

В качестве доводов апелляционной жалобы Общество ссылается на следующее. Представитель ООО “ТЭК Карго Транс“ пояснил, что в связи с проводимыми Центральной оперативной таможней мероприятиями, деятельность склада временного хранения была практически парализована, что привело к скоплению автотранспортных средств. Кроме того считает, что направление в адрес таможенного органа отчета по форме ДО1 является уведомлением Центральной оперативной таможни о трудностях в принятии и размещении товаров, что товар фактически находится на прилегающей
территории. Считает, что ООО “ТЭК Карго Транс“ выполнены все обязанности владельца СВХ, предусмотренные ст. 112 Таможенного Кодекса Российской Федерации. Указывает, что таможенным органом при вынесении оспариваемого постановления допущены процессуальные нарушения.

Представитель ООО “ТЭК Карго Транс“ поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение Арбитражного суда Московской области от 22.09.2008 г. по делу N А41-14609/08 отменить, апелляционную жалобу Общества удовлетворить, считает, что владелец СВХ не может быть субъектом административного правонарушения, выражающегося в нарушении сроков помещения товаров на временное хранение.

В судебном заседании представитель Центральной оперативной таможни возражал против удовлетворения жалобы ООО “ТЭК Карго Транс“ по мотивам, изложенным в судебном акте, поддерживает решение суда первой инстанции, считает его законным и обоснованным, просил решение Арбитражного суда Московской области оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества без удовлетворения, считая ее необоснованной. Указывает, что протокол от 21.05.2008 г. и постановление о привлечений к административной ответственности от 04.06.2008 г. вынесены уполномоченными на то лицами. Считает, что Общество не выполнило требований ст. 92, ст. 100, ст. 112 ТК РФ и Приказа ГТК РФ от 3 сентября 2003 г. за N 958, чем совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.14 КоАП РФ (нарушение порядка помещения товаров на хранение, порядка их хранения либо порядка совершения с ними операций), так как у Общества имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по информированию таможенного органа о невозможности размещения товара на СВХ.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверяя в порядке статей 258, 266, 268,
269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения требований апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО “ТЭК Карго Транс“, согласно Свидетельства N 10127/100027, является владельцем склада временного хранения.

20.05.2008 г. на склад временного хранения ООО “ТЭК Карго Транс“ в зону деятельности Крекшинского таможенного поста Подольской таможни, согласно товаросопроводительных документов: CARNET TIR XE59182072, транспортный документ CMR N КЕ0000902 от 15.05.2008 г., ИНВ N 0453 от 15.05.2008 г., поступил товар (различные наименования) в количестве 23 мест, доставленный перевозчиком УАБ “КЕРТУШИС“ на транспортном средстве с государственным номером DHA862BR790.

Получателем товара являлось ООО “РАЙН“.

20.05.2008 г. ООО “ТЭК Карго Транс“ на Крекшинский таможенный пост Подольской таможни представлен документ отчета по форме ДО1 N 00002351 от 20.05.2008 г. (регистрационный номер таможенного органа 10127142/200508/002351), согласно которому товар (различные наименования) был принят на временное хранение 20.05.2008 г. в 15 час. 30 мин.

21.05.2008 г. Центральной оперативной таможней, при производстве оперативно-розыскного мероприятия - обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, обследована территория СВХ “ООО “ТЭК Карго Транс“ по адресу: Московская область, Одинцовский район, д. Бродки, 29 км Минского шоссе, складской комплекс, д. 6, установлено, что фактически товары на склад временного хранения не принимались, из транспортного средства с государственным номером DHA862BR790 в специальное помещение склада не выгружались, а также не были размещены в зоне таможенного контроля на открытой площадке склада временного хранения.

21.05.2008 г. старшим уполномоченным по особо важным делам отдела административных расследований Центральной оперативной таможни Д. в присутствии законного представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, генерального
директора ООО “ТЭК Карго Транс“ Т., составлен протокол об административном правонарушении N 10119000-89/08, предусмотренном ст. 16.14 КоАП РФ (л.д. 27 - 29).

