Решения и определения судов

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2008 N 17АП-7112/2008-АК по делу N А71-6528/2008 Продажа товаров без применения контрольно-кассовой техники является основанием для привлечения к административной ответственности.

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 октября 2008 г. N 17АП-7112/2008-АК

Дело N А71-6528/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 06.10.2008 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 06.10.2008 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Щеклеиной Л.Ю.,

судей Осиповой С.П., Савельевой Н.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Русановой Ю.С.,

при участии:

от заявителя - ООО ТПФ “Вертикаль“: Шаколина Н.А., удостоверение N 519, доверенность от 01.09.2008 г.,

от заинтересованного лица - Межрайонная ИФНС России N 8 по Удмуртской Республике: не явился, извещен надлежащим образом,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя -

ООО ТПФ “Вертикаль“

на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики

от 18 августа 2008 года

по делу N А71-6528/2008,

принятое судьей Смаевой С.Г.,

по заявлению ООО ТПФ “Вертикаль“

к Межрайонной
ИФНС России N 8 по Удмуртской Республике

о признании незаконным постановления,

установил:

общество с ограниченной ответственностью ТПФ “Вертикаль“ (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением об оспаривании постановления Межрайонной ИФНС России N 8 по Удмуртской Республике (далее - заинтересованное лицо) от 03.07.08 г. N 113 о привлечении к административной ответственности по ст. 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 18.08.2008 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.

Заявитель с решением суда первой инстанции не согласен и по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе, просит его отменить, удовлетворить заявленные требования.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к отсутствию вины общества в совершении административного правонарушения, нарушению налоговым органом порядка проведения проверки.

Представитель заявителя в суде апелляционной инстанции поддержал требования и доводы апелляционной жалобы.

Заинтересованное лицо по мотивам, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда оставить в силе, отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, ссылаясь на доказанность в действиях общества вины, отсутствии процессуальных нарушений привлечения к ответственности, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направили.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ).

Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции.

Как следует из материалов дела, 07.06.2008 г. должностным лицом налогового органа проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от 22.05.03 г. N 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и(или) расчетов с использованием платежных карт“
в торговом павильоне “Пиво-сигареты“ в торгово-остановочном комплексе по адресу: г. Ижевск, Автозаводская, 17, принадлежащего заявителю.

В ходе проверки установлено, что при осуществлении наличных денежных расчетов при продаже продавцом ООО ТПФ “Вертикаль“ Машковой И.К. 1 пачки сигарет “Палл Малл“ на сумму 21 руб. не применена контрольно-кассовая техника.

Факт оказания услуги без применения ККТ подтверждается актом проверки от 07.06.2008 г.

30.06.2008 г. составлен протокол об административном правонарушении, где выявленные и зафиксированные актом проверки обстоятельства квалифицированы как неприменение ККТ за продажу товара.

03.07.2008 г. налоговым органом вынесено постановление N 113, в соответствии с которым общество привлечено к административной ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 30 000 рублей.

Отказав в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях общества состава вменяемого ему правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.5 КоАП РФ.

Данный вывод суда соответствует обстоятельствам дела, является законным и обоснованным.

В соответствии со ст. 14.5 КоАП РФ продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей при отсутствии установленной информации об изготовителе или продавце либо без применения контрольно-кассовых машин - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.

В силу ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 г. N 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении
наличных денежных расчетов и(или) расчетов с использованием платежных карт“ (далее - Закон) контрольно-кассовая техника применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и(или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Согласно ст. 5 данного Закона организации и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику обязаны применять при осуществлении наличных денежных расчетов и(или) расчетов и использованием платежных карт исправную контрольно-кассовую технику, опломбированную в установленном порядке, зарегистрированную в налоговых органах и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов, и выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и(или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.

Требования к контрольно-кассовым машинам, включая порядок и условия их применения и регистрации, определяются Положением по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 30.07.1993 г. N 745 (в редакции Постановления Правительства РФ от 07.08.1998 г. N 904).

В соответствии с п. 4 данного Постановления организация, осуществляющая денежные расчеты с населением с применением контрольно-кассовых машин, обязана выдавать покупателям (клиентам) чек или вкладной (подкладной) документ, напечатанный контрольно-кассовой машиной. На выдаваемом покупателям (клиентам) чеке или вкладном (подкладном) документе должны содержаться следующие реквизиты: наименование организации; идентификационный номер организации - налогоплательщика; заводской номер контрольно-кассовой машины; порядковый номер чека; дата и время покупки (оказания услуги); стоимость покупки (услуги); признак фискального режима.

На основании п. 1 ст. 7 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и(или) расчетов с использованием
платежных карт“ налоговые органы: осуществляют контроль за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями требований закона; осуществляют контроль за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей; проверяют документы, связанные с применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники, получают необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок; проводят проверки выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых чеков.

На основании ст. 23.5, 28.3 (ч. 1) КоАП РФ должностные лица налоговых органов уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.5 КоАП РФ.

Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ).

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 28.1 КоАП РФ непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, признается поводом к возбуждению дела об административном правонарушении.

Таким образом, проверка от 07.06.2008 г. в отношении общества проведена налоговым органом в соответствии с действующим законодательством. Покупка товара должностным лицом инспекции, осуществленная в рамках данной проверки, не выходит за рамки полномочий налогового органа по контролю за соблюдением Закона о ККТ.

