Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 26.05.2008 по делу N А26-7265/2007 Поскольку на момент вынесения решения и предписания о нарушении антимонопольного законодательства Федеральный закон “О защите конкуренции“ еще не вступил в силу, ответчик не мог нарушить требования недействующего закона, следовательно, оспариваемые решение и предписание недействительны.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 26 мая 2008 г. по делу N А26-7265/2007

Арбитражный суд Республики Карелия в составе:

председательствующего Подкопаева А.В.

протокол вела помощник судьи Клекачева В.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению администрации города Петрозаводска и общества с ограниченной ответственностью “Петрозаводская финансовая компания“ к управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия о признании недействительными: решения от 24 октября 2007 года по делу N 04-13/06 и предписания N 04-13/06-10 от 24 октября 2007 года,

при участии в заседании:

от администрации г. Петрозаводска - Редькиной Н.Н. (доверенность от 28.12.2008 г.),

от ООО “Петрозаводская финансовая компания“ - Несвижского Ю.А. (доверенность от 10.03.2008),

от ответчика - Шкарупы С.А. (доверенность
от 10.01.2008),

установил:

заявители - администрация г. Петрозаводска (далее - администрация) и общество с ограниченной ответственностью “Петрозаводская финансовая компания“ (далее - общество, ООО “ПФК“), обратились в Арбитражный суд с заявлениями о признании недействительными ненормативных актов управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (далее - управление): администрация оспаривает законность и обоснованность решения управления по делу N 04-13/06 от 24 октября 2006 года, общество оспаривает вышеуказанное решение и предписание N 04-13/06-10 от 24 октября 2007 года.

В отзыве на заявление управление не согласно с заявленными требованиями. Указывает, что ООО Сильвер“ неоднократно обращалось в администрацию с желанием построить в микрорайоне “Кукковка“ торговый комплекс. 22 августа 2006 года администрация направила ООО “Сильвер“ письмо, в котором сообщила, что участок, необходимый под строительство многофункционального комплекса по ул. Питкярантской, в данном квартале отсутствует. Однако, 10 октября 2006 года, согласно постановлению главы самоуправления г. Петрозаводска право разработки проектной документации на строительство административно-торгового центра было предоставлено ООО “ПФК“. Таким образом, администрация нарушила требования Земельного кодекса РФ и часть 1 статьи 15 Федерального закона “О защите конкуренции“.

В судебном заседании представители администрации и общества поддержали заявленные требования.

Представитель ответчика в судебном заседании не признал предъявленных требований, дал пояснения, аналогичные изложенному в отзыве.

Заслушав представителей администрации, общества и управления, исследовав и оценив представленные по делу доказательства, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Судом установлено, что 24 октября 2007 года управление вынесло решение, в котором признало факт нарушения администрацией части 1 статьи 15 Федерального закона “О защите конкуренции“, выразившийся в осуществлении действий, которые могут привести к ограничению конкуренции путем создания неравных условий деятельности на товарном рынке. В
этот же день управление выдало администрации об отмене администрацией акта, принятого с нарушением антимонопольного законодательства - постановления Главы самоуправления г. Петрозаводска N 2573 от 10 октября 2006 года.

Основаниями для принятия оспариваемых ненормативных актов послужили следующие обстоятельства.

С 2003 года общество с ограниченной ответственностью “Сильвер“ неоднократно обращалось в администрацию с просьбой разрешить реконструкцию здания магазина, находящегося на ул. Питкярантской в Петрозаводске и о намерении построить в микрорайоне “Кукковка“ новый многофункциональный торговый комплекс. На обращения ООО “Сильвер“ администрация давала ответы, что реконструкция магазина нецелесообразна, решение о строительстве нового торгового центра будет принято после завершения реконструкции универсама “Ритм“ и сдачи в эксплуатацию крытого торгового рынка “Ювенал“.

06 октября 2006 года администрацией был согласован акт выбора земельного участка для строительства обществом административно-торгового центра в районе универсама “Ритм“.

10 октября 2006 года Главой самоуправления г. Петрозаводска было вынесено постановление N 2573 “О предварительном согласовании места размещения и предоставления обществу права разработки проектной документации на строительство административно-торгового центра в районе универсама “Ритм“ по ул. Ровио“.

Согласно статье 31 Земельного кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.

Из представленных доказательств следует, что ООО “Сильвер“ не обращалось в администрацию города Петрозаводска с заявлением о выделении конкретного
земельного участка под проектирование и строительство торгового комплекса. Таким образом, администрацией не допущено нарушения требований Земельного кодекса РФ при вынесении постановления N 2573.

Кроме того, управление при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства, в оспариваемом решении указало, что администрация при издании постановления N 2573 от 10 октября 2006 года нарушила требования части 1 статьи 15 Федерального закона “О защите конкуренции“ - совершила действия, которые могут привести к ограничению конкуренции путем создания хозяйствующим субъектам неравных условий деятельности на товарном рынке.

Однако, как следует из статьи 54 Федерального закона “О защите конкуренции“, настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования. День официального опубликования вышеуказанного закона - 26 июля 2006 года, таким образом, на день вынесения постановления N 2573 - 10 октября 2006 года - Федеральный закон “О защите конкуренции“ еще не вступил в силу, и администрация не могла нарушить требования недействующего закона. В данном законе нет информации о том, что его действие распространяется на правоотношения, возникшие до вступления в силу данного закона.

Таким образом, оспариваемые заявителями ненормативные акты управления нарушают их права и законные интересы, являются незаконными, поэтому суд считает необходимым удовлетворить требования, признать оспариваемые решение и предписание недействительным, и обязать управление устранить допущенные нарушения прав и интересов заявителей.

Государственная пошлина, уплаченная заявителями при подаче заявления, подлежит взысканию с управления.

Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия,

решил:

1. Заявленные требования удовлетворить. Признать ненормативные акты управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия - решение от 24 октября 2007 года по делу N
04-13/06 и предписание N 04-13/06-10 от 24 октября 2007 года недействительными полностью, как несоответствующие Федеральному закону N 135-ФЗ “О защите конкуренции“. В данной части решение подлежит немедленному исполнению.

2. Расходы по госпошлине отнести на ответчика. Взыскать с управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия: в пользу администрации города Петрозаводска расходы по государственной пошлине в сумме 1000 рублей, в пользу ООО “Петрозаводская финансовая компания расходы по государственной пошлине в сумме 4000 рублей.

3. Решение может быть обжаловано:

- в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения - в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Санкт-Петербург);

- в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (г. Санкт-Петербург).

Судья

А.В.ПОДКОПАЕВ