Решения и определения судов

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2008 N 17АП-7459/2008-ГК по делу N А50-11500/2007 При возложении на энергоснабжающую организацию обязанности надлежащим образом исполнять договор на снабжение тепловой энергией в сетевой воде не подлежит установлению тариф, который применяется в этих отношениях. Соответственно, арбитражный суд не вправе устанавливать такой тариф при разъяснении порядка исполнения исполнительного документа.

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 октября 2008 г. N 17АП-7459/2008-ГК

Дело N А50-11500/2007

Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2008 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 17 октября 2008 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Масальской Н.Г.,

судей Соларевой О.Ф., Шварц Н.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Савельевой А.В.,

при участии:

от должника, Открытого акционерного общества “Территориальная генерирующая компания N 9“: Путина О.В., доверенность от 25.12.2007 г. N 53, паспорт;

от взыскателя, Товарищества собственников жилья “Жилой комплекс “Кристалл“, третьих лиц, Общества с ограниченной ответственностью “Регионэнергосбыт“, Общества с ограниченной ответственностью “Пермская сетевая компания“, от заинтересованного лица, Отдела службы судебных приставов по Свердловскому району г. Перми Управления ФССП
по Пермскому краю - не явились, извещены надлежащим образом;

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу должника (ответчика), Открытого акционерного общества “Территориальная генерирующая компания N 9“

на определение Арбитражного суда Пермского края

от 25 августа 2008 года

по делу N А50-11500/2007,

принятое судьей Дружининой Л.В.,

по заявлению Открытого акционерного общества “Территориальная генерирующая компания N 9“ о разъяснении порядка исполнения исполнительного документа

по иску Товарищества собственников жилья “Жилой комплекс “Кристалл“

к Открытому акционерному обществу “Территориальная генерирующая компания N 9“,

третьи лица: 1) Общество с ограниченной ответственностью “Регионэнергосбыт“,

2) Общество с ограниченной ответственностью “Пермская сетевая компания“,

О понуждении исполнить обязательства по договору,

установил:

определением Арбитражного суда Пермского края от 25.08.2008 года (судья Л.В.Дружинина) заявление Открытого акционерного общества “Территориальная генерирующая компания N 9“ (далее - ОАО “ТГК N 9“) о разъяснении исполнительного документа по делу N А50-11500/2007 удовлетворено. Суд разъяснил, что при исполнении решения Арбитражного суда Пермского края от 19.10.2007 года в расчетах между сторонами за тепловую энергию, в том числе за оказанные услуги по ее транспортировке по сетям ОАО “ТГК N 9“, при выставлении счета-фактуры подлежит применению тариф, установленный Постановлением РЭК Пермского края от 12.12.2007 года N 283-т. В этом же определении суд указал, что заявление о приостановлении исполнительного производства не рассматривается в связи с разрешением судом вопроса о разъяснении порядка исполнения исполнительного документа (т. 3, л.д. 24-26).

Должник, ОАО “ТГК N 9“, с вынесенным определением суда не согласен по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе, просит его отменить и принять по делу новый судебный акт о разъяснении порядка исполнения исполнительного листа. До разрешения вопроса, поставленного в заявлении о разъяснении порядка исполнения исполнительного документа, заявитель просит приостановить исполнительное
производство N 7/20938/730/11/2008 на основании пункта 5 части 2 статьи 39 ФЗ “Об исполнительном производстве“. По мнению заявителя судом первой инстанции было допущено неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела; выводы, изложенные в определении, не соответствуют обстоятельствам дела; судом неправильно применены нормы материального права; данное судом разъяснение не позволяет однозначно определить порядок исполнения судебного решения. Апеллянт полагает, что указание в мотивировочной части определения на применение энергоснабжающей организацией при расчетах только тарифа на тепловую энергию, установленного для потребителей ОАО “ТГК N 9“, противоречит условиям договора, а также устанавливает новые условия, противоречащие согласованному сторонами пункту 3.2 договора. Такое исполнение не может быть принято судебным приставом-исполнителем в качестве надлежащего исполнения исполнительного документа. Как указывает автор жалобы, судом первой инстанции не учтено, что установленный в 2008 году тариф на тепловую энергию, поставляемую ОАО “ТГК N 9“, учитывает все затраты по выработке, передаче тепловой энергии по сетям ОАО “ТГК N 9“ и ее сбыту потребителям, непосредственно присоединенным к тепловым сетям ОАО “ТГК N 9“, в то время как сети ТСЖ не имеют непосредственного присоединения к сетям ОАО “ТГК N 9“, а присоединены к сетям ООО “Пермская сетевая компания“.

В заседаниях суда апелляционной инстанции 13.10.2008, 17.10.2008 г. представитель должника на доводах, изложенных в апелляционной жалобе, настаивал.

В судебном заседании, назначенном на 13.10.2008 г., был объявлен перерыв в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации до 17.10.2008 года.

