Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 09.04.2008 по делу N А26-185/2008 Решение ФСС в части отказа в возмещении затрат, понесенных обществом в результате оплаты листка нетрудоспособности, выданного на срок более 10 дней, признано недействительным, поскольку лечащим врачом не нарушен общий 30-дневный срок, на который может быть выдан листок нетрудоспособности единолично лечащим врачом. Расходы работодателя по ряду других эпизодов не могут быть приняты ФСС к зачету в связи с нарушениями, допущенными при оформлении листков нетрудоспособности.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 9 апреля 2008 г. по делу N А26-185/2008

Резолютивная часть решения объявлена 08 апреля 2008 года. Полный текст решения изготовлен 09 апреля 2008 года.

Арбитражный суд Республики Карелия

в составе: судьи Шатиной Г.Г., при ведении протокола судебного заседания судьей Шатиной Г.Г., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ в лице филиала “Октябрьская железная дорога“ Дирекции по ремонту пути “Путьрем“

к Государственному учреждению - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия

о признании недействительным решения от 30.07.2007 г. N 195 в части отказа в зачете расходов на сумму 114 475 руб. 67
коп.

при участии:

от заявителя - Гонтарук В.Б. (доверенность в деле),

от ответчика - Савельевой Н.Е. (доверенность в деле);

открытое акционерное общество “Российские железные дороги“ в лице филиала “Октябрьская железная дорога“ Дирекции по ремонту пути “Путьрем“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным решения государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования по Республике Карелия (отделение фонда) от 30.07.2007 N 195 о непринятии к зачету 114 475 рублей расходов, произведенных обществом как страхователем - плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования, как не соответствующего Федеральному закону “Об основах обязательного социального страхования“ и Инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан.

Общество полагает, что контроль за соблюдением Инструкции в государственных, муниципальных, частных лечебно-профилактических учреждениях, а также частнопрактикующими врачами осуществляется в пределах своей компетенции органом управления здравоохранением соответствующего уровня, а ответственность за ненадлежащее оформление листков нетрудоспособности не может быть возложена на страхователя.

Ответчик, Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия (далее - отделение фонда), заявление не признает, не усматривая нарушений законодательства при принятии оспариваемого акта.

Выслушав доводы представителей сторон, изучив материалы дела и исследовав имеющиеся доказательства, суд находит заявление общества подлежащим частичному удовлетворению.

Как усматривается из материалов дела, отделением фонда проведена проверка Путевой машинной станции N 263 Дирекции по ремонту пути “Путьрем“ Октябрьской железной дороги - филиала ОАО “Российские железные дороги“ по вопросам расходов на цели обязательного социального страхования, произведенных страхователем-плательщиком единого социального налога в счет начисленного налога, подлежащего зачислению в Фонд за период с 01.01.2004 по 31.12.2006, о чем составлен акт N 257
с/с от 14.06.2007 (л.д. 12-17).

В ходе проверки, в частности, установлено неправомерное предъявление к зачету 114 475 рублей, в том числе 72 630, 54 руб., выплаченных по листкам нетрудоспособности, выданным фельдшером медицинского учреждения; 12 519, 48 руб. - по листкам нетрудоспособности, выданным вне постоянного места жительства; 6 934, 34 руб. - по листкам нетрудоспособности, выданным единолично лечащим врачом на срок более 10 дней; 454, 91 руб. - по листкам нетрудоспособности, выданным фельдшером на срок более 5 дней; 7 295, 04 руб. - по листкам нетрудоспособности, выданным на срок более 30 дней без КЭК; 14 641, 36 руб. - выплаченных по справке железнодорожной больницы на ст. Петрозаводск.

Решением N 195 от 30.07.2007 отделением фонда обществу отказано в принятии к зачету 114 475 руб., выплаченных работникам по больничным листам, оформленным с нарушением установленных правил (л.д. 18).

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеет дату 12.11.1984, а не 12.11.19984.

Согласно пункту 9 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденного постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.19984 N 13-6, единственным основанием для назначения пособий по временной нетрудоспособности является листок нетрудоспособности, выданный в установленном порядке. Порядок его выдачи регламентируется Инструкцией о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, утвержденной приказом Минздравмедпрома Российской Федерации от 19.10.1994 N 206 (далее - Инструкция).

Пунктом 10 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, установлено, что выплата пособий по социальному страхованию на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности осуществляется через бухгалтерии работодателей. Ответственность за правильность начисления и расходования средств
государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.

Согласно пункту 18 указанного Положения расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе суммы пособий по временной нетрудоспособности, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.

Таким образом, из выше приведенных правовых норм следует, что обязанность правильности оформления листка нетрудоспособности для выплаты пособия лежит на администрации предприятия, которое выплачивает своему работнику пособие по временной нетрудоспособности. Только при исполнении указанной обязанности, а также при полном соответствии выдачи больничного листа установленному порядку, у предприятия возникает право возмещения средств за счет Фонда социального страхования.

