Решения и определения судов

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2008 N 17АП-4841/2008-АК по делу N А60-10762/2008 Нарушение обществом установленного законом порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг является основанием для привлечения его к административной ответственности.

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 августа 2008 г. N 17АП-4841/2008-АК

Дело N А60-10762/2008

Резолютивная часть постановления вынесена 14 августа 2008 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 14 августа 2008 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Ясиковой Е.Ю.

судей Осиповой С.П., Нилоговой Т.С.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Калмаковой Т.А.

при участии:

от заявителя - открытого акционерного общества “Ремонтно-специализированное управление N 37“: не явились

от ответчика - Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском Федеральном округе: не явились

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском Федеральном округе

на решение Арбитражного суда Свердловской области

от 03 июня 2008 года

по делу N
А60-10762/2008,

принятое судьей Плюсниной С.В.

по заявлению открытого акционерного общества “Ремонтно-специализированное управление N 37“

к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском Федеральном округе

об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности

установил:

открытое акционерное общество “Ремонтно-специализированное управление N 37“ (далее общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе (далее отделение, административный орган, ответчик) от 30.04.2008 г. N 49(40-08/2.19) о назначении административного наказания по ч. 2 ст. 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) в виде штрафа в размере 30 000 руб.

Решением арбитражного суда от 03.06.2008 г. заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с решением суда, отделение обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Свердловской области от 03.06.2008 г. отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.

В обоснование жалобы отделением указано на наличие в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения, в связи с не обеспечением в сети Интернет доступа к ежеквартальным отчетам за 1, 2, 3, 4 кварталы 2007 г., тексту годового отчета за 2006 год и текстам списков аффилированных лиц за 1, 2, 3, 4 кварталы 2007 г.; отсутствие нарушений процедуры привлечения к ответственности. Отделение полагает неправомерным вывод суда о возможном применении в рассматриваемом споре положений ст. 2.9 КоАП РФ, поскольку просрочка раскрытия информации значительна, нарушения эмитентом порядка раскрытия информации носит систематический характер, последствия совершения данного административного правонарушения могут наступить только в будущем времени, размер последствий непредсказуем, а
при определении размера санкции административным органом учтены смягчающие вину обстоятельства. С решением суда в части выводов о несоблюдении процедуры привлечения к ответственности отделение не согласно, так как представление интересов общества при производстве по делу об административном правонарушении представителем с общей доверенностью само по себе не является доказательством ненадлежащего уведомления лица о времени и месте составления протокола. Материалами дела подтверждено, что уведомление о времени и месте рассмотрения материалов проверки было направлено в адрес общества и им получено (17.03.2008 г.).

Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебном заседании участие не принимали, отделение заявило о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя, общество письменный отзыв на жалобу не представило.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, проанализировав доводы, содержащиеся в жалобе, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, 04.04.2008 г. ведущим специалистом-экспертом отделения по факту нарушения требований законодательства, касающихся порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг ОАО “Ремонтно-специализированное управление N 37“, составлен протокол об административном правонарушении.

Основанием для возбуждения административного дела послужило не обеспечение эмитентом доступа к информации в формах ежеквартального отчета общества за 1, 2, 3, 4 кварталы 2007 г., ежегодного отчета за 2006 год и списка аффилированных лиц общества за 1, 2, 3, 4 кварталы 2007 г.

По результатам рассмотрения материалов дела, постановлением административного органа N 49(40-08/2.19) от 30.04.2008 г., общество с учетом смягчающих вину обстоятельств (частичное устранение выявленного правонарушения) привлечено к административной ответственности по ч.
2 ст. 15.19 КоАП РФ с наложением взыскания в виде штрафа в размере 30 000 руб.

Считая вынесенное постановление незаконным, общество обратилось в суд с заявлением о его оспаривании.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в действиях юридического лица содержатся признаки состава вменяемого административного правонарушения, конкретные обстоятельства совершенного правонарушения свидетельствуют о его малозначительности, при проведении проверки отделением допущены существенные процессуальные нарушения.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. N 317 “Об утверждении Положения о федеральной службе по финансовым рынкам“ федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности), является федеральная служба по финансовым рынкам.

