Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 09.01.2008, 26.12.2007 по делу N А26-4862/2007 Поскольку на момент составления акта ревизии возраст детей составлял 15 лет, следовательно, условие предоставления сотруднику уголовно-исполнительной системы права на получение выплаты на оздоровление детей за счет средств федерального бюджета было соблюдено.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 9 января 2008 г. по делу N А26-4862/2007

Резолютивная часть решения объявлена 26 декабря 2007 года. Полный текст решения изготовлен 09 января 2008 года.

Арбитражный суд

Республики Карелия

в составе:

судьи Васильевой Л.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Богдановой О.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Карелия

к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Карелия

о признании частично незаконными акта ревизии финансово-хозяйственной деятельности от 25.05.2007 г. и письма от 09.06.2007 г. N 06-1.1-13.1/65

при участии в заседании:

от заявителя: Ф.И.О. помощник начальника УФСИН по правовой работе - начальник юридический службы по доверенности от
05.10.2006 г.;

от ответчика: Ф.И.О. контролер - ревизор отдела оргработы и отчетности по доверенности от 30.07.2007 г.;

от третьего лица, федерального государственного учреждения “Исправительная колония N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Карелия“, Ф.И.О. представитель по доверенности от 22.11.2007 г.

установил:

Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Карелия (далее - служба исполнения наказаний, УФСИН по РК, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республике Карелия с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Карелия (далее - ответчик, Управление, Росфиннадзор) о признании незаконными абзацев 4-7 листа 7 акта ревизии от 25.05.2007 г. финансово-хозяйственной деятельности федерального государственного учреждения “Исправительная колония N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Карелия“ (далее - ФГУ “Исправительная колония N 1“, Учреждение) и абзаца 6 письма от 09.06.2007 г. N 06-1.1-13.1/65.

В отзыве на заявление ответчик не согласен с заявленными требованиями; считает, что акт ревизии и оспариваемое письмо не являются властно-распорядительными актами, не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, не возлагают каких-либо обязанностей и не создают препятствий для осуществления предпринимательской деятельности, а, значит, не могут быть признаны недействительными в рамках процедуры оспаривания ненормативных правовых актов, в связи с чем производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

До начала судебного заседания служба исполнения наказаний представила ходатайство, которым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнила заявленные требования: заявитель просит суд признать незаконным представление Росфиннадзора от 14.06.2007 г. N 06-02-08/106 в части установления факта необоснованных расходов средств федерального бюджета на выплату
компенсации на оздоровление детей в сумме 4200 руб.

В судебном заседании представитель УФСИН по РК поддержал уточненные требования по основаниям, изложенным в заявлении и дополнительных пояснениях.

Уточненное требование принято судом к рассмотрению.

По мнению заявителя, оспариваемое предписание является незаконным и ограничивающим получателя средств федерального бюджета в праве расходовать бюджетные средства в соответствии с их целевым назначением. Выплата денежных средств сотрудникам Учреждения Апониной У.Г. и Дякевич В.И. была произведена в связи с тем, что возраст их детей по состоянию на 01.01.2006 г. составлял 15 лет, следовательно, они могли воспользоваться путевкой в санаторный оздоровительный лагерь круглогодичного действия или в загородный стационарный детский оздоровительный лагерь на период зимних каникул с привлечением средств фонда социального страхования. При предоставлении сотрудником справки о непредставлении его ребенку путевки, которому на 01.01.2006 г. исполнилось 15 лет, он вправе претендовать на получение выплаты для оплаты стоимости путевки в полном объеме.

Заявитель также считает правомерным свое обращение с заявленным требованием, поскольку УФСИН по Республике Карелия является вышестоящим органом, координирующим деятельность подчиненных учреждений, и обязано предпринять меры по недопущению выявленных нарушений во всех подведомственных ему учреждениях.

Представитель ответчика в судебном заседании не признал заявленные требования по доводам, изложенным в отзыве и в дополнениях к отзыву. Считает, что УФСИН по РК является ненадлежащим истцом по делу, поскольку ревизия финансово-хозяйственной деятельности проводилась в отношении ФГУ “Исправительная колония N 1“. Оспариваемое представление от 14.06.2007 г. N 06-02-08/106 вынесено также в отношении ФГУ “Исправительная колония N 1“. Кроме того, считает, что представление от 14.06.2007 г. N 06-02-08/106 ни по своему содержанию, ни по своей правовой природе не содержит властно-распорядительных и
обязательных к исполнению требований, не нарушает права и законные интересы заявителя, не возлагает каких-либо обязанностей и не создает препятствий для осуществления экономической деятельности.

