Решения и постановления судов

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.10.2008 по делу N А40-51877/08-117-173 В удовлетворении искового заявления о признании недействительным акта налогового органа об отказе в возмещении НДС отказано, поскольку услуги по организации погрузки, перевалки нефти по договору транспортной экспедиции подлежат налогообложению по ставке 0 процентов, следовательно, материалы дела свидетельствуют о доказанности факта неправомерного применения налогоплательщиком вычета по указанным операциям.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 17 октября 2008 г. по делу N А40-51877/08-117-173

Резолютивная часть решения объявлена 16 октября 2008 г. Решение в полном объеме изготовлено 17 октября 2008 г.

Арбитражный суд г. Москвы в составе председательствующего

М.

при ведении протокола судебного заседания судьей М.

рассмотрел дело по иску ОАО “Татнефть“ им. В.Д. Шашина

к МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1

о признании частично недействительным решения



В заседании приняли участие:

От истца Х. д. от 28.05.08, пасп. 92 01 875128 от 04.01.02

В. д. от 29.12.06, пасп. 92 01 875753 от 10.01.02

От ответчика К. д. от 20.08.08, уд. УР N 431078

установил:

иск заявлен о признании недействительным решения ответчика от 07.05.08 N 52-02-17/1183/879 в части пункта 3, т.е. в части отказа в возмещении НДС за сентябрь 2006 г. в размере 371 636 руб. Заявитель не согласен с выводами инспекции об отсутствии оснований для применения налогового вычета по агентскому вознаграждению ОАО АК “Транснефть“, ЗАО НГДП “Абдулинскнефтегаз“ и ЗАО “Татнефть-Самара“ по обеспечению транспортировки нефти по территории стран СНГ и Балтии, а также по агентскому вознаграждению ООО “Триэрсервис“, ООО “Меритайм-сервис“, за организацию перевалки нефти. По мнению заявителя, поставщиками обоснованно выставлена по агентскому вознаграждению налоговая ставка 18%.

Ответчик против иска возражает по доводам отзыва. По мнению ответчика, подлежала применению налоговая ставка 0%, а не 18%, поскольку оказанные услуги подпадают под действие нормы пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ - они непосредственно связаны с экспортом товаров, оказаны после помещения товаров под таможенный режим экспорта.

Исследовав письменные доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд установил, что иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Налоговым органом проведена налоговая проверка уточненной налоговой декларации Общества по НДС по налоговой ставке 0% за сентябрь 2006 г. и представленных с нею документов. По результатам проверки составлен акт от 24.03.08 N 52-02-16/271-2 и приняты два решения от 07.05.08: N 52-02-17/1184/1021 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и N 52-02-17/1183/879 о возмещении (частично) суммы НДС, заявленной к возмещению. Этим последним решением налоговый орган признал правомерным применение налоговой ставки 0% и возместил НДС в размере 216 187 859 руб. Одновременно было отказано в возмещении 371 636 руб.

Из решения следует, что не приняты налоговые вычеты по причине неправильного определения размера налоговой ставки. Заявителю выставлены поставщиками счета-фактуры с выделением НДС по 18%. Не приняты следующие налоговые вычеты:



По ОАО АК “Транснефть“

-----------T------------T--------------T------------------------¬

¦Дата счет-¦Номер счет- ¦ Сумма НДС по ¦ Доля НДС возмещаемая ¦

¦ фактуры ¦ фактуры ¦ счет-фактуре ¦ сентябре 2006, руб. ¦

+----------+------------+--------------+------------------------+

¦31.07.2006¦06/24/09296 ¦343195.63 руб.¦172 945.25 ¦

+----------+------------+--------------+------------------------+

¦31.08.2006¦06/24/10592 ¦389032.63 руб.¦179 679.41 ¦

+----------+------------+--------------+------------------------+

¦Итого ¦ ¦ ¦352 624,66 ¦

L----------+------------+--------------+-------------------------

ПО ЗАО НГДП “Абдулинскнефтегаз“ и ЗАО “Татнефть-Самара“

---------------------T------------T-------------T----------T--------------¬

¦ Поставщик ¦ Дата счет- ¦ Номер счет- ¦ Сумма ¦ Доля НДС ¦

¦ ¦ фактуры ¦ фактуры ¦ НДС по ¦ возмещаемая ¦

¦ ¦ ¦ ¦ счет- ¦ в сентябре, ¦

¦ ¦ ¦ ¦ фактуре ¦ руб. ¦

+--------------------+------------+-------------+----------+--------------+

¦ЗАО НГДП ¦30.08.2006 ¦06/24/10628 ¦23.25 ¦18.86 ¦

¦“Абдулинскнефтегаз“ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+--------------------+------------+-------------+----------+--------------+

¦ЗАО “Татнефть- ¦31.08.2006 ¦06/24/10609 ¦746.23 ¦605.31 ¦

¦Самара“ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+--------------------+------------+-------------+----------+--------------+

¦ ¦Итого ¦ ¦ ¦624,17 ¦

L--------------------+------------+-------------+----------+---------------

По ООО “Триэрсервис“

-------------T-------------T--------------T-------------------------------¬

¦ Дата счет- ¦ Номер счет- ¦ Сумма НДС по ¦ Доля НДС ¦

¦ фактуры ¦ фактуры ¦ счет-фактуре ¦ возмещаемая в сентябре 2006, ¦

¦ ¦ ¦ ¦ руб. ¦

+------------+-------------+--------------+-------------------------------+

¦11.07.2006 ¦тр-206/06 ¦449.62 USD ¦6 157.48 ¦

+------------+-------------+--------------+-------------------------------+

¦24.07.2006 ¦тр-218/06 ¦10.25 USD ¦140.79 ¦

+------------+-------------+--------------+-------------------------------+

¦28.08.2006 ¦тр-253/06 ¦433.55 USD ¦5 354.02 ¦

+------------+-------------+--------------+-------------------------------+

¦31.08.2006 ¦тр-257/06 ¦11.72 USD ¦144.69 ¦

+------------+-------------+--------------+-------------------------------+

¦Итого ¦ ¦ ¦11796,98 ¦

L------------+-------------+--------------+--------------------------------

По ООО “Меритайм-сервис“

-----------T------------T--------------T------------------------¬

¦Дата счет-¦Номер счет- ¦ Сумма НДС по ¦ Доля НДС возмещаемая в ¦

¦ фактуры ¦ фактуры ¦ счет-фактуре ¦ сентябре 2006, руб. ¦

+----------+------------+--------------+------------------------+

¦09.07.2006¦0000701 ¦180.19 USD ¦2 467.70 ¦

+----------+------------+--------------+------------------------+

¦28.07.2006¦0000732 ¦146.62 USD ¦0.52 ¦

+----------+------------+--------------+------------------------+

¦10.08.2006¦0000782 ¦180.1 USD ¦2 224.18 ¦

+----------+------------+--------------+------------------------+

¦21.08.2006¦0000825 ¦180.43 USD ¦1 897.46 ¦

+----------+------------+--------------+------------------------+

¦29.08.2006¦0000860 ¦109.67 USD ¦0.58 ¦

+----------+------------+--------------+------------------------+

¦Итого ¦ ¦ ¦6 590,44 ¦

L----------+------------+--------------+-------------------------

Фактические обстоятельства оказания услуг подтверждаются материалами дела и не оспариваются сторонами.

ОАО “Татнефть“ заключило с ОАО “АК “Транснефть“ договор об оказании услуг по (транспортировке нефти на 2006 год N 0006007/13-8Н/1222-3 от 22.12.2005 г. Раздел 1 “Предмет договора“ разделен на два пункта, согласно которым:

- Транснефть оказывает Татнефти услуги по транспортировке нефти по системе магистральных нефтепроводов (п. 1.1. договора)

- Транснефть, выступая агентом, оказывает Татнефти действия по обеспечению транспортировки нефти Татнефти по территории Республики Беларусь, Украины, Латвийской Республики, Литовской Республики, Республики Казахстан (п. 1.2. договора).

