Решения и определения судов

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2008 N 17АП-4773/2008-ГК по делу N А60-1557/2008 Должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, является публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов.

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 августа 2008 г. N 17АП-4773/2008-ГК

Дело N А60-1557/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2008 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 01 августа 2008 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Шварц Н.Г.

судей Масальской Н.Г., Снегура А.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мехоношиным Е.В.,

при участии:

от истца, ООО “Жилсервис“; ответчиков: Муниципального учреждения Артемовского городского округа “Жилкомстрой“, Муниципального образования “Артемовский городской округ“ - не явились, извещены надлежащим образом,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика,

Муниципального учреждения Артемовского городского округа “Жилкомстрой“,

на решение Арбитражного суда Свердловской области

от 23 мая 2008 года по делу N А60-1557/2008,

принятое судьей Бикмухаметовой Е.А.

по иску ООО “Жилсервис“

к Муниципальному учреждению
Артемовского городского округа “Жилкомстрой“, Муниципальному образованию “Артемовский городской округ“

о взыскании убытков,

установил:

ООО “Жилсервис“ обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Муниципальному учреждению Артемовского городского округа “Жилкомстрой“ (далее - МУ “ЖКС“), Администрации Артемовского городского округа о взыскании 3 109 698 руб. убытков, вызванных ненадлежащим исполнением обязательств по оплате оказанных истцом коммунальных услуг в виде горячего водоснабжения, подачи коммунального ресурса, согласно Постановления главы Артемовского городского округа “Об утверждении порядка удешевления стоимости жилищно-коммунальных услуг для населения Артемовского городского округа на 2007 год“ N 797 от 10.07.2007 г., на основании ст. 445, 1069 Гражданского кодекса РФ.

Определением Арбитражного суда Свердловской области от 16.04.2008 г. произведена замена ненадлежащего ответчика - Администрации Артемовского городского округа на надлежащего ответчика - Муниципальное образование “Артемовский городской округ“ (том 1 л.д. 100-102).

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 23.05.2008 г. с Муниципального учреждения Артемовского городского округа “Жилкомстрой“, а при недостаточности денежных средств у Муниципального учреждения Артемовского городского округа “Жилкомстрой“ с Муниципального образования “Артемовский городской округ“ в пользу ООО “Жилсервис“ взыскано 3 109 698 руб. убытков и 27 048 руб. 49 коп. в возмещение расходов по госпошлине по иску (том 2 л.д. 136-143).

Ответчик, МУ “ЖКС“, с решением Арбитражного суда Свердловской области от 23.05.2008 г. не согласен, просит 3 109 698 руб. убытков взыскать с Муниципального образования “Артемовский городской округ“ за счет казны муниципального образования, считает, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела. Считает, что отсутствие денежных средств на погашение задолженности по компенсации расходов по удешевлению стоимости жилищно-коммунальных услуг на 2007 год им доказано. В апелляционной жалобе указывает, что расходы
по удешевлению стоимости жилищно-коммунальных услуг на 2007 год в размере 3 109 698 руб. подлежат взысканию в порядке субсидиарной ответственности с муниципального образования “Артемовский городской округ“ за счет казны муниципального образования.

Истец, ООО “Жилсервис“, представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором с доводами жалобы согласился, считая их правомерными и основательными.

Ответчик, Муниципальное образование “Артемовский городской округ“, письменного отзыва на апелляционную жалобу не представил, стороны в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, (том 2, л.д. 4-120) ООО “Жилсервис“ в период с января по декабрь 2007 года осуществлял подачу коммунального ресурса обеспечение коммунальными услугами, поставку тепловой энергии и горячего водоснабжения в муниципальный жилой фонд пос. Буланаш Артемовского городского округа. Данное обстоятельство сторонами не оспаривается.

В обоснование количества и стоимости предоставленных населению коммунальных услуг истец представил в дело договоры на передачу тепловой энергии и ГВС, акты потребления тепловой энергии и оказания услуг, расчеты количества тепловой энергии на отопительный сезон 2007-2008 г.г. Муниципального образования “Артемовский район“.

В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса РФ, Федеральным законом от 30.12.2004 г. N 210-ФЗ “Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса“, пунктом 15 “Правил предоставления коммунальных услуг гражданам“, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307, расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера
платы за коммунальные услуги гражданам.

Постановлениями Главы Артемовского городского округа от 26.12.2006 г. N 1293 “Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг“, с изменениями от 05.02.2007 г., и от 05.02.2007 г. N 78 “О внесении изменений в Постановление Главы Артемовского городского округа от 26.12.2006 г. N 1292 “Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг“, установлены нормативы потребления коммунальных услуг.

Постановлением Главы Артемовского городского округа от 26.12.2006 г. N 1293, (Приложение N 5), установлены и введены на 2007 год предельные размеры платы за коммунальные услуги для населения пос. Буланаш, в том числе за подачу коммунального ресурса, за горячее водоснабжение. Истец за предоставленные коммунальные услуги получал плату от населения жилого фонда в предельном размере, установленном указанными постановлениями Главы Артемовского городского округа.

Разница между тарифами, установленными указанным постановлением, с тарифами, утвержденным Региональной энергетической комиссией, и фактически произведенной платой населением оказанных истцом услуг, составила за 2007 год по подаче коммунального ресурса - 1 955 856 руб., а по горячему водоснабжению - 2 092 842 руб.

