Решения и определения судов

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2008 N 17АП-8730/2008-АК по делу N А71-7643/2008 Постановление о привлечении к административной ответственности за нарушение установленного срока представления списка аффилированных лиц признано незаконным, поскольку оно вынесено без участия законного представителя заявителя и без его надлежащего извещения о времени и месте вынесения данного постановления.

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 декабря 2008 г. N 17АП-8730/2008-АК

Дело N А71-7643/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2008 года.

В полном объеме постановление изготовлено 15 декабря 2008 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Савельевой Н.М.,

судей Ясиковой Е.Ю., Щеклеиной Л.Ю.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Русановой Ю.С.

при участии:

от заявителя ОАО “Магазин “Продукты“: Исламова Е.А. - представитель по доверенности от 16.07.2008 г.

от заинтересованного лица Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе: не явились, извещены надлежащим образом

от Прокурора Ленинского района г. Ижевска: не явился, извещен надлежащим образом

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том
числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда.

рассмотрев в заседании суда апелляционную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе (заявителя по делу)

на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики

от 22.09.2008 г.

по делу N А71-7643/2008

принятое судьей Бушуевой Е.А.

по заявлению ОАО “Магазин “Продукты“

к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-камском регионе

от заинтересованного лица: Прокурор Ленинского района г. Ижевска

о признании незаконным и отмене постановления,

установил:

ОАО “Магазин “Продукты“ (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе (далее - заинтересованное лицо, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 10.07.2008 г. N 299 о назначении административного наказания по ч. 2 ст. 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде наложения административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 22.09.2008 г. заявленные требования удовлетворены.

Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе (ответчик по делу), не согласившись с решением суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Полагает, что в соответствии с ч. 3 ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном нарушении может быть возбуждено должностным лицом, только при наличии достаточных данных, указывающих на наличие состава и события административного правонарушения, а обязательное участие законного представителя юридического лица при вынесении прокурором постановления о возбуждении дела не требуется.

Ответчик по делу, надлежащим образом извещен о времени и месте
судебного разбирательства, явку представителя в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечил.

ОАО “Магазин “Продукты“ (заявитель по делу) представило отзыв, в котором с доводами апелляционной жалобы не согласно, по основаниям, изложенным в отзыве. Просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, поскольку при привлечении к административной ответственности допущены процессуальные нарушения, которые выразились в не извещении прокурором законного представителя Общества о времени и месте вынесения постановления о возбуждении производства об административном правонарушении от 24.06.2008 г. Кроме того, в действиях Общества отсутствует состав административного правонарушения предусмотренного ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ, поскольку список аффилированных лиц был опубликован в сети Интернет и находился в общем доступе со 02.04.2008 г., а направлен в региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам только 26.06.2008 г. в связи с большими объемами работы.

Определением суда апелляционной инстанции от 26.11.2008 г. судебное разбирательство отложено на 15 декабря 2008 года на 12 часов 10 минут по инициативе суда в связи с отсутствием у суда сведений о надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства третьего лица - Прокурора Ленинского района г. Ижевска.

Прокурор Ленинского района г. Ижевска (третье лицо), извещенный надлежащим образом определением суда от 26.11.2008 г. о времени и месте судебного заседания, письменный отзыв на апелляционную жалобу не представил, представителя в судебное заседание не направил.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, должностным лицом Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам России в Волго-Камском регионе установлен факт представления списка аффилированных лиц, составленных по состоянию на дату
окончания 1 квартала 2008 г. с нарушением срока, установленного требованиями Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утв. Приказом ФСФР России от 10.10.2006 г. N 06-117/пз-н.

Материалы проверки по факту нарушения переданы в Прокуратуру Ленинского района г. Ижевска. Рассмотрев материалы проверки и.о. прокурора Ленинского района г. Ижевска вынесено постановление о возбуждении производства об административном правонарушении от 24.06.2008 г. в отношении ОАО “Магазин “Продукты“ (л.д. 66-67).

Основанием для вынесения постановления о возбуждении производства об административном правонарушении от 24.06.2008 г. послужило установление факта нарушения 45-дневного срока не предоставления списка аффилированных лиц Общества Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам России в Волго-Камском регионе на дату окончания первого квартала 2008 г. не позднее 15 мая 2008 года за 1 квартал 2008 г.

По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении N 676/2008-Ю-9/3 в области рынка ценных бумаг и.о. руководителя регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе вынесено постановление от 10.07.2008 г. N 299 (л.д. 6-7) о привлечении Общества к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ с назначением административного наказания в размере 30 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требований, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ. Однако установил процессуальные нарушения, допущенные административным органом при рассмотрении дела.

Указанные выводы суда являются правильными, соответствуют действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. N 317 “Об утверждении Положения о федеральной службе по финансовым
рынкам“ федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности), является федеральная служба по финансовым рынкам.