В соответствии со ст. 92, 93 Федерального закона от 26.12.1995 г. N 208-ФЗ “Об акционерных обществах“ открытое общество обязано раскрывать: годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую отчетность; проспект эмиссии акций общества в случаях, предусмотренных правовыми актами Российской Федерации; сообщение о проведении общего собрания акционеров в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом; иные сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг, вести учет его аффилированных лиц и представлять отчетность о них в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

В силу пунктов 5.1, 5.7, 8.1.1, 8.2.1, 8.2.4, 8.2.5, 8.5.1, 8.5.4, 8.5.5 Положения “О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг“, утвержденного Приказом ФСФР РФ от 10.10.2006 г. N 06-117/пз-н акционерные общества обязаны раскрывать информацию в формах списка аффилированных лиц, ежеквартального и годового отчета. Акционерное общество, обязанное в соответствии с настоящим Положением раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета и сообщений
о существенных фактах, обязано опубликовать на странице в сети Интернет текст списка аффилированных лиц, составленного на дату окончания отчетного квартала, не позднее 2 рабочих дней с даты окончания отчетного квартала, а тексты изменений, произошедших в списке аффилированных лиц, - не позднее 2 рабочих дней с даты внесения соответствующих изменений в этот список, но не ранее даты возникновения обязанности раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах; текст годового отчета на странице в сети Интернет в срок не позднее 2 дней с даты составления протокола (даты истечения срока, установленного законодательством Российской Федерации для составления протокола) общего собрания акционеров, на котором принято решение об утверждении годового отчета акционерного общества; текст ежеквартального отчета в сети Интернет в срок не более 45 дней с даты окончания соответствующего квартала. Тексты ежеквартального и годового отчетов, списков аффилированных лиц должны быть доступны на странице Интернет в течение не менее 3 лет с даты их опубликования в сети Интернет.

Согласно ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг или лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг, обязанность по раскрытию которой предусмотрена законодательством, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Из материалов дела следует, что Общество в нарушение п.п. 5.7, 8.2.4, 8.5.4 Положения не обеспечило в сети Интернет доступ к информации в форме квартальной отчетности за 1, 2, 3, 4 кварталы 2007 г., годового отчета за 2006 год и списка аффилированных лиц за 1, 2, 3, 4 кварталы
2007 г.

Факт нарушения обществом установленного законом порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг подтверждается актом от 05.03.2008 г., протоколом об административном правонарушении от 04.04.2008 г. и самим обществом признается (пояснения представителя общества в протоколе об административном правонарушении).

При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о доказанности состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ, является верным.

Вывод суда о несоблюдении отделением процедуры привлечения к ответственности является ошибочным.

Суд первой инстанции, ограничившись лишь констатацией факта о присутствии при составлении протокола об административном правонарушении представителя общества Дурасова С.А. на основании общей доверенности и не имеющего полномочий на участие в конкретном административном деле, пришел к выводу о непринятии заявителем всех зависящих от него мер к извещению юридического лица.

Между тем из материалов дела следует, что уведомление о времени и месте составления протокола (на 04.04.2008 г.) направлялось в адрес ОАО “Ремонтно-специализированное управление N 37“ (л.д. 33) и получено им 17.03.2008 г. (обратное уведомление к заказной корреспонденции - л.д. 34).

Определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении на 30.04.2008 г. также было направлено в адрес ОАО “Ремонтно-специализированное управление N 37“ и получено заявителем 15.04.2008 г. (л.д. 40, 41).

При изложенных обстоятельствах, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о соблюдении отделением процедуры привлечения заявителя к административной ответственности.

При этом данное обстоятельство не повлекло принятие судом неверного решения в связи с обоснованным принятием в рассматриваемом споре положений ст. 2.9 КоАП РФ.

Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное
правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене (пункт 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, пункт 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях“).

При квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям (п. 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10).

Положения статьи 2.9 КоАП РФ могут быть применены судом к любому совершенному правонарушению, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ, в том числе и к формальным составам, к которым относится ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ.

Как указано в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. N 5 “О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях“, малозначительным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но, с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Из материалов дела следует, что общество осознает противоправность своих действий и не отрицает свою вину, устранение последствий административного правонарушения произведено заявителем самостоятельно, заявитель не имел намерения скрыть информацию,
в отношении заявителя зарегистрирован единственный выпуск обыкновенных акций, номинальная стоимость акций незначительна, круг владельцев акций ограничен (6 человек).

Часть данных обстоятельств в соответствии со ст. 4.2 КоАП РФ является смягчающими административную ответственность (признание противоправности действий, устранение вредных последствий нарушения). Из постановления видно, что наказание назначено по минимальному пределу санкции ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ с учетом смягчающего обстоятельства - частичное устранение нарушения на 30.04.2008 г.

Между тем, такие обстоятельства как отсутствие намерения скрыть информацию, однократный выпуск ценных бумаг, небольшое количество владельцев акций свидетельствуют о том, что охраняемые общественные правоотношения хотя и были нарушены, но характер такого нарушения не является существенным.

При указанных обстоятельствах, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 03 июня 2008 года по делу N А60-10762/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий

Е.Ю.ЯСИКОВА

Судьи

С.П.ОСИПОВА

Т.С.НИЛОГОВА