Для выполнения агентского поручения, в соответствии с п. 2.4.2. договора, Транснефть имеет право заключать договоры с трубопроводными организациями Республики Беларусь, Украины, Латвийской Республики, Литовской Республики, Республики Казахстан или организациями, должным образом ими уполномоченными. В свою очередь, Татнефть возмещает расходы Транснефти, произведенные ею при выполнении агентского поручения Татнефти, в соответствии с п. 2.1.22 договора.

Дополнительно к возмещению произведенных агентом расходов, за оказание посреднических услуг Татнефть уплачивает Транснефти агентское вознаграждение, составляющее 1,5% от суммы услуг по транспортировке нефти, увеличенное на сумму НДС по ставке 18%, согласно пунктам 2.1.22 и 8.16 договора.

ОАО “АК “Транснефть“ оказало Татнефти агентские услуги, обеспечив транспортировку нефти по территории Украины и Республики Беларусь. ОАО “АК “Транснефть“ самостоятельно не транспортировало нефть Татнефти по территории зарубежных государств, а привлекало для этого третьи лица, для чего были заключены соответствующие договоры между Транснефтью и транспортными организациями этих стран. Заявитель указал на следующие договоры: Договор N 0005100 от 16.11.2004 г. на оказание услуг по транспортировке нефти по территории Украины, заключенный между ОАО “АК “Транснефть“ и ОАО “Укртранснафта“, Украина; Договор N 0006104 от 31.10.2005 г. на оказание услуг по транспортировке нефти, заключенный между ОАО “АК “Транснефть“ и Новополоцким унитарным предприятием по транспорту нефти “Дружба“, Беларусь (НРУПТН “Дружба“); Договор N 006103 от 31.10.2005 г. на оказание услуг по транспортировке нефти, заключенный между ОАО “АК “Транснефть“ и РУП “Гомельтранснефть Дружба“, Республика Беларусь; Договор N 0004610 от 06.09.2004 г. на оказание услуг по транспортировке нефти по территории Украины по нефтепроводу “Одесса - Броды“ направлением на порт Южный, ее перевалке на морские суда, заключенный между ОАО “АК “Транснефть“ и компанией “Skilton Limited“, Кипр; Договор N 0006106 от 05.12.2005 г. на оказание услуг, заключенный между ОАО “АК “Транснефть“ и АО “Мажейкю Нафта“, Литовская Республика; Договор N 0006601 от 22.12.2005 г. на оказание услуг, заключенный между ОАО “АК “Транснефть“ и ОАО “АК Транснефтепродукт“, выступающим агентом от имени, по поручению и за счет ООО “LatRosTrans“, Латвия.

Факт исполнения агентского поручения подтверждается отчетами агента, на сумму агентского вознаграждения выставлены счета-фактуры с НДС по ставке 18%.

ОАО “Татнефть“ заключило договор поставки нефти с ЗАО НГДП “Абдулинскнефтегаз“ N 13-1Н/118-2 от 18.01.2006 г., согласно которому Абдулинскнефтегаз обязуется продать Татнефти в 2006 году нефть в количестве до 3 000 тонн из ресурсов ЗАО НГДП “Абдулинскнефтегаз“ (п. 1.1 договора).