04.06.2008 г. по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении N 10119000-89/08 в отношении ООО “ТЭК Карго Транс“ и.о. заместителем начальника Центральной оперативной таможни М.Д., в присутствии законного представителя, генерального директора ООО “ТЭК Карго Транс“ Т., вынесено постановление N 10119000-89/08, которым ООО “ТЭК Карго Транс“ признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.14 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей (л.д. 90 - 93).

Не согласившись с постановлением Центральной оперативной таможни N 10119000-89/08 от 04.06.2008 г., Общество оспорило его в судебном порядке.

Судом первой инстанции всесторонне и полно исследованы доказательства по делу и им дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст. ст. 64 - 68, 71 АПК РФ, правильно применены соответствующие нормы материального права.

В соответствии со ст. 16.14 КоАП РФ нарушение установленных требований и условий помещения товаров на таможенный склад, склад временного хранения, свободный склад или на склад получателя товаров либо порядка их хранения, а равно совершение с ними или с товарами, имеющими статус находящихся на временном хранении, операций, влекущих изменение состояния таких товаров или нарушение их упаковки и (или) изменение наложенных средств идентификации, без разрешения таможенного органа в случаях, если такое разрешение обязательно, за исключением случаев, предусмотренных другими статьями настоящей главы, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических
лиц - от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

В соответствии со ст. 100 ТК РФ временное хранение товаров осуществляется на складах временного хранения, если иное не установлено главой 12 ТК РФ. Складами временного хранения являются специально выделенные и обустроенные для этих целей помещения и (или) открытые площадки, соответствующие требованиям ст. 107 ТК РФ. Склады временного хранения являются зоной таможенного контроля.

Согласно ч. 2 ст. 108 ТК РФ владелец склада временного хранения осуществляет хранение товаров, находящихся под таможенным контролем, в случаях и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом.

В соответствии со ст. 92 ТК РФ таможенный орган, в котором завершается внутренний таможенный транзит (таможенный орган назначения), оформляет завершение внутреннего таможенного транзита товаров в возможно короткие сроки, но не позднее 24 часов с момента регистрации прибытия транспортного средства, если при проверке документов и идентификации товаров этим таможенным органом не были выявлены нарушения таможенного законодательства Российской Федерации, путем выдачи перевозчику свидетельства о завершении внутреннего таможенного транзита по форме, определяемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

В месте доставки товаров до завершения внутреннего таможенного транзита транспортные средства размещаются в зоне таможенного контроля.

Размещение транспортных средств в зоне таможенного контроля допускается в любое время суток.

Лицо, получившее разрешение на внутренний таможенный транзит, обязано принять товары на хранение, обеспечить недопущение совершения операций, изменяющих состояние товаров, влекущих нарушение их упаковки, пользования и распоряжения ими до тех пор, пока таможенный орган не удостоверит доставку товаров на склад временного хранения, таможенный склад или в иное место, определенное как место доставки товаров в соответствии с правилами, установленными главой 10 ТК РФ.

При этом
товары должны быть размещены в отдельном помещении или на определенной по периметру площадке, снабжены табличками с информацией, позволяющей их идентифицировать.

Согласно ст. 107 ТК РФ помещения и (или) открытые площадки, предназначенные для использования в качестве склада временного хранения, должны быть обустроены и оборудованы таким образом, чтобы обеспечить сохранность товаров, исключить доступ к ним посторонних лиц (не являющихся работниками склада, не обладающих полномочиями в отношении товаров либо не являющихся представителями лиц, обладающих такими полномочиями), а также обеспечить возможность проведения в отношении этих товаров таможенного контроля.

К помещениям и (или) открытым площадкам, предназначенным для использования в качестве склада временного хранения, должна прилегать охраняемая территория, оборудованная для стоянки транспортных средств, перевозящих товары, на время, необходимое для завершения внутреннего таможенного транзита. Указанная территория является зоной таможенного контроля.

