Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.11.2008 по делу N А40-29830/08-15-169 Исковые требования о взыскании задолженности за отпущенные лекарственные средства льготным категориям граждан в соответствии с государственным контрактом удовлетворены, так как ответчиком не представлено доказательств оплаты задолженности за отпущенные истцом в рамках спорного государственного контракта лекарственные средства.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 6 ноября 2008 г. по делу N А40-29830/08-15-169

Резолютивная часть решения объявлена 29.10.2008 г.

Полный текст решения изготовлен 06.11.2008 г.

Арбитражный суд в составе:

судьи К.

с участием:

от истца - С. по дов. от 01.01.2008 г., К. по дов. от 06.03.2008 г.

от первого ответчика - П. по дов. от 11.12.2007 г., Каш. по дов. от 25.08.2008 г.

от второго ответчика - Пот. по дов. от 27.08.2007 г.

рассмотрел дело по иску ЗАО “РОСТА“

к ответчикам:

1) Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ

2) Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Алтайского края,

о взыскании 158 068 969 руб. 01 коп.

установил:

иск заявлен о взыскании с Территориального фонда обязательного медицинского
страхования Алтайского края, а при недостаточности у него денежных средств - с Федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ 158 068 969 руб. 01 коп. задолженности за поставленный по государственному контракту товар.

Ответчики против иска возражают по основаниям, указанным в отзывах.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителя истца, суд считает, что уточненные исковые требования подлежат удовлетворению за счет второго ответчика по следующим основаниям.

Из представленных доказательств следует, что для целей реализации ФЗ от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ “О государственной социальной помощи“ между ЗАО “РОСТА“ и Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Алтайского края 21.12.2005 г. был заключен Государственный контракт N 74 (л.д. 9 - 14), по условиям которого ЗАО “РОСТА“ обязалось осуществлять в 2006 году поставку, хранение и отпуск лекарственных средств, указанных в Перечне лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28.09.2005 г. N 601, а Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Алтайского края - возмещать ЗАО “РОСТА“ стоимость фактически отпущенных гражданам бесплатно лекарственных средств за счет и в пределах лимитов средств, выделенных на указанные цели из бюджета РФ и поступивших от Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

В рамках Государственного контракта N 74 от 21.12.2005 г. ЗАО “РОСТА“ в 2006 году осуществило отпуск лекарственных средств льготным категориям граждан на общую сумму 284 515 827 руб. 04 коп.

1, Данное обстоятельство подтверждается представленными истцом Реестрами рецептов лекарственных средств, отпущенных при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, содержащими
сведения о сериях и номерах рецептов; датах выписок рецептов; датах обращений в аптечные учреждения; датах отпуска лекарственного средства; ФИО и датах рождения граждан, получивших рецепты; СНИЛС граждан; коды территории постоянной регистрации граждан по ОКАТО, коды врачей, выписавших рецепты; торговое наименование лекарственных средств; количестве отпущенных лекарственных средств; предельные цены возмещения за отпущенные лекарственные средства; суммы за отпущенные лекарственные средства; коды аптечных учреждений, отпустивших лекарственные средства.

Однако Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Алтайского края отказался принимать и проводить предусмотренную п. 2.2.5 Государственного контракта N 74 от 21.12.2005 г. экспертизу представленных истцом документов, подтверждающих отпуск лекарственных средств льготным категориям граждан, и отказался оплачивать выставленные Истцом счета на возмещение стоимости указанных лекарственных средств за декабрь 2006 г., что подтверждается отметками на актах приема-сдачи счетов и реестров рецептов и лекарственных средств.

