Решения и определения судов

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2008 N 16АП-1263/08 по делу N А61-495/08-4 По делу об отмене постановления, предписания антимонопольного органа о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 июля 2008 г. N 16АП-1263/08

Дело N А61-495/08-4

Резолютивная часть постановления объявлена 07.07.2008,

дата изготовления постановления в полном объеме 14.07.2008

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Параскевовой С.А., судей: Баканова А.П., Винокуровой Н.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Тарасенко А.Н. и участии в судебном заседании от истца - общества с ограниченной ответственностью “Лайн“ - Габеева А.А., Саракаева А.В., от ответчика - Управления федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия - Алания - Кудзиевой А.С., Джиоевой В.В., в отсутствие третьего лица - общества с ограниченной ответственностью “Севоспотребсоюз“ извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, о чем
свидетельствует почтовое уведомление в материалах дела, рассмотрев апелляционную жалобу Управления федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия - Алания на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 28.04.2008 по делу N А61-495/08-4 (судья Бекоева С.Х.), установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью “Лайн“ (далее - общество) обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 04.03.2008, предписания N Р11-07/07-2 о прекращении нарушения законодательства о рекламе Управления федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия - Алания (далее - управление), об отмене пунктов 1 и 3 решения комиссии управления от 22.02.2008 (уточненные требования).

Решением арбитражного суда первой инстанции от 28.04.2008 пункты 1 и 3 решения комиссии управления от 22.02.2008 и предписание от 22.02.2008 N 11-07/07-2 признаны недействительными, постановление управления от 04.03.2008 о наложении штрафа в размере 40 000 рублей признано незаконным и отменено.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявления общества, указал, что управление не доказало, что изображение товарного знака “ПОЛ-СТА“ ассоциируется с рекламой алкогольной продукции.

Управление не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить обжалуемое решение, принять новый судебный акт. Считает, что суд первой инстанции не выяснил все обстоятельства, имеющие значение для дела, постановление о наложении штрафа за совершение административного правонарушения является законным и обоснованным.

Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, из которого следует, что оно не согласно с доводами апелляционной жалобы, просит оставить оспариваемое решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Апелляционный суд пересматривает решение арбитражного суда первой инстанции от 28.04.2008 в соответствии со статьями 266 - 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации, проверяет законность принятого решения и правильность применения норм материального и процессуального права.

Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыв на нее, материалы дела, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, в ходе осуществления государственного контроля за рекламной деятельностью, управлением выявлен факт ненадлежащей рекламы, распространявшейся в виде рекламных постеров на трамваях N 203, 208, 213 города Владикавказа. В рекламном постере содержится товарный знак “ПОЛ-СТА“, название обладателя товарного знака общество с ограниченной ответственностью “Владикавказский пищекомбинат“ (далее - пищекомбинат), указан адрес и телефон обладателя товарного знака и объект рекламирования - минеральная вода и сладкая газированная вода. Комиссией управления принято решение от 22.02.2008 о признании такой рекламы ненадлежащей и нарушающей пункт 3 части 2 статьи 5 и пункт 4 части 2 статьи 21 Федерального закона “О рекламе“ (далее - Закон), рекламораспространителю - обществу выдано предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе, поскольку реклама оказывает на потребителей неосознанное воздействие, ассоциируется с рекламой выпускаемой обществом водки “ПОЛ-СТА“, обществу предложено в десятидневный срок прекратить распространение рекламы алкогольной продукции - водки с товарным знаком “ПОЛ-СТА“ на транспортных средствах общего пользования.

В отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N Р03-02/08-А по материалам административного дела, возбужденного по признакам нарушения действующего законодательства Российской Федерации о рекламе. В данном протоколе был зафиксирован факт того, что в общество, являясь рекламораспространителем на транспортных средствах общего пользования трамваях N 203, 208, 213 распространяет рекламу с изображением сладких газированных напитков, центральный элемент рекламы - товарный знак “ПОЛ-СТА“, который занимает 80%
рекламной площади, полностью соответствует товарному знаку алкогольной продукции - водки, производимой пищекомбинатом и реализуемой на территории Республики Северная Осетия - Алания.

Рассмотрев материалы административного дела возбужденного в отношении общества 04.03.2008 начальник управления вынес постановление о назначении наказания за нарушение законодательства о рекламе, штрафа предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде административного штрафа в размере 400 минимальных размеров оплаты труда, что составляет 40 000 рублей.

Данное обстоятельство послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требований, исходил из недоказанности материалами дела факта нарушения обществом законодательства о рекламе и неправомерности привлечения общества к административной ответственности.

Апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют установленным по данному делу фактическим обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам, и основаны на правильном применении норм материального права.

В соответствии со статьей 14.3 Кодекса нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.

Согласно статье 3 Закона под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Ненадлежащей рекламой является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В пункте 3 части 2 статьи 5 Закона определено, что недобросовестной признается реклама, которая представляет собой рекламу товара, реклама которого, в частности, запрещена данным способом, в данное время или в данном месте, а также под видом рекламы изготовителя или продавца
такого товара.

Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются (часть 1 статьи 5 Закона).

В силу пункта 5 части 2 статьи 21 Закона реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.

Таким образом, из указанных положений законодательства применительно к обстоятельствам дела следует, что недобросовестной является наружная реклама именно алкогольной продукции, то есть пищевой продукции, которая произведена с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции.

Положения закона, императивно запрещающего совершение тех либо иных действий (бездействия), и являющиеся основанием для квалификации таких действий как события административного правонарушения не могут толковаться расширительно в силу статьи 1.5, части 1 статьи 1.6 Кодекса.

Из материалов дела видно, что в рекламном постере на которой изображен товарный знак “ПОЛ-СТА“ в сочетании с изображением сладких газированных напитков. При этом указание на то, что общество предлагает к реализации конкретные алкогольные напитки, в спорной рекламе отсутствует.

Следовательно, данная реклама не содержит информации, направленной на привлечение внимания неопределенного круга лиц именно к алкогольной продукции.

Доказательства обратного управлением в материалы дела не представлены (ст. 65, 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Кроме того, как пояснил в судебном заседании представитель общества, в ассортимент входит не только алкогольная продукция, но и достаточно широкий ассортимент других напитков и продуктов питания.

На основании изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что целью размещения указанного рекламного постера является реклама принадлежащего обществу его товарного знака, зарегистрированного
для обозначения различных товаров, с обязательной демонстрацией рекламируемого товара, а не реализуемой обществом алкогольной продукции.

Таким образом, спорная реклама не нарушает положения статьи 21 Закона, следовательно, признаки объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьи 14.3 Кодекса, в действиях общества отсутствуют.

В апелляционной жалобе управлением ссылается на информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 N 37 и считает, что реклама, распространяемая обществом ассоциируется с алкогольной продукцией.

Как указано в пункте 16 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 N 37 “Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе“, информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара.

Из материалов дела следует, что в перечень выпускаемой под товарным знаком “ПОЛ-СТА“ входят минеральная вода, сладкие газированные напитки, конфеты.

Вывод суда о том, что общество рекламировало минеральную и сладкую газированную воду, является правомерным.

С учетом изложенного, апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение суда первой инстанции принято в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.

Руководствуясь статьями 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 28.04.2008 по делу N А61-495/08-4 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление апелляционного суда вступает в законную силу с момента принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.

Председательствующий

С.А.ПАРАСКЕВОВА

Судьи

А.П.БАКАНОВ

Н.В.ВИНОКУРОВА