Вопросы дальнейшей реализации нефти покупатель (Татнефть) решает самостоятельно и за свой счет, (п. 2.2. договора). Транспортировка нефти осуществляется по договору транспортировки нефти заключенному между ЗАО НГДП “Абдулинскнефтегаз“ и ОАО “АК “Транснефть“. В рамках вышеназванного договора поставки нефти, Абдулинскнефтегаз оказывает Татнефти посреднические услуги по транспортировке нефти по системе магистральных нефтепроводов до пункта назначения, на основании заключенного договора с ОАО “АК “Транснефть“. Стоимость транспортирования оплачивает покупатель и/или продавец за покупателя, на основании выставленных счетов продавца, возмещает продавцу... стоимость транспортировки нефти как по территории РФ так и за ее пределами с НДС по ставке 0 (ноль) %, а также агентское вознаграждение ОАО “АК “Транснефть“ в размере 1,5% кроме того НДС по ставке, установленной действующим законодательством РФ, от стоимости услуг по транспортировке нефти за пределами таможенной территории РФ (п. 2.3. договора, в редакции дополнительного соглашения к договору N 13-1Н/118-2 от 18.01.2006 г.,).

ЗАО НГДП “Абдулинскнефтегаз“ оказало Татнефти агентские услуги, обеспечив транспортировку нефти по территории Украины. ЗАО НГДП “Абдулинскнефтегаз“ самостоятельно не транспортировало нефть по территории зарубежного государства, а привлекло для этого третье лицо - ОАО “АК “Транснефть“, на основании заключенного между ЗАО НГДП “Абдулинскнефтегаз“ и ОАО “АК “Транснефть“ договора Об оказании услуг по транспортировке нефти N 0006215. ОАО “АК “Транснефть“, в свою очередь, в рамках исполнения агентского поручения, также привлекло третье лицо, для чего был заключен соответствующий договор между Транснефтью и транспортной организацией зарубежного государства.

Факт исполнения агентского поручения подтверждается отчетами агента, на сумму агентского вознаграждения выставлены счета-фактуры с НДС по ставке 18%.

ОАО “Татнефть“ заключило договор поставки нефти с ЗАО “Татнефть-Самара“ N 13- от 18.01.2006 г., согласно которому Татнефть-Самара обязуется продать Татнефти в 2006 году нефть в количестве до 35 000 тонн из ресурсов ЗАО “Татнефть-Самара“ п. 1.1 договора).

Вопросы дальнейшей реализации нефти покупатель (Татнефть) решает самостоятельно и за свой счет, (п. 2.2, договора). Транспортировка нефти осуществляется по договору транспортировки нефти, заключенному между ЗАО “Татнефть-Самара“ и ОАО “АК “Транснефть“.

В рамках вышеназванного договора поставки нефти, Татнефть-Самара оказывает Татнефти посреднические услуги по организации транспортировки нефти по системе магистральных нефтепроводов до пункта назначения, на основании заключенного договора с ОАО “АК “Транснефть“. Стоимость транспортирования оплачивает покупатель и/или продавец за покупателя, на основании выставленных счетов продавца, возмещает продавцу... стоимость транспортировки нефти как по территории РФ так и за ее пределами с НДС по ставке 0 (ноль) %, а также агентское вознаграждение ОАО “АК “Транснефть“ в размере 1,5% кроме того НДС по ставке, установленной действующим законодательством РФ, от стоимости услуг по транспортировке нефти за пределами таможенной территории РФ.

ЗАО “Татнефть-Самара“ оказало Татнефти агентские услуги, обеспечив транспортировку нефти по территории Украины. ЗАО “Татнефть-Самара“ самостоятельно не транспортировало нефть по территории зарубежного государства, а привлекло для этого третье лицо - ОАО “АК “Транснефть“, на основании заключенного между ЗАО “Татнефть-Самара“ и ОАО “АК “Транснефть“ договора Об оказании услуг по транспортировке нефти N 0006240. ОАО “АК “Транснефть“, в свою очередь, в рамках исполнения агентского поручения, также привлекло третье лицо, для чего был заключен соответствующий договор между Транснефтью и транспортной организацией зарубежного государства.

Факт исполнения агентского поручения подтверждается отчетами агента, на сумму агентского вознаграждения выставлены счета-фактуры с НДС по ставке 18%.

ОАО “Татнефть“ заключило с ООО “Триэрсервис“ агентский договор N 13-6н/1228-2 от 28.12.2005 г.

Согласно договору (п. 1.1.)“ Агент (Триэрсервис) обязуется за вознаграждение, от своего имени, но за счет Принципала (Татнефти), и по его поручению совершать юридические и иные действия, обеспечивающие организацию перевалки сырой нефти Принципала... на экспорт через порт Новороссийск в количестве, необходимом Принципалу, в связи с чем, Агент, принимая на себя возникшие обязательства, сам и/или с привлечением третьих лиц:

- организует прием, обработку и погрузку судов в Новороссийском торговом порту... а также произведет расчеты с портом за перевалку грузов Принципала;

- организует транспортно-экспедиционное обслуживание перевозимых грузов Принципала;

- организует декларирование и таможенное оформление грузов Принципала в Новороссийской таможне.

В обязанности Агента, согласно п. 2 договора, входит заключение договоров и выдача доверенностей от своего имени третьим лицам, для выполнения своих обязанностей перед Принципалом.

Согласно п. 4.1. договора, Принципал оплачивает Агенту тариф за перевалку груза, исходя из ставки 2,18 доллара США, в том числе НДС 0%, за каждую метрическую тонну отгруженной по коносаменту нефти.

Агентское вознаграждение составляет 0,03 доллара США, плюс НДС 18%, за каждую метрическую тонну отгруженной по коносаменту нефти (п. 4.2. договора).

Татнефть возмещает Триэрсервису расходы, связанные с изготовлением “Сертификатов происхождения товара“ Торгово-промышленной палаты г. Новороссийска, на основании отчета Агента (п. 4.4. договора), а также расходы, связанные с организацией брокерского оформления ГТД на основании отчета Агента (п. 4.5. договора).

ООО “Триэрсервис“ самостоятельно действий по транспортировке/перевалке нефти не производит, для исполнения агентского договора заключает договоры с иными организациями, производит расчеты с портом за перевалку грузов, за свои услуги получает агентское вознаграждение.

ООО “Триэрсервис“ исполнило поручения принципала (Татнефти), обеспечив перевалку нефти в порту Новороссийск, а также изготовление сертификатов происхождения товара. При этом ООО “Триэрсервис“ для выполнения указанных действий привлекало третьи организации, для чего между ООО “Триэрсервис“ и этими третьими лицами были заключены договоры, по факту исполнения сделок были оформлены соответствующие документы (акты выполненных работ, счета-фактуры по оформлению ГТД, сертификатов происхождения товара).

Факт исполнения услуг агента подтверждается актами приема-передачи оказанных услуг по договору N 13-6Н/1228-2 от 28.12.2005 г. 14/06 от 09.07.2006 г., N 15/06 от 21.07.2006 г. N 18/06 от 26.08.2006 г., N 19/06 от 29.08.2006 г.

После выполнения поручения Принципала, ООО “Триэрсервис“ выставило агентское вознаграждение, с применением НДС 18% по счетам-фактурам, которое оплачено перечислением денежных средств на счет ООО “Триэрсервис“.

ОАО “Татнефть“ заключило с ООО “Меритайм-сервис“ агентский договор N 13-6/1101-1 от 01.11.2004 г.

Согласно договору (п. 1.1. и п. 1.2., в редакции дополнительного соглашения N 2/1, стр. 407), Принципал поручает Агенту от имени, за счет и в интересах Принципала, а, в необходимых случаях, от своего имени за вознаграждение подписывать соответствующие договоры (документы), производить работы и оказывать посреднические услуги по обеспечению таможенного оформления и экспедиторского обслуживания перевалки нефти на экспорт через ООО “Спецнефтепорт Приморск“ в количестве, необходимом Принципалу, а Агент принимает на себя возникшие в связи с этим обязательства.