Взыскатель, третьи лица, Отдел службы судебных приставов по Свердловскому району г. Перми Управления ФССП по Пермскому краю в заседания суда 13.10.2008 г., 17.10.2008 г. не явились, о месте и времени рассмотрения
апелляционной жалобы извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.09.2006 г. N 113 “О применении статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации“.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Товарищество собственников жилья “Жилой комплекс “Кристалл“ (далее - ТСЖ “ЖК “Кристалл“) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к ОАО “ТГК N 9“ о понуждении исполнять обязательства по договору снабжения тепловой энергией в сетевой воде N 4218 от 01.08.2006 года, а именно: предъявлять ТСЖ “ЖК “Кристалл“ счета-фактуры за поставленную тепловую энергию в соответствии со статьями 12, 426, 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (т. 1, л.д. 2-5).

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечены ООО “Регионэнергосбыт“, ЗАО “Пермская сетевая компания (ныне - ООО “Пермская сетевая компания).

Решением Арбитражного суда Пермского края от 19 октября 2007 г. исковые требования удовлетворены: суд обязал ответчика - ОАО “ТГК N 9“ надлежащим образом исполнять обязательства по договору N 4218 от 01.08.2006 года на снабжение тепловой энергией в сетевой воде, а именно предъявлять ТСЖ “ЖК “Кристалл“ за поставленную тепловую энергию единый счет-фактуру. Также судом взыскано с ответчика 2 000 руб. судебных расходов по иску (т. 1, л.д. 138-144).

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2007 года решение Арбитражного суда Пермского края от 19.10.2007 года оставлено без изменения (т. 2, л.д. 28-32).

На
основании вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Пермского края от 19.10.2007 года выдан исполнительный лист N А50-11500/2007 (т. 2, л.д. 34).

Постановлением судебного пристава-исполнителя ОФССП по Свердловскому району г. Перми Унгер М.Д. от 11.04.2008 года возбуждено исполнительное производство N 7/20938/730/11/2008 (т. 2, л.д. 41).

20.08.2008 года в Арбитражный суд Пермского края поступило заявление должника - ОАО “ТГК N 9“ о разъяснении порядка исполнения исполнительного документа в соответствии со статьей 32 Федерального закона от 02.10.2007 года N 229-ФЗ “Об исполнительном производстве“. Также должник заявил ходатайство о приостановлении исполнительного производства до рассмотрения настоящего заявления на основании статьи 39 ФЗ “Об исполнительном производстве“ (т. 3, л.д. 27-28).

Удовлетворяя заявление ОАО “ТГК N 9“ о разъяснении исполнительного документа, суд исходил из того, что ответчик (должник) в расчетах за поставляемую тепловую энергию применяет тариф в размере 434 руб. 56 коп. согласно Постановлению РЭК Пермского края от 12.12.2007 г. N 283-т; тарифы на тепловую энергию, поставляемую ОАО “ТГК N 9“, учитывают все затраты по выработке, передаче тепловой энергии по сетям ОАО “ТГК N 9“ и ее сбыту потребителям, присоединенным непосредственно к сетям ОАО “ТГК N 9; отсутствие непосредственного присоединения тепловых сетей потребителя к сетям ОАО “ТГК N 9“ не препятствует применению в расчетах между сторонами тарифа, установленного Постановлением РЭК Пермского края от 12.12.2007 г. N 283-т для потребителей ОАО “ТГК N 9“.

Вместе с тем, выводы суда нельзя признать обоснованными.

В соответствии с частью 1 статьи 32 ФЗ “Об исполнительном производстве“, в случае неясности положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в суд,
другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении его положений, способа и порядка его исполнения.

Заявление о разъяснении положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения рассматривается судом, другим органом или должностным лицом, выдавшими исполнительный документ, в десятидневный срок со дня его поступления (часть 2 статьи 32 ФЗ “Об исполнительном производстве“).

В силу статей 319, 320 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист - этот исполнительный документ, выданный арбитражным судом на основании судебного акта, содержащий указание о взыскании с должника в пользу взыскателя конкретного имущества, и(или) предписание должнику совершить определенные действия или воздержаться от их совершения, который подлежит принудительному исполнению судебным приставом-исполнителем в случае неисполнения вынесенного решения в добровольном порядке.

Требования к содержанию исполнительного листа установлены статьей 320 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе, в исполнительном листе должна быть указана резолютивная часть судебного акта (пункт 5 части 1 статьи 320 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Данному требованию корреспондируют положения пункта 6 части 1 статьи 13 ФЗ “Об исполнительном производстве“.

Резолютивная часть исполнительного листа Арбитражного суда Пермского края N А50-11500/2007 содержит предписание: “Обязать ОАО “ТГК N 9“ надлежащим образом исполнять обязательства по договору N 4218 на снабжение тепловой энергии в сетевой воде от 01.08.2006 г., заключенному с ТСЖ “ЖК “Кристалл“, а именно: предъявлять истцу - ТСЖ “ЖК “Кристалл“ за поставленную тепловую энергию единый счет-фактуру“ (т. 1, л.д. 44).