В соответствии со ст. 92 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ “Об акционерных обществах“ открытое общество обязано раскрывать: годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую отчетность; проспект эмиссии акций общества в случаях, предусмотренных правовыми актами Российской Федерации; сообщение о проведении общего собрания акционеров в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом; иные сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Обязательное раскрытие информации обществом, включая закрытое общество, в случае публичного размещения им облигаций или иных ценных бумаг осуществляется обществом в объеме и порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Пунктом 4 ст. 93 Федерального закона “Об акционерных обществах“ на акционерные общества возложены обязанности по ведению учета их аффилированных лиц и представлению отчетности о таких лицах в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Согласно п. 8.1.1 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10.10.2006 г. N 06-117/пз-н (далее - Положение), акционерные общества, осуществляющие публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг, помимо иной информации, предусмотренной указанным Положением, обязаны раскрывать сведения об аффилированных лицах акционерного общества.

Из п. 8.5.3 Положения следует, что ежеквартальный отчет в целях раскрытия информации об аффилированных лицах представляется в регистрирующий орган не позднее 45 дней с даты окончания отчетного квартала. Несоблюдение указанного срока является нарушением порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг.

Согласно ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ нарушение эмитентом,
профессиональным участником рынка ценных бумаг или лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг, обязанность, по раскрытию которой предусмотрена законодательством, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Из материалов дела следует, что Обществом в нарушение требований законодательства не представлен в установленный срок в регистрирующий орган список его аффилированных лиц на дату окончания 1 квартала 2008 г., при сроке представления до 15.05.2008 г., список аффилированных лиц фактически направлен в уполномоченный орган по почте лишь 24.06.2008 г., то есть с нарушением установленного срока на 40 дней.

Факт нарушения Обществом установленного законом порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг подтверждается постановлением о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 24.06.2008 г., объяснениями генерального директора ОАО “Магазин “Продукты“ - Перевозчикова К.Э. и другими материалами дела и самим Обществом не оспаривается, (л.д. 69).

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Поскольку Обществом при наличии возможности не были приняты зависящие от него меры по соблюдению требований закона, его действия содержат все признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ.

Заявитель апелляционной жалобы оспаривает выводы суда о нарушении прокурором процедуры привлечения заявителя к административной ответственности. Полагает, что обязательное участие законного представителя юридического лица при вынесении прокурором
постановления о возбуждении дела не требуется.

Указанный довод был исследован судом первой инстанции, и ему дана надлежащая правовая оценка.

В соответствии с ч. 2 ст. 28.4 КоАП РФ о возбуждении дела об административном правонарушении прокурор выносит постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 Кодекса.

По смыслу и содержанию ст. 28.2 КоАП РФ административный орган обязан предоставить привлекаемому к административной ответственности лицу возможность реализовать гарантии защиты, предусмотренные данной статьей Кодекса. В случае не извещения административным органом лица, привлекаемого к административной ответственности, о месте и времени составления протокола об административном правонарушении названный протокол не может быть составлен в отсутствие этого лица, поскольку это свидетельствует о нарушении предоставленных последнему КоАП РФ процессуальных прав и гарантий.

При рассмотрении дел о привлечении к административной ответственности следует проверять, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными ст. 28.2 КоАП РФ.

Законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (ч. 2 ст. 25.4 КоАП РФ).

Судом первой инстанции установлено, материалами дела подтверждается и прокурором иного не доказано, что постановление о возбуждении дела об административном правонарушении составлено в отсутствии законного представителя ОАО “Магазин “Продукты“, то есть с нарушением требований ст. 28.2 КоАП РФ. При этом доказательств извещения Общества в лице его законного представителя о времени и месте вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренного ч. 2 ст. 15.19
КоАП РФ в материалы дела не представлено. Кроме того, копия указанного постановления от 24.06.2008 г. вручена директору Общества - Перевозчикову К.Э. лишь 25.06.2008 г., что подтверждается отметкой о вручении постановления.

В судебном заседании первой инстанции представитель прокуратуры пояснил, что доказательств извещения законного представителя Общества о месте и времени составления постановления о возбуждении производства об административном правонарушении не имеется, законный представитель заявителя на составление постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 24.06.2008 г. в прокуратуру не приглашался, а был приглашен 25.06.2008 г. лишь на вручение постановления от 24.06.2008 г.

Таким образом, постановление по делу об административном правонарушении было вынесено прокурором без участия законного представителя Общества, при отсутствии данных о его надлежащем извещении о времени и месте его вынесения.

Полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела и разрешение его в соответствии с законом являются задачами производства по делам об административных правонарушениях (ст. 24.1 КоАП РФ). В этих целях административный орган должен соблюдать установленный порядок осуществления процессуальных действий по возбуждению, рассмотрению дел об административных правонарушениях. В частности, административный орган обязан известить лицо, привлекаемое в административной ответственности, о времени и месте составления протокола (статья 28.2 КоАП РФ). В силу п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении является существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ.

Как указано в пункте 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях“, нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется, исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.

Административным органом существенно нарушена процедура привлечения Общества к административной ответственности, в связи с чем, Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе не были соблюдены гарантии защиты прав лица привлекаемого к ответственности.

С учетом изложенного, решение суда первой инстанции от 22.09.2008 г. следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 22.09.2008 г. по делу А71-7643/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий

Н.М.САВЕЛЬЕВА

Судьи

Е.Ю.ЯСИКОВА

Л.Ю.ЩЕКЛЕИНА