Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.09.2008 по делу N А40-51484/07-121-376 В удовлетворении заявления о признании незаконными действий регистрирующего органа по отказу в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества отказано, так как возведение обществом без разрешения на строительство капитального здания на земельном участке, не отведенном для этих целей, свидетельствует о невозможности приобретения права собственности в установленном законом порядке.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 8 сентября 2008 г. по делу N А40-51484/07-121-376

Резолютивная часть решения объявлена 02.09.2008 г.

Полный текст решения изготовлен 08.09.2008 г.

Арбитражный суд города Москвы в составе:

председательствующего-судьи А.,

при ведении протокола помощником судьи Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению ЗАО “Концерн Лусине“

к Управлению Федеральной регистрационной службы по г. Москве

третьи лица: 1). ЖСК “Советский композитор“, 2). Правительство г. Москвы, 3). Департамент земельных ресурсов г. Москвы

признании незаконными действий

в заседании приняли участие: от заявителя - М. (дов. б/н от 29.04.2008 г., пасп. 45 05 848335, выд. 19.07.2003 г.), от ответчика - К.А.В. (дов. N 129 от 02.10.2007 г., удост. N 009145), от
ЖСК “Советский композитор“ - С. (дов. б/н от 03.02.2003 г., пасп. 45 04 N 891984, выд. 29.01.2003 г.), от Правительства г. Москвы - К.А.Б. (дов. N 4-47-7639/8 от 22.05.2008 г.) от Департамента земельных ресурсов - П. (дов. N 33-И-3329/7 от 29.12.2007 г., уд. N 694),

установил:

ЗАО “Концерн Лусине“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы о признании незаконными действия Управления Федеральной регистрационной службы по Москве (далее - УФРС по г. Москве) в отказе в проведении государственной регистрации права собственности заявителя на объект недвижимого имущества - нежилое здание общей площадью 7 605,7 кв. м, расположенное по адресу: г. Москва, Газетный пер. д. 13/15, оформленный письмом N 12/018/2007-375, а также об обязании УФРС по г. Москве зарегистрировать право собственности ЗАО Концерн “Лусине“ на указанный объект недвижимости.

В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования, указал, что в регистрирующий орган представлены документы, подтверждающие факт создания объекта недвижимого имущества.

Пояснил, что земельно-правовые отношения на земельный участок, расположенный под зданием по вышеуказанному адресу, подтверждаются договором аренды земельного участка N М-01-505143 от 23.03.1999 г., разрешениями на проведение строительно-монтажных работ.

Ссылаясь на ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, полагает, что распоряжение Префекта ЦАО г. Москвы от 07.12.1998 г. N 1448-р, является разрешением на строительство.

Указывает, что прием завершенного строительством объекта недвижимого имущества был произведен в соответствии с Московскими городскими строительными нормами “Приемка и ввод в эксплуатацию законченных строительством объектов“, утвержденных Постановлением Правительства г. Москвы N 530 от 11.07.2000 г.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок
с ним“.

Полагает, что отказ регистрирующего органа противоречит ст. 17, 25 Федерального закона N 122 от 21.06.1997 г., указывает, что представил все документы, предусмотренные указанным Федеральным законом.

Поясняет, что имеет право собственности на незавершенный строительством объект по указанному адресу.

Ответчик возражал относительно удовлетворения заявления, пояснил, что поддерживает доводы, изложенные в кассационной жалобе УФРС по г. Москве на решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.11.2007 г.

Представитель третьего лица - Правительства г. Москвы представил письменный отзыв, возражал относительно удовлетворения заявленных требований.

По доводам, изложенным в отзыве, указывает, что у ответчика не имелось правовых оснований для государственной регистрации права собственности заявителя на нежилое здание общей площадью, расположенное по адресу: г. Москва, Газетный пер. д. 13/15.

Ссылаясь на Градостроительный кодекс РФ, указывает, что у Общества не имелось разрешения на строительство объекта по вышеуказанному адресу.

Представитель третьего лица - ЖСК “Советский композитор“ представил объяснения по делу, возражал относительно удовлетворения заявленных требований.

Полагает, что Общество не представило для государственной регистрации права собственности документов, подтверждающих права на земельный участок, на котором находится нежилое помещение.

Указывает, что земельный участок, на котором находится здание, передан в аренду ЖСК “Советский композитор“, полагает, что заявитель выполнил строительство здания не имея на то правовых оснований.

Представитель третьего лица - Департамента земельных ресурсов г. Москвы возражал относительно удовлетворения заявленных требований.

Пояснил, что поддерживает доводы, изложенные в отзыве Правительства г. Москвы.

Исследовав материалы дела и документы, представленные сторонами, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований заявителя по следующим основаниям.

Как усматривается из материалов дела, 30.07.2007 г. заявитель обратился в УФРС по г. Москве с заявлением о государственной регистрации
права собственности на нежилое здание по адресу: г. Москва, Газетный пер. д. 13/15.

Как следует из расписки N 77-77-12/018/2007-375, для государственной регистрации Обществом были представлены: заявление от 30.07.2007 г., платежное поручение от 12.07.2007 г. N 877, доверенность от 13.07.2007 г. N 2д-79, протокол от 10.01.2006 г., протокол от 10.01.2006 г. N 1, приказ от 10.01.2006 г. N 1, устав, изменения к уставу, свидетельства от 05.12.1994 г., от 08.01.1997 г., от 01.12.1999 г., от 12.04.2000 г., от 24.09.1999 г., от 06.02.2003 г., от 03.02.2006 г., выписка от 17.07.2007 г., приказ от 23.03.2007 г. N 8д, письмо от 10.04.2007 г., акт от 28.03.2007 г., акт от 06.04.2007 г.

Уведомлением N 12/018/2007-375 УФРС по г. Москве сообщило заявителю о приостановлении государственной регистрации права собственности до 29.09.2007 г. в связи с не представлением Обществом документов, подтверждающих факт ввода в эксплуатацию объекта недвижимого имущества.

Согласно расписке N 77-77-12/022/2007-821, для государственной регистрации Обществом были представлены: заявление от 11.09.2007 г., доверенность от 13.07.2007 г. N 2д-79, техническая документация от 16.08.2007 г.

Письмом N 12/018/2007-375 Обществу было отказано в регистрации права собственности на объект недвижимого имущества по адресу: г. Москва, Газетный пер. д. 13/15, в связи с непредставлением в регистрирующий орган документов, подтверждающих факт ввода в эксплуатацию объекта недвижимого имущества на земельном участке, отведенным под строительство.

Не согласившись с отказом в регистрации права собственности, Общество обратилось в Арбитражный суд г. Москвы.

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 22.11.2007 г., заявленные требования были удовлетворены. Постановлением Девятого апелляционного суда от 03.03.2008 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 19.05.2008
г., судебные акты отменены и дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы.

В постановлении суда кассационной инстанции указано, что при новом рассмотрении дела суду первой инстанции надлежит исследовать договор аренды N М-0150543 от 23.03.1999 г., проверить, отводился ли земельный участок в установленном порядке под строительство ЗАО “Концерн Лусине“.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 2 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а не пункт 1.

Как следует из п. 1 ст. 289 АПК РФ, указания суда кассационной инстанции обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего данное дело.

Согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ (в редакции, действующей на момент вынесения решения об отказе в государственной регистрации), основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные решения; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на
момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним заявителю от прежнего правообладателя в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения.

Как следует из ст. 25 указанного Федерального закона, право на вновь создаваемый объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания. В случае необходимости совершения сделки с объектом незавершенного строительства право на указанный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих право пользования земельным участком для создания объекта недвижимого имущества, в установленных случаях на основании проектно-сметной документации, а также документов, содержащих описание объекта незавершенного строительства.

Обязательным приложением к документам, необходимым для государственной регистрации прав, являются план земельного участка, участка недр и (или) план объекта недвижимости с указанием его кадастрового номера.

Как следует из п. 5 ч. 1 ст. 8 Градостроительного Кодекса РФ, к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений;

Обществом для государственной регистрации права собственности представлен акт приемки заказчиком законченного строительством объекта от 28.03.2008 г., из которого усматривается, что генеральным подрядчиком ЗАО “Концерн Лусине“ выполнены работы по строительству административного здания по адресу: г. Москва, Газетный пер., д. 13/15, площадь объекта - 7 605, 7 кв. м.

Акт подписан генеральным подрядчиком ЗАО “Концерн Лусине“ и заказчиком - ЗАО “Эхо“.

Также в материалах дела имеется акт приемки законченного строительством объекта от подрядчика от 06.04.2007 г., подписанный представителями генерального подрядчика и заказчика ЗАО “Концерн Лусине“, и представителями субподрядных организаций.

Постановлением Правительства
г. Москвы N 530 от 11.07.2000 г., которым утверждены Московские городские строительные нормы “Приемка и ввод в эксплуатацию законченных строительством объектов“ (далее МГСН 8.01-00).

Как следует из п. 4.4. МГСН 8.01-00, предъявляемый к приемке в эксплуатацию объект должен соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации утвержденной градостроительной и проектной документации, требованиям строительных, санитарных, экологических и других норм.