В соответствии с пунктами 1.3, 2.2 Инструкции в отдельных случаях, по решению местных органов управления здравоохранением, выдача листов нетрудоспособности гражданам может быть разрешена медицинскому работнику со средним медицинским образованием, который при наличии названного решения единолично и единовременно выдает его на срок до 5 дней и продлевает до 10 дней, в исключительных случаях, после консультаций с врачом ближайшего лечебно-профилактического учреждения, - сроком до 30 дней.

Следовательно, выдача листков нетрудоспособности медицинским работником со средним образованием (фельдшерами) осуществляется только при наличии соответствующего решения местных органов управления здравоохранения.

Обществом оспаривается не принятая к зачету сумма 72 630, 545 руб. по листкам нетрудоспособности, выданным фельдшером Кирьяновой Г.И. в 2004 году (Таблица не принятых к зачету расходов, приложение N 2 к акту проверки N N 1-22, л.д. 69-71, больничные листы - 75-96).

Между тем, отделением фонда представлен в материалы дела Приказ Министерства здравоохранения Республики Карелия
от 03.02.2004 N 44 “О выдаче листков нетрудоспособности средними медицинскими работниками лечебно-профилактических учреждений республики в 2004 году“, а также письмо Министерства здравоохранения, социального развития и спорта Республики Карелия от 02.06.2005 N 04.1/2400-и, из которых видно, что в список фельдшеров, имеющих право на выдачу листков нетрудоспособности, работающих в Беломорском районе, названный фельдшер не включена (л.д. 51-68, 33).

При таких обстоятельствах, фельдшер Кирьянова Г.И. не имела права проводить экспертизу временной нетрудоспособности, поскольку у нее не имелось разрешения Министерства здравоохранения на выдачу листков нетрудоспособности, следовательно, решение отделения фонда в этой части является законным и обоснованным. Доводы общества о невозможности получения списков или иной информации о предоставлении фельдшеру Кирьяновой Г.И. в установленном порядке права на проведение экспертизы временной нетрудоспособности, суд не принимает во внимание, так как данный довод никакими документами не подтвержден, в том числе и документами, свидетельствующими о том, что такие попытки предпринимались.

Пунктом 1.9 Инструкции предусмотрено, что гражданам, находящимся вне постоянного места жительства, листок нетрудоспособности выдается (продлевается) лечащим врачом, установившим факт нетрудоспособности, с разрешения администрации лечебно-профилактического учреждения, с учетом дней, необходимых для проезда к месту жительства. Отделением фонда установлено, что в нарушение данной нормы общество предъявило к зачету 12 519 руб. расходов по оплате листков нетрудоспособности серии ВА N 8897078 и серии БП N 4303332, выданных Мударову С-Х.А. врачом Старо-Атагинской участковой больницы (л.д. 97-98). В указанных листках нетрудоспособности отсутствуют соответствующие отметки.

Названным пунктом Инструкции предусмотрены дополнительные требования к оформлению листков нетрудоспособности в виде разрешения администрации лечебно-профилактического учреждения, исходя из необходимости осуществления контроля за организацией экспертизы временной нетрудоспособности, а также проведения взаиморасчетов в системе обязательного медицинского
страхования. Так как больничные листки оформлены с нарушением, оснований для признания решения отделения фонда недействительным в части отказа в возмещении расходов в сумме 12 519, 48 руб. не имеется.

Следующий эпизод связан с отказом отделения фонда в принятии к зачету расходов по выплате пособия по временной нетрудоспособности в сумме 6 934, 34 руб. по листкам нетрудоспособности серии ВА N 1791307, выданному Макееву Ю.В., серии БП N 447268, выданному Заславскому А.А., серии ВЖ N 70485581, выданному Гвоздареву А.А. по тем основаниям, что выданные листки нетрудоспособности не соответствуют требованиям пункта 2.1 Инструкции - выданы единолично врачом на срок более 10 дней (л.д. 99-100).

Пунктом 2.1 Инструкции установлено, что при заболевании и травмах лечащий врач выдает листок нетрудоспособности единолично единовременно на срок до 10 календарных дней и продлевает его единолично на срок до 30 календарных дней с учетом утвержденных Минздравмедпромом России ориентировочных сроков временной нетрудоспособности при различных заболеваниях и травмах.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеет дату 22.07.1993, а не 33.07.1993.

Право единолично выдавать документы, удостоверяющие временную нетрудоспособность, на срок не более 30 дней предусмотрено также частью 4 статьи 58 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 33.07.1993 N 5487-1 (с последующими изменениями и дополнениями), после чего листок нетрудоспособности выдается врачебной комиссией, назначаемой руководителем медицинского учреждения (часть 2 статьи 49 Основ).