Как следует из представленного ответчиками отзыва, отказ в принятии указанных представленных истцом документов мотивирован ссылкой на пропуск срока, установленного п. 5 Порядка перечисления ТФОМС средств на счета фармацевтических организаций в случае отсутствия в субъекте РФ страховой медицинской организации, осуществляющей деятельность по обеспечению граждан необходимыми лекарственными средствами на 2007 год, утвержденного Приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 20.06.2007 г. N 123, согласно которого ТФОМС принимает счета фармацевтических организаций на оплату лекарственных средств, отпущенных гражданам в отчетном периоде (календарном квартале), до 15 числа месяца, следующего за окончанием отчетного периода.

Однако, учитывая п. 3.5 Государственного контракта N 74 от 21.12.2005 г., согласно которого документы, не представленные фармацевтической организацией своевременно, могут быть представлены вновь отдельным пакетом в последующих периодах, - отказ Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края является необоснованным.

Довод
Ответчиков о необходимости возложения образовавшейся задолженности по возмещению стоимости отпущенных лекарственных средств на Российскую Федерацию в лице Министерства финансов РФ является необоснованным.

Согласно ст. 125 ГК РФ, от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Между тем в связи с оказанием дополнительной бесплатной медицинской помощи, предусматривающей обеспечение отдельных категорий граждан лекарственными средствами в соответствии с гл. 2 ФЗ от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ “О государственной социальной помощи“, от имени Российской Федерации приобретает и осуществляет имущественные права и обязанности Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и его территориальные органы в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Согласно ст. 10 ФЗ от 29 декабря 2006 года N 243-ФЗ “О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 год“, финансовое обеспечение выполняемого в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2007 год государственного задания, являющегося расходным обязательством Российской Федерации на 2007 год, - на основании договоров на выполнение государственного задания осуществляют территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

В силу ст. 765 ГК РФ, ФЗ от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ “О государственной социальной помощи“, ФЗ от 29 декабря 2006 года N 243-ФЗ “О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 год“, Министерство финансов РФ не является государственным заказчиком, выступающим от имени публично-правового образования при размещении государственных заказов на поставку лекарственных средств.

Тогда как требования Истца основаны именно на
невыполнении Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Алтайского края как стороной Государственного контракта N 74 от 21.12.2005 г. условий соответствующего контракта о возмещении стоимости отпущенных бесплатно лекарственных средств.

Как следует из отзыва ответчика, уточненная заявка территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края во внимание принята не была и не рассматривалась. Причина отказа в удовлетворении требований на сумму 158 068 969 руб. 01 коп. в выписках из протоколов заседаний комиссий Федерального фонда обязательного медицинского страхования отсутствует.

В связи с тем, что данная сумма средств на расчетный счет Территориального фонда ОМС Алтайского края от Федерального фонда ОМС не поступала, у фонда отсутствует и финансовая возможность, и правовые основания для удовлетворения исковых требований истца ЗАО “РОСТА“.

Отсутствие финансовых средств на специальном счете, открытом в отделении Центрального банка Российской Федерации для учета средств государственной социальной помощи, подтверждается копией лицевого счета за 29 декабря 2007 г.

Финансовые средства, поступившие на данный расчетный счет от Федерального фонда ОМС для оплаты стоимости лекарственных средств, отпущенных отдельным категориям граждан в течение 2006 года, в полном объеме перечислены Территориальным фондом ОМС Алтайского края на счет фармацевтической организации ЗАО “РОСТА“, Копии платежных поручений прилагаются к первоначальному отзыву фонда от 22.07.2008 г. N 2828. Не перечислены лишь финансовые средства за декабрь 2006 года.

Судом принимаются объяснения истца из которых следует, что ЗАО “РОСТА“ не обязано было подписывать указанный акт, поскольку в соответствии с п. 3.5 контракта ТФОМС не возмещает Фармацевтической организации (ЗАО “РОСТА“) расходы по предоставлению лекарственных средств:

- лицам, не включенным в Регистр;

- не входящим в Перечень лекарственных средств;

- по рецептам, оформленным с нарушением установленного порядка.