Согласно п. 4.5. МГСН 8.01-00, соответствие законченного строительством объекта утвержденному проекту и требованиям нормативных документов подтверждается также первичными документами о соответствии, состав которых определяется строительными нормами и правилами в установленном порядке и проектом (акты промежуточной приемки ответственных конструкций, акты освидетельствования скрытых работ, акты испытаний, документы лабораторного контроля, сертификаты, исполнительные геодезические съемки, журналы работ).

В соответствии с 4.13. МГСН 8.01-00, на основании заявления инвестора (приложение Л), акта приемочной комиссии или двустороннего акта (заказчик - инвестор) и итогового заключения Инспекции Государственного архитектурно-строительного надзора (если приемочная комиссия не назначалась) с перечнем основных документов согласно приложению Д в обоих случаях орган исполнительной власти принимает правовой акт на эксплуатацию объекта (приложение Г).

Согласно п. 1.3 Постановления Правительства г. Москвы N 530 от 11.07.2000 г., ввод законченного строительством объекта в эксплуатацию производится на основании заявления инвестора, акта приемочной комиссии или двустороннего акта (заказчик - инвестор) и итогового заключения Инспекции Государственного архитектурно-строительного надзора правовым актом органа городской администрации в пределах компетенции.

Какого-либо правового акта органа городской администрации о вводе законченного строительством объекта в эксплуатацию в материалах дела не имеется.

На основании вышеизложенного, арбитражный суд первой инстанции приходит к выводу, что Общество не обращалось в орган исполнительной власти для выдачи разрешения на эксплуатацию объекта по адресу: г. Москва, Газетный
пер., д. 13/15.

Согласно ст. 11. Земельного Кодекса РФ (в редакции от 10.05.2007 г. N 69-ФЗ, действующей в период обращения Общества с заявлением в УФРС по г. Москве), к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии со ст. 29 Земельного Кодекса РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

В материалах дела имеется распоряжение префекта ЦАО г. Москвы от 18.05.1995 г. N 634р, из которого усматривается, что земельный участок площадью около 0, 50 га по адресу: Газетный пер., влад. 13/15 зарезервирован за ЖСК “Советский композитор“ для реконструкции зданий, размещения подземной автостоянки и благоустройства территории.

Как следует из договора аренды от 31.07.1995 г. N М-01-002763, заключенного между Московским земельным комитетом и ЖСК “Советский композитор“, земельный участок, имеющий кадастровый номер 770101044019, по адресу: ул. Огарева (в настоящее время - Газетный пер.), вл. 13 - 15 предоставляется ЖСК “Советский композитор“ для эксплуатации существующих зданий
под жилье.

Распоряжение Префекта ЦАО г. Москвы от 18.05.1995 г. N 634р, не предусматривало предоставление земельного участка Обществу под строительство капитального строения, которым является нежилое административное здание адресу: Газетный пер., влад. 13/15, что следует из представленной технической документации.

Каких-либо иных распорядительных документов о предоставлении земельных участков в материалах дела не имеется, следовательно, суд приходит к выводу, что общество не получало распорядительного документа органа местного самоуправления для предоставления земельного участка под строительство здания.

Согласно пп. 1, 2 ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Как следует из п. 4 ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ, разрешение на строительство на земельном участке, не указанном в части 5 настоящей статьи, выдается органом местного самоуправления по месту нахождения такого земельного участка.

Согласно п. 5 51 Градостроительного Кодекса РФ, разрешение на строительство на земельном участке, на который не распространяется действие градостроительного регламента или для которого не устанавливается градостроительный регламент, выдается федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.

В материалах дела не имеется разрешения на строительство, выданного ЗАО “Лусине“.

Как следует из пп. 1, 2 ст. 55 Градостроительного Кодекса РФ, разрешение на ввод
объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию объекта Обществу не выдавалось.

Согласно распоряжения префекта ЦАО г. Москвы от 07.12.1998 г. N 1448-р, земельный участок по адресу: Газетный пер., влад. 13/15, стр. 1, 4, 5, предоставляется ЖСК “Советский композитор“ на условиях аренды сроком на 2 года на период реконструкции зданий, размещения подземной автостоянки и благоустройства территории.

Как следует из заключения Мосгорэкспертизы от 04.03.1998 г., N 91-II47 МГЭ, утверждено технико-экономическое обоснование, выданное ЖСК “Советский композитор“ на реконструкцию зданий, а именно: надстройку 11-этажного жилого дома двумя мансардными этажами, строительство административного здания с подземным гаражом на месте сносимых 1 - 2-этажных ветхих зданий, строительство автостоянки на 12 машино-мест.

В материалах дела имеется договор аренды земельного участка N М-01-505143 от 23.03.1999 г. на земельный участок, имеющий кадастровый номер 77-01-01044024, заключенный между Московским земельным комитетом и ЖСК “Советский композитор“ сроком на 2 года.

Согласно акта проверки земельного участка от 26.02.2008 г. N 9011509, Госинспекции по недвижимости установлено, что при проверке земельного участка по адресу: Газетный пер., вл. 13 - 15, установлено, что у ЗАО “Концерн “Лусине“ не оформлены земельно-правовые отношения на указанный земельный участок.

К акту прилагается план земельного участка N М-01-002763, по адресу: Газетный пер., вл. 13/15, стр. 1, 4, 5, кадастровый номер 770101044019, на котором схематично указаны границы административного здания.

Суд полагает несостоятельными доводы Общества в судебном заседании о том, что в указанном плане неверно указаны границы административного здания, так как данный довод документально не подтвержден.

Как усматривается, административное здание возведено на земельном участке, представленном ЖСК “Советский композитор“ по договору от 31.07.1995 г. N М-01-002763.

П. 1.3 договора указано, что данный земельный участок предоставлен ЖСК “Советский композитор“ для эксплуатации существующих зданий под жилье.

В материалах дела имеется сообщение от 15.11.2002 г. N 187/02, направленное заявителем в адрес ЖСК “Советский композитор“, из которого следует, что Общество осуществляет строительство административного здания и платит за ЖСК денежные средства за аренду земельного участка по договору 31.07.1995 г. N М-01-002763.

Согласно уведомления Московского земельного комитета от 18.02.2004 г. N 33-И-4580/4, последний сообщает ЖСК “Советский композитор“ о прекращении с 01.06.2004 г. обязательств по договору N М-01-505143 от 23.03.1999 г.

Как следует из уведомления от 29.06.2006 г. N 33-1-16348/5-(11)-1, направленного Департаментом земельных ресурсов г. Москвы в адрес ЖСК “Советский композитор“, земельный участок, расположенный по адресу: Газетный пер., вл. 13 - 15, используется не по назначению, а именно: на данном участке находится административное здание, не предусмотренное условиями договора аренды от 31.07.1995 г. N М-01-002763.

При указанных обстоятельствах, арбитражный суд первой инстанции приходит к выводу о том, что у Общества не имелось правовых оснований для строительства здания по адресу: Газетный пер., вл. 13 - 15.

Что касается имеющегося у Общества свидетельства о праве собственности на незавершенным строительством объект по адресу: Газетный пер., вл. 13 - 15, указанные доводы не подлежат оценке в рамках настоящего дела, поскольку не имеют отношения к предмету спора.

Возведение Обществом без разрешения на строительство капитального здания на земельном участке, не отведенном для этих целей, свидетельствует о невозможности приобретения права собственности в установленном законом порядке.

Согласно ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решение и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого решения, действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативно-правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа и лица, которые приняли оспариваемое решение, совершили оспариваемое бездействие, а также устанавливает нарушает ли оспариваемое решение, бездействие права и законные интересы заявителя.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что решение об отказе в государственной регистрации права собственности ЗАО “Концерн “Лусине“ на объект недвижимого имущества по адресу: г. Москва, Газетный пер., д. 13/15 вынесено в соответствии с действующим законодательством, в связи с чем в силу ст. 198 - 200 АПК РФ, не подлежит признанию незаконным.

Расходы по уплате государственной пошлины распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ.

На основании ст. 29 Земельного кодекса РФ, ст. 8, 51 Градостроительного кодекса РФ, ст. *** ФЗ от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ и руководствуясь ст. ст. 29, 71, 75, 81, 110, 167 - 170, 197 - 201 АПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении заявления ЗАО “Концерн “Лусине“ к Управлению Федеральной регистрационной службы по г. Москве о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - нежилое здание площадью 7 605, 7 кв. м по адресу: г. Москва, Газетный пер., д. 13/15 и обязании Управления Федеральной регистрационной службы по г. Москве зарегистрировать право собственности ЗАО “Концерн “Лусине“ на объект недвижимого имущества - нежилое здание площадью 7 605, 7 кв. м, расположенное по адресу: г. Москва, Газетный пер., д. 13/15 - отказать.

Проверено на соответствие Федеральному закону от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“, Градостроительному кодексу РФ, Земельному Кодексу РФ.

Расходы по уплате государственной пошлины отнести на заявителя.

Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.