Содержание вышеуказанного исполнительного листа соответствует требованиям статьи 320 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 13 ФЗ “Об исполнительном производстве“.

Данный исполнительный лист не содержит неясностей, предусмотренных статьей 32 ФЗ “Об исполнительном
производстве“, являющихся основанием для разъяснения порядка исполнения исполнительного листа. Следовательно, в удовлетворении заявления ОАО “ТГК N 9“ о разъяснении порядка исполнения исполнительного документа по делу N А50-11500/2007 следует отказать.

Кроме того, из содержания заявления ОАО “ТГК N 9“ следует, что заявитель просит разъяснить, какой тариф подлежит применению при выставлении единого счета-фактуры.

В соответствии с Федеральным законом от 14.04.1995 г. N 41-ФЗ “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“, право разъяснения порядка применения тарифов входит в компетенцию органов, осуществляющих государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию.

Таким образом, вопросы установления экономической обоснованности и неопределенности применения тарифов ответчик вправе разрешать в порядке, установленном федеральными законами в органах, осуществляющих государственное регулирование тарифов, а также в компетентных органах осуществляющих контроль за деятельностью естественных монополий.

Из содержания статьи 32 ФЗ “Об исполнительном производстве“ следует, что при разъяснении исполнительного документа, порядка и способа его исполнения суд не вправе вносить изменения в содержание судебного акта.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление РЭК Пермского края от 12.12.2007 имеет номер 283-т, а не 2893-т.

Разъясняя в определении от 25.08.2008 года, что при исполнении решения суда от 19.10.2007 г. подлежит применению тариф, установленный Постановлением РЭК Пермского края от 12.12.2007 г. N 2893-т, суд первой инстанции вышел за пределы предоставленных ему полномочий, установленных статьей 32 ФЗ “Об исполнительном производстве“, фактически изменил решение суда и содержание исполнительного документа, поскольку указание о тарифе в исполнительном листе отсутствует. Более того, вопрос о том, какой тариф должен применяться при выставлении единого счета-фактуры судом при рассмотрении дела по существу не рассматривался и решение по данному
вопросу не принималось. Из мотивировочной части определения суда видно, что суд разъяснил также и решение суда по данному делу в порядке, предусмотренном статьей 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о чем должник в заявлении не просил.

В соответствии со статьей 39 Федерального закона “Об исполнительном производстве“ исполнительное производство может быть приостановлено судом в случае обращения должника в суд с заявлением о разъяснении положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения.

Поскольку отсутствуют основания для удовлетворения заявления должника о разъяснении порядка исполнения исполнительного документа по делу N А50-11500/2007, то не усматривается также и оснований для приостановления исполнительного производства в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 39 ФЗ “Об исполнительном производстве“.

Из материалов дела также видно, что, суд первой инстанции, рассматривая заявление ОАО “ТГК N 9“ о разъяснении порядка исполнения исполнительного документа года без вызова в судебное заседание взыскателя, должника, судебного пристава-исполнителя, нарушил нормы процессуального права.

В соответствии со статьей 32 ФЗ “Об исполнительном производстве“ заявление о разъяснении порядка исполнения исполнительного документа подлежит рассмотрению в порядке, установленном пунктом 2 статьи 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, то есть в судебном заседании с извещением взыскателя, должника, судебного пристава-исполнителя. Неявка указанных лиц не является препятствием для рассмотрения заявления.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 5 части 2 статьи 39 Федерального закона РФ “Об исполнительном производстве“, а не статьи 32.

В аналогичном порядке подлежит рассмотрению заявление о приостановлении исполнительного производства на основании пункта 5 части 2 статьи 32 ФЗ “Об исполнительном производстве“ (статьи 327, 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Однако заявление о приостановлении исполнительного производства
судом первой инстанции не рассмотрено, определение в части указанного заявления не вынесено.

С учетом изложенного, определение арбитражного суда от 25.08.2008 года о разъяснении исполнительного документа по делу N А50-11500/2007 подлежит отмене как принятое с нарушением положений статьи 32 ФЗ “Об исполнительном производстве“ (пункт 4 части 1 статьи 270, пункт 3 части 4 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Апелляционная жалоба должника удовлетворению не подлежит по изложенным ранее основаниям.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, пунктом 3, части 4 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

определение Арбитражного суда Пермского края от 25 августа 2008 года по делу N А50-11500/2007 отменить.

Отказать Открытому акционерному обществу “Территориальная генерирующая компания N 9“ в удовлетворении заявления о разъяснении порядка исполнения исполнительного документа по делу N А50-11500/2007.

Отказать Открытому акционерному обществу “Территориальная генерирующая компания N 9“ в удовлетворении заявления о приостановлении исполнительного производства N 7/20938/730/11/2008.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий

Н.Г.МАСАЛЬСКАЯ

Судьи

О.Ф.СОЛАРЕВА

Н.Г.ШВАРЦ