Факт оказания услуги без применения контрольно-кассовой техники заявителем не оспаривается и подтверждается материалами дела, в том числе актом проверки от 07.06.2008 г., протоколом об административном правонарушении от 30.06.2008 г., объяснениями продавца Машковой И.К., актом о проверке наличных денежных средств кассы от 07.06.2008 г., актом проверки выдачи
кассовых чеков от 07.06.2008 г., из которых следует, что при продаже 1 пачки сигарет “Палл Малл“ на сумму 21 руб. контрольно-кассовая техника не была применена.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых законодательством предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, на юридическое лицо возлагается обязанность по созданию условий для соблюдения законодательства работниками предприятия.

Установленный факт правонарушения свидетельствует о том, что обществом не были приняты все зависящие от него меры по применению контрольно-кассовой машины, поскольку им не было обеспечено соблюдение требований Федерального закона N 54-ФЗ от 22.05.2003 г. “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и(или) расчетов с использованием платежных карт“, не предприняты необходимые меры по недопущению оказания услуги без применения контрольно-кассовой техники.

Все торговые операции, ведущиеся в торговой точке общества, осуществляются от его имени. Наступление последствий нарушения закона не зависит от наличия у лица, действующего от имени общества, соответствующих полномочий, так как обязанность применения контрольно-кассовой машины возложена на общество, которое допустило возможность принятия денежных средств работником без применения ККМ.

Судом апелляционной инстанции установлено, что торговая операция по продаже товара произведена продавцом Машковой И.К. от имени ООО ТПФ “Вертикаль“, следовательно, именно общество несет ответственность за неприменение контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов.

В случае неприменения ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением штраф как мера административной ответственности может быть применен при условии, что доказаны не только сам факт
совершения указанного правонарушения, но и вина данного правонарушителя, которая проявляется в виновном действии (бездействии) соответствующих лиц, действующих от имени предпринимателя и допустивших неприменение контрольно-кассовой машины.

Вина Машковой И.К., работающей в торговом павильоне “Пиво-сигареты“ в торгово-остановочном комплексе, принадлежащем ООО ТПФ “Вертикаль“, в неприменении контрольно-кассовой машины при осуществлении денежного расчета с покупателем, выступавшего при этом от имени общества, материалами дела подтверждается. Директор Белоиваненко А.Н. признал факт неприменения ККТ.

Согласно п. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Каких-либо доказательств того, что общество приняло все необходимые меры по обеспечению соблюдения законодательства о применении контрольно-кассовой техники, суд апелляционной инстанции не усматривает, что свидетельствует о наличии вины заявителя в совершенном административном правонарушении.

Таким образом, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что вина в действиях заявителя доказана административным органом, и общество правомерно привлечено к административной ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ.

На основании вышеизложенного постановление Межрайонной ИФНС России N 8 по Удмуртской Республике N 113 от 03.07.2008 г. о назначении административного наказания является законным и обоснованным.

Доводы подателя апелляционной жалобы о нарушении налоговым органом срока составления протокола об административном правонарушении, который должен быть составлен немедленно после выявления совершения правонарушения, подлежат отклонению.

В соответствии со ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного
правонарушения.

Таким образом, срок составления протокола об административном правонарушении не является пресекательным, нарушение срока составления протокола об административном правонарушении само по себе не носит существенного характера (п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г. N 10, п. 4 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 г. N 5).

Составление протокола об административном правонарушении не в момент обнаружения правонарушения не нарушило какие-либо права юридического лица, а поэтому не может служить основанием для отмены оспариваемого постановления.

Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении от 30.06.2008 г. составлен в присутствии директора ООО ТПФ “Вертикаль“ Белоиваненко А.Н., надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, ему были разъяснены права и обязанности, о чем имеется отметка в протоколе. Нарушение, выразившееся в ненаправлении и невручении ему определения о возбуждении дела об административном правонарушении, суд апелляционной инстанции находит несущественным, поскольку данное нарушение не повлекло существенного нарушения прав и законных интересов общества.

Заявитель в жалобе указывает на несоблюдение налоговым органом положений статьи 29.10 КоАП РФ в части содержания постановления налогового органа от 03.07.2008 г. Между тем названное постановление является мотивированным и вынесено в присутствии законного представителя общества.

Ссылка в апелляционной жалобе на то, что судом первой инстанции оставлено без внимания ходатайство о допросе свидетеля, не принимается во внимание в связи со следующим.

В соответствии с положениями статьи 155, а также части 2 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в ходе каждого судебного заседания арбитражного суда первой и апелляционной инстанций ведется протокол. В протоколе судебного заседания указываются устные заявления и ходатайства лиц, участвующих в деле, а также определения,
вынесенные судом без удаления из зала судебного заседания.

Данных о том, что ООО ТПФ “Вертикаль“ заявляло ходатайство о допросе свидетеля, протокол судебного заседания суда первой инстанции не содержит, замечания на протокол заявителем не приносились.

Таким образом, суд апелляционной инстанции не усматривает неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение либо неправильное применение судом при принятии обжалуемого судебного акта норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Иные доводы подателя апелляционной жалобы не влекут отмену судебного акта.

Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, влекущих отмену оспариваемого постановления, судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 18 августа 2008 г. по делу N А71-6528/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО ТПФ “Вертикаль“ - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий

Л.Ю.ЩЕКЛЕИНА

Судьи

С.П.ОСИПОВА

Н.М.САВЕЛЬЕВА