Постановлением Главы Артемовского городского округа от 10.07.2007 г. N 797 “Об утверждении порядка удешевления стоимости жилищно-коммунальных услуг для населения Артемовского городского округа на 2007 г.“ (далее - “Порядок...“, установлены основания и условия предоставления из местного бюджета Артемовского городского округа средств предпринимателям и организациям на компенсацию расходов по удешевлению стоимости жилищно-коммунальных услуг населения, осуществляемой в рамках мероприятий по реформированию жилищно-коммунального хозяйства (том 1 л.д. 30-34).

В соответствии с п. 3 “Порядка...“, предоставление средств на компенсацию выпадающих доходов предприятиям и организациям, оказывающим жилищно-коммунальные услуги на территории Артемовского городского округа по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, осуществляется за счет
местного бюджета на основании решения Думы Артемовского городского округа от 24.12.2006 г. N 44.

Согласно п. 4 “Порядка...“ главным распорядителем средств местного бюджета, выделенных на удешевление стоимости жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых населению в соответствии с Законом, являются муниципальное учреждение Артемовского городского округа “Жилкомстрой“, территориальные органы местного самоуправления Артемовского городского округа.

В соответствии с п. 6 “Порядка...“ истец подготовил отчет о направлении и расходовании средств бюджета в части удешевления стоимости жилищно-коммунальных услуг для населения, произвел расчет потребности в финансирования средств на удешевление стоимости предоставленных им жилищно-коммунальных услуг и обратился к ответчику, МУ “ЖКС“, за предоставлением компенсации расходов организациям, предоставляющим населению жилищно-коммунальные услуги на удешевление стоимости жилищно-коммунальных услуг.

Ответчик, МУ “ЖКС“, произвел компенсацию расходов по удешевлению стоимости коммунальных услуг частично, в сумме 939 000 руб. (по подаче коммунальных ресурсов).

Из представленных в дело расчетов и документов следует, что истцу за 2007 год не компенсированы расходы по удешевлению стоимости коммунальных услуг, предоставленных населению пос. Буланаш на общую сумму 3 109 698 руб., в том числе: суммы компенсации по подаче коммунальных ресурсов в размере 1 016 856 руб. и по горячему водоснабжению в размере 2 092 842 руб. (том 2 л.д. 124).

Сумма неполученных компенсаций - 3 109 698 руб., является для истца убытками (статья 15 Гражданского кодекса РФ).

Судом первой инстанции сделан правильный вывод, что в соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет соответствующей казны и от имени казны в судебном процессе выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии
с пунктом 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина (ст. 1071 Гражданского кодекса РФ). Исковые требования заявлены обоснованно и в соответствии со ст. 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежат удовлетворению.

Суд первой инстанции также обоснованно указал, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием в соответствии со статьями 16, 120 Гражданского кодекса РФ.

Однако вывод суда первой инстанции, о том что, убытки подлежат взысканию с Муниципального учреждения Артемовского городского округа “Жилкомстрой“ не выплатившего в полном объеме компенсацию в части удешевления стоимости жилищно-коммунальных услуг, как главного распорядителя, является ошибочным.

Материалами дела подтверждаются доводы апелляционной жалобы, что на основании предусмотренных сметы доходов и расходов и соответствующей им бюджетной росписи Муниципального учреждения Артемовского городского округа “Жилкомстрой“ на 2007 год, ответчиком полностью выплачены денежные средства, в пределах предусмотренных лимитами бюджетных обязательств.

При недостаточности денежных средств у Муниципального учреждения Артемовского городского округа “Жилкомстрой“ исковые требования в соответствии со статьей 120 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежат удовлетворению за счет Муниципального образования “Артемовский городской округ“. Данные доводы также поддерживает истец, который просит удовлетворить апелляционную жалобу и произвести взыскание за счет публично-правового образования.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 23 от 22.06.2006 г. “О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации“ от 22.06.2006 г. при рассмотрении исков, предъявленных согласно статье 16, 1069 ГК РФ,
судам необходимо иметь в виду, что должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, также является публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов.

Следовательно, при удовлетворении указанных исков в резолютивной части решения суда должно указываться о взыскании денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования, а не с государственного или муниципального органа. При этом недопустимо ограничение источников взыскания путем указания на взыскание только за счет средств бюджета, поскольку такое ограничение противоречит статьям 126, 214, 215 Гражданского кодекса РФ. В данном случае действует общее правило об ответственности публично-правового образования всем принадлежащим ему на праве собственности имуществом, составляющим казну.

С учетом изложенного, решение арбитражного суда первой инстанции от 23.05.2008 г. подлежит изменению в части на основании пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны, следовательно, судебные расходы по апелляционной жалобе относятся на истца.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 258, 268, 269, п. 4 ч. 1 ст. 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 23 мая 2008 года по делу N А60-1557/2008 изменить.

Взыскать с Муниципального образования “Артемовский городской округ“ за счет казны муниципального образования в пользу ООО “Жилсервис“ 3
109 698 (три миллиона сто девять тысяч шестьсот девяносто восемь) рублей убытков и 27 048 (двадцать семь тысяч сорок восемь) рублей 49 коп. судебных расходов по госпошлине.

В удовлетворении исковых требований к Муниципальному учреждению Артемовского городского округа “Жилкомстрой“ отказать.

Взыскать с ООО “Жилсервис“ в пользу Муниципального учреждения Артемовского городского округа “Жилкомстрой“ расходы по госпошлине по апелляционной жалобе в сумме 1 000 (одна тысяча) рублей.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий

Н.Г.ШВАРЦ

Судьи

Н.Г.МАСАЛЬСКАЯ

А.А.СНЕГУР