Агент, действуя от своего имени:

- оказывает посреднические услуги по обеспечению транспортно-экспедиционного обслуживания и таможенного оформления экспортируемой Принципалом нефти;

- представляет интересы Принципала в ООО “Приморский торговый порт“, ЗАО Морской Портовый Сервис“, Торгово-Промышленной Палате и в ООО “Спецнефтепорт Приморск“, а также выполняет иные письменные поручения Принципала связанные с выполнением обязательств по организации экспедиторских услуг, экспортируемой принципалом нефти.

В обязанности Агента, согласно п. 2 договора, входит следующее:

- выдает ООО “Спецнефтепорт Приморск“ поручение на погрузку нефти;

- заключает договор с лицом, включенным в реестр таможенных брокеров на таможенное оформление товара;

- организует визирование в таможне поручения на погрузку, оформление предварительной (временной) ГТД;

- готовит полный пакет документов на английском языке;

- вручает капитану комплект отгрузочных документов;

направляет Принципалу комплект отгрузочных документов; - постоянно направляет Принципалу необходимую информацию;

- организует оформление в Выборгской таможне полной таможенной декларации;

- предоставляет отчет агента.

Размер агентского вознаграждения, размер возмещаемых Принципалом Агенту произведенных последним расходов отдельно оговорены в разделе 5 договора.

ООО “Меритайм-сервис“ самостоятельно действий по транспортировке/перевалке нефти не производит, для исполнения агентского договора заключает договоры с иными организациями, производит расчеты с портом за перевалку грузов, за свои услуги получает агентское вознаграждение.

ООО “Меритайм-сервис“ исполнило поручения принципала (Татнефти), оказав посреднические услуги по обеспечению транспортно-экспедиционного обслуживания экспортируемой нефти в порту Приморск, а также изготовление сертификатов происхождения товара. При этом ООО “Меритайм-сервис“ для выполнения указанных действий привлекало третьи организации. Транспортно-экспедиционное обслуживание и оформление сертификатов происхождения производит ООО “Сумма“, с которой ООО “Меритайм-сервис“ заключило соответствующий договор; перевалка нефти осуществляется ООО “Приморский Торговый Порт“, с которым ОАО “Татнефть“ заключило прямой договор об оказании услуг N 13-10/403-4 от 03.04.2006 г., вне рамок заключенного с ООО “Меритайм-сервис“ агентского договора. В подтверждение приложены счета-фактуры ООО “Сумма“, акты выполненных работ между ООО “Сумма“ и ООО “Меритайм-сервис“, договор между ОАО “Татнефть“ и ООО “Приморский Торговый Порт“.

Факт исполнения услуг агента подтверждается актами сдачи-приемки оказанных услуг по договору N. 3-6/1101-1 от 01.11.2004 г. N 17 от 09.07.2006 г. N 18 от 28.07.2006 г., N 19 от 10.08.2006 г., N 20 от 21.08.2006 г., N 21 от 29.08.2006 г.

Заявитель полагает, что применение налоговой ставки 18% правомерно, поскольку относится не к услугам по перевозке экспортируемых товаров, а к агентским услугам, не связанным с транспортировкой, перевозкой, но имеющим специфический характер, в связи с чем агентские услуги не подпадают под действие пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ. Агентские услуги не являются услугами по организации перевозки, перегрузки т.п., не являются они и иными подобными услугами. Непосредственной связи между агентскими услугами и реализацией на экспорт также нет. Услуг по перевозке или экспедированию грузов агенты Обществу не оказывают.

Суд оценивает применение налоговых вычетов по ставке 18% как неправомерное исходя из следующих фактических и правовых оснований.

Относительно агентского вознаграждения по обеспечению транспортировки нефти по территории СНГ и Балтии.

Материалами дела подтверждается, что агент принял на себя организацию транспортировки нефти заявителя трубопроводным транспортом по территории других государств.