Так как ориентировочные сроки временной нетрудоспособности при различных заболеваниях и травмах, утвержденные Минздравмедпромом России, используются как методические рекомендации в помощь лечащим врачам, а не как обязательное требование, то ссылку отделения фонда на них нельзя признать обоснованной, поскольку сравнительный анализ и систематическое толкование положений пунктов
2.1 и 2.3 Инструкции позволяет сделать вывод о том, что общий срок, на который может быть выдан листок нетрудоспособности единолично врачом не может превышать 30 дней, а в случае утраты трудоспособности более 30 дней решение вопроса дальнейшего лечения и продления листка нетрудоспособности осуществляется клинико-экспертной комиссией, назначаемой руководителем медицинского учреждения.

При таких обстоятельствах решение отделения фонда в части отказа в возмещении затрат в сумме 6 934, 34 руб., понесенных обществом в результате оплаты больничных листков, подлежит признанию недействительным.

В соответствии с пунктом 2.2 Инструкции средний медицинский работник, имеющий право выдавать листки нетрудоспособности, единолично и единовременно выдает его на срок до 5 дней и продлевает до 10 дней, в исключительных случаях, после консультаций с врачом ближайшего лечебно-профилактического учреждения - сроком до 30 дней.

Из представленного в материалах дела листка нетрудоспособности БИ 8384300, выданному Мударову С-Х.А. фельдшером Селезневой, не усматривается какой-либо отметки врача ближайшего лечебно-профилактического учреждения, следовательно, лист нетрудоспособности оформлен с нарушением пункта 2.2 Инструкции и отделение фонда обоснованно не приняло к зачету 495, 91 руб. расходов, произведенных обществом по оплате указанного листка нетрудоспособности (л.д. 102).

Согласно пункту 2.3 Инструкции при сроках временной утраты трудоспособности более 30 дней решение вопроса дальнейшего лечения и продления листка нетрудоспособности осуществляется клинико-экспертной комиссией, назначаемой руководителем медицинского учреждения. Отделением фонда установлено, что в нарушение данного пункта Инструкции листки нетрудоспособности БЗ N 5395046 и БЗ N 5395909, выданные в продолжение первичного листа нетрудоспособности Шмыгленко М.В. на срок более 30 дней без соответствующих отметок о решении клинико-экспертной комиссии о продлении нетрудоспособности, в связи с чем суд считает, что отделение фонда обоснованно не приняло расходы
в сумме 7 295, 04 руб. по оплате этих листов нетрудоспособности (л.д. 103-104). Доказательств, опровергающих довод отделения фонда, обществом не представлено.

По результатам проверки отделение фонда отказало обществу в принятии к зачету расходов в сумме 14 641, 36 руб., по оплате временной нетрудоспособности работникам Химичу Е.А., Домову В.А. и Михайлову В.В. на основании выданных объединенной больницей ст. Петрозаводск справок, сославшись на пункт 9 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденному Постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.1984 N 13-6, в соответствии с которым основанием для назначения пособия по временной нетрудоспособности является выданный в установленном порядке больничный лист (л.д. 105-106).

Согласно пунктам 1.1, 1.3 Инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, документами, удостоверяющими временную нетрудоспособность и подтверждающими временное освобождение от работы (учебы), является листок нетрудоспособности, и в отдельных случаях, справки установленной формы, выдаваемые гражданам при заболеваниях, травмах, на период медицинской реабилитации, при необходимости ухода за больным членом семьи, здоровым ребенком и ребенком-инвалидом, на период карантина, при отпуске по беременности и родам, при протезировании в условиях протезно-ортопедического стационара.

В данном случае справки выданы Домову В.А. и Михайлову В.В. взамен больничных листков в связи с направлением больных на ВЭК, а Химичу Е.В. справка дана для оплаты по среднемесячному заработку, так как больной направлен в ВЭК.

Поскольку листок нетрудоспособности является документом строгой отчетности, служащим основанием для освобождения от работы и начисления пособия по временной нетрудоспособности за счет средств Фонда, то другие документы не могут служить основанием для выплаты пособия. При этом суд учитывает, что основания выдачи справки больницей на вышеназванных лиц, не подпадают под случаи
выдачи справки, перечисленные в пунктах 1.1 и 1.3 Инструкции, в связи с чем решение отделения фонда по данному эпизоду является законным.

Руководствуясь статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Заявление открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ в лице филиала “Октябрьская железная дорога“ Дирекции по ремонту пути “Путьрем“ удовлетворить частично.

Признать недействительным, как не соответствующее Основам законодательства Российской Федерации “Об охране здоровья граждан“, решение Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия“ от 30.07.2007 N 195 в части отказа в зачете расходов на сумму 6 934, 34 руб. по листкам нетрудоспособности, выданных единолично лечащим врачом на срок более 10 дней.

В остальной части в удовлетворении заявления отказать.

2. Расходы по госпошлине в размере 2 000 руб. отнести на заявителя.

3. Излишне уплаченную в федеральный бюджет госпошлину в размере 2 000 руб. по платежному поручению N 453 от 27.09.2007 возвратить Дирекции по ремонту пути “Путьрем“. Выдать справку.

4. Решение может быть обжаловано:

- в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Санкт-Петербург);

- в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (г. Санкт-Петербург).

Судья

Г.Г.ШАТИНА