Правовые последствия при нахождении товаров на СВХ и прилегающей охранной территории различаются.

Склады временного хранения являются зоной таможенного контроля.

Товары могут быть помещены на любой склад временного хранения с учетом ограничений, предусмотренных настоящим Кодексом.

Общество, выдав документ отчета по форме ДО1 (отчетность, формируется при принятии товаров на хранение на СВХ), подтвердило факт начала принятия товара на складе, указав в графе N 2 дату - 20.05.2008 г. и время 15 час. 30 мин. (л.д. 45). ООО “ТЭК Карго Транс“ не предприняло каких-либо действий по принятию и размещению товара на складе временного хранения из зоны таможенного контроля, чем нарушило установленный таможенным законодательством РФ порядок временного хранения товаров.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 112 ТК РФ владелец склада временного хранения обязан вести учет хранимых товаров, находящихся под таможенным контролем, и представлять в таможенные органы отчетность
о хранении таких товаров.

Согласно ст. 364 ТК РФ таможенные брокеры (представители), владельцы складов временного хранения, владельцы таможенных складов и таможенные перевозчики, лица, пользующиеся специальными упрощенными процедурами (статья 68), а также лица, пользующиеся и (или) владеющие условно выпущенными товарами, по требованию таможенных органов обязаны представить в таможенные органы отчетность о хранящихся, перевозимых, реализуемых, перерабатываемых и (или) используемых товарах по формам, определяемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

Приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 03.09.2003 N 958 утверждены Правила совершения таможенных операций при временном хранении товаров (далее Правила).

В пункте 27 Правил предусмотрено, владелец СВХ обязан вести учет хранимых товаров, находящихся под таможенным контролем, и представлять в подразделение таможенного органа отчетность об их хранении (пункт 2 статьи 112 Кодекса) по следующим формам:

б) при помещении товаров на СВХ в иных случаях:

- ДО1 - отчетность, формируемая при принятии товаров на хранение на СВХ;

- ДО2 - отчетность, формируемая в случае выдачи товаров с СВХ;

- ДО3 - периодическая отчетность, представляемая ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом;

- ДО4 - отчетность, представляемая по разовому требованию таможенного органа.

Как следует из п. 31 (а) “Правил проведения таможенных операций при временном хранении товаров“, утвержденных Приказом ГТК РФ от 03.09.2003 г. N 958, владелец СВХ представляет отчетность по формам ДО1мв и ДО1 подразделению таможенного органа в течение 3 часов рабочего времени с момента получения владельцем СВХ документов, необходимых для помещения на СВХ.

Кроме того, подав таможенному органу отчет по форме ДО1 N 00002351, Общество тем самым заявляет, что приступило к временному хранению товаров и является лицом ответственным за
помещение товаров на СВХ. Не поместив товар на СВХ, Общество тем самым нарушило установленные требования и условия помещения товаров на склад временного хранения.

Согласно ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Довод об отсутствии вины является не состоятельным. ООО “ТЭК Карго Транс“ не представило доказательств, подтверждающих принятие им каких-либо мер по соблюдению таможенных правил.

Как установлено судом, Общество не информировало таможенный орган о невозможности размещения товара на СВХ, что в связи с проводимыми Центральной оперативной таможней мероприятиями, деятельность склада временного хранения практически парализована, что привело к скоплению автотранспортных средств, то есть не предприняло всех зависящих от него мер по соблюдению таможенного законодательства.

Кроме того, судом отклоняется довод заявителя о процессуальных нарушениях, допущенных Центральной оперативной таможней в процессе административного производства, в связи с недоказанностью.

При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы признаются необоснованными и потому отклоняются апелляционным судом.

На основании вышеизложенного, апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что оспариваемое постановление Центральной оперативной таможни является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству.

Нормы материального и процессуального права применены судом правильно.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от
22.09.2008 г. по делу N А41-14609/08 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО “ТЭК Карго Транс“ - без удовлетворения.

Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.