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ к облагаемым по ставке 0% относятся работы (услуги), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а именно работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок вывозимых за пределы таможенной территории Российской Федерации товаров, а также согласно пп. 3 п. 1 данной статьи работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой или транспортировкой товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита.

Из материалов дела и объяснений сторон следует, что ОАО “АК “Транснефть“ оказывало услуги по транспортировке нефти, принадлежащей грузоотправителю (заявителю) по системе магистральных нефтепроводов Российской Федерации, а также услуги по обеспечению транспортировки нефти грузоотправителя трубопроводным транспортом по территории стран СНГ и Балтии; перевозка оформлялась на основании заказа на транспортировку единым перевозочным документом - маршрутным поручением. Тем самым при экспорте нефти до таможенной границы РФ ОАО “АК Транснефть“ являлось перевозчиком (и применяло к своим услугам ставку 0%), после пересечения границы - агентом в отношении той же партии нефти, так как организовывало перевозку с привлечением перевозчиков - организаций вышеперечисленных государств (и в отношении указанных операций применяло ставку 18%). Указанные услуги перевыставлялись обществу с формулировкой “агентское вознаграждение по обеспечению транспортировки нефти по территории стран СНГ и Балтии“.

Между тем, к данным операциям подлежит применению ставка 0%, так как по существу при вывозе нефти за пределы таможенной территории РФ и организации ее дальнейшего перемещения по территории сопредельных государств ОАО “АК Транснефть“ являлось экспедитором, выполнявшим функции по организации перевозки, вверенного ему товара. Согласно ст. 801 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента) выполнить или организовать выполнение услуг, связанных с перевозкой груза. В силу прямого указания, содержащегося в пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ, услуги по организации перевозки экспортируемого товара отнесены к облагаемым по ставке 0%. Указанное следует также из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 19.06.2006 N 16305/05, согласно которому налоговая ставка по НДС для операций по реализации услуг по сопровождению, транспортировке, погрузке, перегрузке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации и импортируемых в Российскую Федерацию товаров и иных подобных работ и услуг, к которым относятся, как это следует из п. 1 ст. 801 ГК РФ, и экспедиторские услуги, составляет 0%. Налогоплательщик не вправе произвольно и по своему усмотрению изменять установленную налоговым законодательством ставку налога.

Суд также принимает во внимание, что перемещение товара (нефти) через территорию сопредельных государств производится транзитом, организация указанной перевозки будет подлежать обложению по ставке 0%, в том числе в силу пп. 3 п. 1 ст. 164 НК РФ. На основании вышеизложенного суд считает, что доводы заявителя о неправомерном отказе Инспекцией в праве на вычет по НДС по данному виду агентских услуг необоснованны; оспариваемое решение в данной части соответствует законодательству о налогах и сборах.

При этом судом также принимаются во внимание следующие обстоятельства.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации обложение налогом на добавленную стоимость производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, названных в подпункте 1 пункта 1 этой статьи.

Положение подпункта 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса распространяется на работы (услуги) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке товаров, экспортируемых за пределы территории Российской Федерации, организации транспортировки.

Данный перечень работ (услуг) не является исчерпывающим, в связи с чем при рассмотрении дела необходимо установить связь оказанных услуг с вывозом за пределы таможенной территории РФ товаров.

Операции, предусмотренные подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса, подлежат обложению налогом на добавленную стоимость по ставке 0 процентов при условии, что соответствующие товары помещены под таможенный режим экспорта на момент совершения данных операций либо если по характеру самих операций они могут осуществляться только в отношении экспортных товаров. Данная правовая позиция изложена в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 06.11.2007 г. N 10249/07 и от 19.02.2008 г. N 12371/07.

Материалами дела подтверждается, что услуги по организации перемещения нефти трубопроводным транспортом по территории стран СНГ и Балтии оказаны после помещения нефти под таможенный режим экспорта, что подтверждается сравнительной таблицей (т. 1 л.д. 25).