Представитель третьего лица заявленное службой исполнения наказаний требование поддерживает полностью. Считает, что представление в оспариваемой части не соответствует требованиям законодательства и нарушает право Учреждения - получателя средств федерального бюджета на своевременное их расходование в соответствии с размером, утвержденным бюджетной росписью.

Выслушав пояснения представителей сторон и третьего лица, изучив и оценив материалы дела, суд считает установленными следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, с 15.05.2007 г. по 25.05.2007 г. Росфиннадзором проводилась ревизия финансово-хозяйственной деятельности ФГУ “Исправительная колония N 1“ за 2006 г. В ходе проверки было установлено, что в нарушение пунктов 1 и 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 г. N 911, Учреждением произведены необоснованные выплаты за счет средств федерального бюджета в сумме 4200 руб. на выплату компенсации сотрудникам Учреждения Апониной У.Г. и Дякевич В.И. на оздоровление детей, возраст которых на 01.05.2006 г. превышал 15 лет. Выявленные в ходе ревизии нарушения отражены в акте от 25.05.2007.

05.06.2007 г. ФГУ “Исправительная колония N 1“ направило в адрес Управления разногласия к акту ревизии, которые не были приняты Управлением.

По результатам ревизии в адрес ФГУ “Исправительная колония N 1“ направлено представление N 06-02-08/106 от 14.06.2007 г., которым в том числе установлен факт необоснованных расходов средств федерального бюджета на выплату компенсации на оздоровление детей в сумме 4,2 тыс. рублей. В числе прочих мер по устранению выявленных нарушений и недостатков Учреждению предложено не допускать необоснованных расходов за счет средств федерального бюджета и о принятых мерах
сообщить в адрес Управления в срок до 01.09.2007 г.

Не согласившись с выводами Управления по оспариваемой позиции, заявитель обратился в суд с требованием о признании недействительным в части представления N 06-02-08/106 от 14.06.2007 г.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеет дату 31.12.2004, а не 21.12.2004.

Порядок осуществления выплат сотрудникам уголовно-исполнительной системы денежных средств для оплаты стоимости путевок их детей школьного возраста (до 15 лет включительно) в организации отдыха и оздоровления детей, открытые в установленном порядке на территории Российской Федерации, установлен Правилами осуществления отдельных выплат военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов, лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи, лицам, уволенным со службы в федеральных органах налоговой полиции, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 г. N 911 (далее - Правила).

Согласно указанным Правилам право на получение выплаты у сотрудника уголовно-исполнительной системы возникает один раз в год при наличии и соблюдении определенных условий, а именно:

1) ребенок должен быть школьного возраста (до 15 лет включительно);

2) выплата предоставляется исключительно в случае, если путевки в организации отдыха и оздоровления детей не могут быть предоставлены в установленном порядке;

3) временной интервал для подачи рапортов (заявлений) на получение выплаты ограничен - до 1 мая соответствующего года;

4) предоставление вместе с рапортом (заявлением) необходимых документов - справки с места работы (службы) жены (мужа) о непредоставлении путевки в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации для детей застрахованных граждан, с привлечением средств Фонда социального страхования Российской Федерации; копии свидетельства о рождении ребенка.

В соответствии
с Правилами выплаты осуществляются за счет и в пределах средств федерального бюджета. В 2006 году и в последующие годы выплаты осуществляются в размере до 75 процентов стоимости путевки детей застрахованных граждан в детские санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного действия, предусмотренной федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на соответствующий год.

Для детей застрахованных граждан, как следует из статьи 10 Федерального закона N 173-ФЗ “О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2006 г.“, средства обязательного социального страхования направляются на оплату стоимости путевок в детские санатории и санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного действия, расположенные на территории РФ, продолжительностью пребывания 21 - 24 дня из расчета до 450 руб. на одного ребенка в сутки и в загородные стационарные детские оздоровительные лагеря продолжительностью пребывания не более 24 дней в период школьных каникул.

В целях обеспечения отдыха, оздоровления и занятости детей в 2006 г. и в соответствии со статьей 10 Федерального закона “О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2006 год“ Правительство Российской Федерации издало постановление от 17.04.2006 г. N 215 “Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2006 году“. Согласно пункту 5 указанного постановления Фонд социального страхования осуществляет полную или частичную оплату стоимости путевок в следующие расположенные на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные организации, открытые в установленном порядке:

детские санатории - для детей в возрасте от 4 до 15 лет и санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного действия - для детей школьного возраста до 15 лет (включительно) со сроком пребывания 21 - 24 дня из расчета до 450 рублей на одного ребенка в сутки;

загородные стационарные
детские оздоровительные лагеря со сроком пребывания не менее 7 дней в период весенних, осенних, зимних школьных каникул и не более чем за 24 дня в период летних школьных каникул - для детей школьного возраста до 15 лет (включительно) в размере до 50 процентов средней стоимости путевки, установленной органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации исходя из фактически сложившихся цен на путевки в такие лагеря, расположенные на территории этого субъекта, и до 100 процентов средней стоимости путевки для детей работников тех организаций, финансовое положение которых не позволяет им оплачивать стоимость путевки в такие лагеря.