Такого основания,
как неподписание акта реэкспертизы в контракте нет. Однако ТФОМС именно на этом основании предпринимает действия, исключающие получение ЗАО “РОСТА“ от ФФОМС денежной суммы, являющейся предметом иска ЗАО “РОСТА“ Кроме того, обязанность ЗАО “РОСТА“ по подписанию указанного акта (либо какого бы то ни было другого) не предусмотрена государственным контрактом. ЗАО “РОСТА“ ежемесячно подписывало акты экспертиз, однако осуществлялось это не в рамках государственного контракта, а в целях соблюдения порядка, предусмотренного Приказом ФФОМС от 28 декабря 2005 г. N 129, которым был утвержден иной, нежели государственным контрактом, порядок проведения медико-экономического контроля и утверждена конкретная форма указанного акта (Приложение N 5). Именно сама эта форма предусматривала наличие подписи Фармацевтической организации. Акт N 39 от 12.03.2007 г. указанной форме, вопреки изложенной ТФОМСом позиции, не соответствовал, что подтвердил ФФОМС в письме N 3842/40-3 от 13.06.2007 г. Следовательно, подписывать его у ЗАО “РОСТА“ обязанности не было.

Согласно Акту реэкспертизы N 39, в числе отклоненных от оплаты рецептов были указаны не только рецепты, отпуск лекарственных средств по которым произошел в декабре 2006 года, но и рецепты, отпуск по которым произошел в январе - ноябре 2006 года.

После того, как ТФОМС признал необоснованность своих претензий, изложенных в Акте реэкспертизы N 39, он включил в заявку на финансирование расходов по завершению расчетов от 09.04.2007 г. все ранее не принятые к оплате суммы за рецепты, отпущенные в январе - ноябре 2006 года.

Все лекарственные средства, отпущенные в декабре 2006 года по рецептам, принятым ТФОМС к оплате, отпущены гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи, в соответствии с условиями контракта. Следовательно, расходы ЗАО “РОСТА“,
возникшие при их отпуске должны быть оплачены.

Акт экспертизы не является основанием для осуществления оплаты, поскольку распорядительными актами ФФОМС, регулирующими действия сторон в рамках исполнения государственного контракта, был установлен следующий порядок оплаты отпущенных гражданам лекарственных средств.

В соответствии с Приказом ФФОМС от 27 декабря 2005 г. N 127 “Об утверждении порядка перечисления ТФОМС денежных средств на счета Фармацевтической организации в случае отсутствия в субъекте страховой медицинской организации, осуществляющей деятельность по обеспечению граждан необходимыми лекарственными средствами в 2006 году“.

ТФОМС оплачивает фармацевтической организации расходы по обеспечению граждан необходимыми лекарственными средствами в соответствии с Перечнем лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи (далее - Перечень лекарственных средств), утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

Оплата стоимости лекарственных средств производится ТФОМС после их отпуска гражданам по ценам, не превышающим цен, зарегистрированных в установленном порядке, с учетом предельной торговой надбавки к ценам на лекарственные средства организаций оптовой торговли лекарственными средствами и налогового законодательства.

Согласно п. п. 2.2 - 2.4 Приказа ФФОМС от 28 декабря 2005 г. N 129, после получения ТФОМС документов от фармацевтической организации, подтверждающих фактический отпуск лекарственных средств в аптечных учреждениях (счет на возмещение суммы за отпущенные лекарственные средства, счет-фактура, реестр рецептов лекарственных средств), ТФОМС в течение 2-х рабочих дней проводит первый этап медико-экономического контроля по результатам которого оформляется акт экспертизы 1-го этапа.

По результатам 1-го этапа медико-экономического контроля не позднее 3-х рабочих дней с даты получения ТФОМС документов от
фармацевтической организации ТФОМС осуществляет частичную оплату счета за фактически отпущенные лекарственные средства отдельным категориям граждан.

Следовательно, ТФОМС имел правовые основания для осуществления расчетов с ЗАО “РОСТА“ независимо от наличия подписанного акта экспертизы N 39 от 12.03.2007 г.

Если предположить, что ЗАО “РОСТА“ должно было подписать Акт экспертизы N 39 от 12.03.2007 и этот документ был необходим для получения оплаты от Территориального фонда обязательного медицинского страхования денежных средств, отсутствие подписанного акта на момент подачи заявки не является основание для невключения этих сумм в заявку.

Действия ТФОМС по направлению заявки не зависят от положений государственного контракта и регулируются целиком и полностью Приказом ФФОМС N 52 от 16.03.2007 г. Согласно этому Приказу ТФОМС должен отправить заявку на оплату фактически отпущенных лекарственных средств.

Следовательно, даже если согласиться с позицией ТФОМС о том, что подпись уполномоченного лица ЗАО “РОСТА“ в Акте N 39 от 12.03.2007 г. необходима для оплаты счета N 2710 от 22.01.2007 г., у ТФОМС не было препятствий во включении указанной суммы в заявку. То есть ТФОМС мог и должен был в заявку эту сумму включить, а оплату произвести ЗАО “РОСТА“ после подписания Акта N 39 от 12.03.2007 г.

Если исходить из того, что ТФОМС не включил сумму счета N 2710 от 22.01.2007 г. в заявку обоснованно, ЗАО “РОСТА“ считает, что отказ в оплате указанного счета является необоснованным в связи со следующим:

Из п. 4 Приложения N 3 к Приказу ФОМС от 16.03.2007 N 52 следует, что процедура приема-передачи сведений территориальными фондами обязательного медицинского страхования о фактически отпущенных лекарственных средствах отдельным категориям граждан в 2006 году завершалась не ранее
15 июля 2007 года подписанием руководителями ФОМС и ТФОМС соответствующего акта приема-передачи сведений.

Из этого, по нашему мнению следует, что ЗАО “РОСТА“ было вправе предъявить необходимые для оплаты документы в срок не до 09.04.2008 г., а не позднее 15.07.2007 г.

Акт экспертизы N 39 от 16.03.2007 г. подписан ЗАО “РОСТА“ 06.04.2007 г. и получен, по заявлению ТФОМС, 18.05.2007 г.

В соответствии с п. 3.4 Государственного контракта, “документы фармацевтической организации, которые по результатам экспертизы не были приняты для перечисления денежных средств (по которым не было осуществлено перечисление денежных средств) после исправления могут быть представлены в ТФОМС в последующие периоды отдельным пакетом, сформированным в соответствии с настоящим Контрактом, равно как и документы, своевременно не представленные в Фонд в соответствии с п. 2.1.8 настоящего контракта“.

Из указанной нормы следует, что срок подачи документов, необходимых для оплаты лекарственных средств, (в том числе актов экспертизы) государственным контрактом не ограничен, государственный контракт не предусматривает конечную дату подачи отчетности, а следовательно, и конечную дату получения оплаты. Указанная позиция Истца основана, в том числе, на постановлениях Девятого арбитражного апелляционного суда по делам N А40-31032/08-22-225 (рассмотрено аналогичная ситуация, связанная с лекарственными средствами, отпущенными в 2007 г.) и N А40-58532/07-56-481 (рассмотрено аналогичная ситуация, связанная с лекарственными средствами, отпущенными в 2006 г.).

Поскольку конечный срок предоставления документов, необходимых для оплаты фактически отпущенных лекарственных средств, государственным контрактом не определен, получение ТФОМС подписанного ЗАО “РОСТА“ акта экспертизы N 39 от 12.03.2007 г.

решил:

взыскать с Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края в пользу ЗАО “РОСТА“ 158 068 969 руб. 01 коп. основного долга.

Выдать истцу справку на возврат из федерального
бюджета 100 000 руб. расходов по госпошлине, перечисленных по платежному поручению N 13780 от 28.05.2008 г.

Разъяснены порядок и сроки обжалования решения.