В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации агентских услуг по обеспечению транспортировки нефти вне территории РФ признается в целях настоящей главы территория РФ, поскольку деятельность организации, которая оказывает данные услуги, осуществляется на территории РФ.

Данная норма подлежит применению при рассмотрении настоящего спора, поскольку спорный вид услуг не предусмотрен пп. 1 - 4 п. 1 указанной статьи.

Транспортировка нефти по территории стран СНГ и Балтии и ее обеспечение являются услугами, связанными с реализацией нефти на экспорт, поэтому данные услуги в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса облагаются налогом на добавленную стоимость по ставке 0 процентов.

Данный правовой подход применен ФАС МО к оценке аналогичных правоотношений в постановлениях от 30.07.08 N КА-А40/6955-08, от 29.07.08 N К-А40/6911-08, от 24.06.08 N КА-А40/5476-08.

Относительно агентского вознаграждения по организации перевалки нефти в порту.

Агентское вознаграждение как оплата за часть услуги ООО “Меритайм-Сервис“ и ООО “Триэрсервис“ по организации перевалки нефти подлежит налогообложению по ставке 0%. Подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ к облагаемым по ставке 0% относятся работы (услуги), непосредственно связанные с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а именно работы (услуги)... по организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы таможенной территории Российской Федерации, выполняемые российскими организациями... и иные подобные работы (услуги). Тем самым подлежат обложению по ставке 0% не только собственно услуги по погрузке (перевалке), но и услуги по ее организации. Из содержания представленных в материалы дела договоров с ООО “Меритайм-Сервис“ и ООО “Триэрсервис“ и актов приемки оказанных услуг следует, что в их обязанности входила организация перевалки нефти в портах при экспорте; выставляемые данными лицами счета-фактуры и составляемые акты содержали вознаграждение как организатора перевалки (агента). Тем самым с учетом использованной законодателем формулировки пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ в редакции Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ о применении к операциям по организации погрузки и перегрузки ставки 0%, необходимости разделять единую хозяйственную операцию, в том числе в части применяемых ставок по НДС, не имеется. Услуга по организации погрузки, перевалки (т.е. услуга транспортной экспедиции как комплексного договора) подлежит обложению по ставке 0%, следовательно, вычет по указанным операциям применен обществом неправомерно.

Судом проверен и отклоняется довод заявителя о том, что агентские услуги не связаны с транспортировкой и перевалкой нефти. То обстоятельство, что поставщики Общества, выполняя функции агентов, не занимались непосредственно транспортировкой и перевалкой, привлекая для этих целей другие организации, само по себе не свидетельствует об отсутствии связи оказанных ими услуг с экспортом, поскольку транспортировка и перевалка производились именно в отношении экспортированных товаров, следовательно и организация такой транспортировки и перевалки не может не быть связана с экспортом.

Заявитель оспаривает вывод инспекции о квалификации услуг поставщиков как экспедиторских. Между тем, несоответствие заключенных заявителем с поставщиками договоров всем признакам договора транспортной экспедиции само по себе не лишает эти правоотношения фактических признаков экспедирования. При этом судом принимается во внимание специфика оказанных услуг применительно к транспортировке трубопроводным транспортом, а также комплексный характер услуг по перемещению нефти с перевалкой в порту.

В соответствии с п. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Оснований признать решение недействительным в оспариваемой части, предусмотренных данной нормой, суд не установил.

Учитывая изложенное, в соответствии со ст. 164, 169, 171, 172 НК РФ, руководствуясь ст. ст. 65, 106, 110, 167 - 170 АПК РФ, суд

решил:

отказать в удовлетворении заявления о признании недействительным решения от 07.05.08 N 52-02-17/1183/879 о возмещении (частично) суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, в части п. 3, которым отказано в возмещении НДС за сентябрь 2006 г. в размере 371 636 руб.

Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.