В соответствии со статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Согласно статье 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и (или) законом (решением) о бюджете.

Судом установлено, что по состоянию на 01.01.2006 г. возраст детей сотрудников Учреждения Апониной У.Г. и Дякевич В.И. составлял 15 лет.

Из положений вышеуказанных нормативных правовых актов следует, что достижение ребенком возраста 16-ти лет не связано с датой 01 мая, указанной в акте ревизии.

Следовательно, выводы Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Карелия о том, что Учреждением произведены необоснованные выплаты за счет средств федерального бюджета в сумме 4200 руб. на выплату компенсации сотрудникам Учреждения Апониной
У.Г. и Дякевич В.И. на оздоровление детей, возраст которых на 01.05.2006 г. превышал 15 лет, не соответствуют требованиям закона.

Доводы ответчика о том, что производство по данному делу подлежит прекращению, поскольку заявление подано ненадлежащим лицом, а оспариваемый акт не является властно-распорядительным, не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, не возлагает никаких обязанностей, судом не принимаются.

Согласно Положению об Управлении Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденному приказом Федеральной службы исполнения наказаний N 107 от 15.03.2005 г., УФСИН по Республике Карелия является территориальным органом Федеральной службы исполнения наказаний, на который возложено осуществление руководства учреждениями, исполняющими наказания, следственными изоляторами, другими подведомственными учреждениями, обеспечение координации их работы. Кроме того, данная служба осуществляет организацию финансового обеспечения собственных расходов и расходов учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов и других подведомственных учреждений, подготовку и утверждение их смет доходов и расходов по бюджетным средствам, а также оперативный, бухгалтерский и статистический учет финансово-хозяйственной и иной деятельности, ревизионную работу обеспечивает представление сводной статистический и бухгалтерской отчетности в ФСИН России.

Следовательно, Управление, являющееся вышестоящим органом и координирующим деятельность подчиненных учреждений, в том числе ФГУ “Исправительная колония N 1“, правомерно обратилось в суд с настоящим заявлением.

В соответствии с пунктом 5.14.3 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 г. N 278, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора наделена правом направлять в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений.

В силу части 2 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к подведомственности арбитражных судов отнесены дела об оспаривании ненормативных правовых актов
органов государственной власти Российской Федерации, затрагивающие права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 2 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными при наличии условий, установленных указанной статьей.

Из приведенных выше норм следует, что оспариваемое представление от 14.06.2007 г. N 06-02-08/106 обладает всеми признаками ненормативных правовых актов, поскольку затрагивает права и законные интересы ответчика и третьего лица и содержит обязательные для заявителя предписания, неисполнение которых может повлечь неблагоприятные для него последствия. Следовательно, спор об оспаривании указанного ненормативного акта подведомственен арбитражному суду.

Суд считает несостоятельным довод ответчика о том, что оспариваемое представление является обязательным для рассмотрения, а не для исполнения.

В качестве критерия подведомственности спора о признании недействительным ненормативного акта арбитражному суду законодатель установил, в частности, возложение этим актом на заинтересованное лицо какой-либо обязанности. При этом в части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не конкретизирована сама обязанность, возложение которой свидетельствует о подведомственности спора арбитражному
суду. Следовательно, не имеет значения, какая обязанность возложена оспариваемым представлением Росфиннадзора: обязанность по исполнению предписания или обязанность по рассмотрению представления. В любом случае представление Росфиннадзора создает для заявителя и Учреждения препятствия в сфере экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Однако Управление не изложило свою позицию по существу заявленного требования и не представило суду доказательств, свидетельствующих о законности принятого им ненормативного акта.

При таких обстоятельствах, заявленные требования подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд относит на ответчика расходы по государственной пошлине

Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия

решил:

1. Заявление удовлетворить. Признать недействительным в связи с противоречием Бюджетному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону “О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2006 г.“ представление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Карелия от 14.06.2007 г. N 06-02-08/106 в части установления факта необоснованных расходов средств федерального бюджета на выплату компенсации на оздоровление детей в сумме 4,2 тыс. рублей.

2. Обязать Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Карелия устранить допущенное нарушение прав и законных интересов учреждения.

3. Взыскать с Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Карелия в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 рублей.

4. Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Санкт-Петербург) в порядке статей 257 - 260 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (г. Санкт-Петербург) в порядке статей 273 - 277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья

Л.А.ВАСИЛЬЕВА