Решения и определения судов

Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2008 по делу N А41-2160/08 К индивидуальному предпринимателю, не являющемуся в спорный период плательщиком НДС, не может быть применена обязанность по уплате пени в связи с неуплатой НДС в сроки, указанные в НК РФ.

ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 июля 2008 г. по делу N А41-2160/08

Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2008 года

Постановление изготовлено в полном объеме 24 июля 2008 года

Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи М.Л.,

судей, К., М.Э.

при ведении протокола судебного заседания: М.К.,

при участии в заседании:

от истца (заявителя): К. - доверенность N МО-4 N 8987463 от 10.01.2008 г.,

от ответчика: Т. - доверенность N 16084 от 14.07.2008 г.,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции ФНС России N 8 по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 29 апреля 2008 г. А41-2160/08, принятое судьей В., по заявлению ИП М. к Межрайонной инспекции
ФНС России N 8 по Московской области о признании недействительным решения,

установил:

индивидуальный предприниматель М. обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции ФНС России N 8 по Московской области от 11.12.2007 г. N 57 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 312616,86 руб., привлечения к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 233031,90 за неуплату налога на добавленную стоимость, с учетом уточнения в порядке статьи 49 АПК РФ.

Решением суда от 29 апреля 2008 г. по делу N А41-2160/08 заявленные требования удовлетворены частично: признано недействительным решение Межрайонной инспекции ФНС России N 8 по Московской области от 11.12.2007 г. N 57 в части начисления пени по НДС в сумме 312616,86 руб., штрафных санкций по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату НДС в сумме штрафа - 140364,50 руб., в остальной части требований отказано.

Законность и обоснованность решения проверяется по апелляционной жалобе Межрайонной инспекции ФНС России N 8 по Московской области, в которой она просит решение суда в части признания незаконным решения Инспекции N 57 от 11.12.2007 г. по начислению пени по НДС в сумме 312616,86 руб. отменить, ссылаясь на то, что судом рассмотрен только субъектный состав лиц, обязанных уплачивать пени, без учета оснований уплаты пени, в связи с чем, судом неправильно истолкована ст. 75 НК РФ. По мнению налогового органа, обязанность по уплате налога на добавленную стоимость лицами, не являющимися налогоплательщиками НДС, установлена пп. 1 п. 5 ст. 173
НК РФ.

Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд считает, что отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции по следующим основаниям.

Материалами дела установлено: на основании акта выездной налоговой проверки индивидуального предпринимателя М. от 06.11.2007 г. N 94 и иных материалов проверки, руководителем Межрайонной инспекции ФНС России N 8 по Московской области вынесено решение N 57 от 11.12.2007 г. о привлечении налогоплательщика сбора или налогового агента к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым предприниматель привлечен к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату единого налога на вмененный доход за период с 1 квартала 2004 г. - 1 квартал 2007 г. включительно в виде штрафа в сумме 13077,4 руб.; по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату налога на добавленную стоимость в виде штрафа в сумме 233031,9 руб., также предпринимателю доначислены ЕНВД в сумме 65387 руб., пени по ЕНВД - 15849,7 руб., НДС в сумме 1165159,46 руб., пени по НДС - 312616,86 руб. (л.д. 13 - 34, 35 - 56).

Не согласившись с решением налогового органа в части доначисления пени по НДС и привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату НДС, индивидуальный предприниматель М. обратился с заявлением в суд.

Суд первой инстанции обоснованно указал, на то, что субъектный состав лиц, обязанных уплачивать пени, определен статьей 75 НК РФ и расширительному толкованию не подлежит. На лиц не являющихся налогоплательщиками, плательщиками сборов
или налоговыми агентами не может быть возложена обязанность по уплате пени.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 4 статьи 174 Налогового кодекса РФ, а не пункт 4 статьи 173.

Судом правильно сделан вывод о том, что к предпринимателю, не являющемуся в спорный период налогоплательщиком НДС не могла быть применена обязанность по уплате пени в связи с неуплатой НДС в сроки, указанные в п. 4 ст. 173 НК РФ.

Доводы апелляционной жалобы не соответствуют налоговому законодательству Российской Федерации.

В соответствии с абзацем 1 п. 4 ст. 174 НК РФ уплата налога на добавленную стоимость лицами, указанными в пункте 5 статьи 173 настоящего Кодекса, производится по итогам каждого налогового периода исходя из соответствующей реализации товаров (работ, услуг) за истекший налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Индивидуальный предприниматель М. не является плательщиком НДС, поскольку находится на обязательной системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход и в силу ст. 346.26 НК РФ не признается налогоплательщиком НДС (в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 настоящего Кодекса, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом).

Согласно п. 5 ст. 173 НК РФ в случае выставления лицами, не являющимися налогоплательщиками НДС, покупателю счетов-фактур с выделением суммы налога, указанная сумма подлежит уплате в бюджет.

Таким образом, законодатель указывает на лиц, не являющихся налогоплательщиками НДС, но допустившими нарушение в виде выставления счетов-фактур с выделением суммы налога.

Согласно п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или
сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Следовательно, исполнение обязанности по уплате пеней рассматривается законодателем только в совокупности с обязанностью по уплате налога и служит способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога.

Статья 174 НК РФ, устанавливающая сроки уплаты налога в бюджет, определяет, что уплата налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, на территории Российской Федерации производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой.

У налогоплательщиков, находящихся на системе налогообложения в виде уплаты единого налога на вмененный доход отсутствуют операции, признаваемые объектом налогообложения по НДС.

Ссылка апелляционной жалобы на постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 20.06.2007 г. N КА-А41/5625-07, несостоятельна, поскольку предмет спора касается недоимки по налогу на добавленную стоимость, вопрос о пенях судом не рассматривался.

В соответствии с п. 5 ст. 173 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, не исчисляется, а определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров.

Кроме того, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 НК РФ.

Из этого следует, что пени начисляются на сумму, определенную в соответствии со ст. 173 НК РФ.

Поскольку ИП
М. не является плательщиком налога на добавленную стоимость, налоговые вычеты им не заявлялись.

Ссылки налогового органа на ст. 19 и п. 2 ст. 44 НК РФ применительно к лицам, не являющимся налогоплательщиками, несостоятельны.

На основании вышеизложенного, апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ, ст. 331.21 НК РФ, разъяснениями, содержащимися в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 г. N 117 “Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации“, апелляционный суд считает необходимым взыскать с Инспекции в пользу федерального бюджета судебные расходы по госпошлине в размере 1000 руб. за апелляционное рассмотрение жалобы.

Руководствуясь ст. ст. 266, 268, п. 1 ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 29 апреля 2008 г. по делу А41-2160/08 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной инспекции ФНС России N 8 по Московской области без удовлетворения.

Взыскать с Межрайонной инспекции ФНС России N 8 по Московской области в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 1000 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы.