Решения и определения судов

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2008 N 17АП-3371/2008-АК по делу N А50-1627/2008 Поскольку право на реструктуризацию предоставлено обществу Постановлением Правительства РФ, а налоговый орган осуществляет лишь контроль за полнотой и своевременностью уплаты в бюджет задолженности плательщиком налогов, сборов и страховых взносов, следовательно, у инспекции отсутствовали полномочия по одностороннему изменению условий реструктуризации.

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 июня 2008 г. N 17АП-3371/2008-АК

Дело N А50-1627/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 10.06.2008 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 11.06.2008 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Савельевой Н.М.

судей Осиповой С.П., Нилоговой Т.С.

при ведении протокола судебного заседания Русановой Ю.С.

при участии:

от заявителя ОАО “Пермский завод “Машиностроитель“: Балчугова Л.И. - представитель по доверенности от 02.07.2007 г.

от заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Пермскому краю: не явились, извещены надлежащим образом

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Пермскому краю (ответчик по делу)

на решение Арбитражного суда Пермского края от 08 апреля 2008 года

по делу N А50-1627/2008,

принятое
судьей Кетовой А.В.

по заявлению ОАО “Пермский завод “Машиностроитель“

к Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Пермскому краю

о признании недействительным ненормативного акта

установил:

ОАО “Пермский завод “Машиностроитель“ обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным ненормативного акта, выраженного в форме письма N 10-22/10567 от 28.12.2007 г. Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Пермскому краю.

Решением Арбитражного суда Пермского края от 08.04.2008 г. заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с вынесенным решением, Межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Пермскому краю (ответчик по делу) обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда отменить и вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Ссылается на то, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 г. N 693 (в редакции Постановления Правительства от 04.12.2007 г. N 842) не предусмотрена возможность реструктуризации задолженности по пеням, начисленным за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате в ПФ РФ, и пени по ЕСН, подлежащих уплате в ФСС РФ, ТФОМС РФ, ФФОМС РФ. По мнению налогового органа, из содержания указанного Постановления Правительства РФ явно следует право предприятия на реструктуризацию налогов, сборов, начисленных пени и штрафов только перед федеральным бюджетом, а также страховым взносам, за исключением сумм страховых взносов, поступающих в бюджет ПФ РФ, начисленным пеням и штрафам перед государственными внебюджетными фондами. В судебное заседание представители инспекции, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку не обеспечили.

ОАО “Пермский завод “Машиностроитель“ (заявитель по делу) представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором указывает на законность и обоснованность решения суда
и несостоятельность доводов апелляционной жалобы, несоответствие их фактическим обстоятельствам дела.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, ОАО “Пермский завод “Машиностроитель“ создано путем преобразования ФГУП “Пермский завод “Машиностроитель“ на основании распоряжения Правительства РФ от 26.08.2006 г. N 1124-р (с учетом изменений и дополнений) и включен в Перечень стратегических предприятий и организаций.

Правительством РФ было принято Постановление N 693 от 15.11.2006 г. “О реструктуризации задолженности ФГУП “Пермский завод “Машиностроитель“ по налогам, сборам, начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, а также по страховым взносам перед государственными внебюджетными фондами“.

На основании указанного Постановления, ИФНС России по Мотовилихинскому району г. Перми было принято решение N 1Р от 12.12.2006 г. “О реструктуризации задолженности ФГУП “Пермский завод “Машиностроитель“ по налогам, сборам, начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, а также по страховым взносам перед государственными внебюджетными фондами“ (л.д. 13-15).

Учитывая, что налоговым органом в сумму задолженности, подлежащую реструктуризации, не были включены суммы по ЕСН, зачисляемых в ФФОМС, ТФОМС, начисленных пеней и штрафов, общество оспорило указанное бездействие в Арбитражном суде Пермского края.

Решением Арбитражного суда Пермского края от 27.02.2007 г. по делу А50-21321/2006 заявленные требования удовлетворены полностью. Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2007 г. и постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 25.06.2007 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения. Суды признали необоснованным не включение налоговым органом спорных платежей в состав реструктурированной задолженности, так как страховые взносы на ОМС, уплачиваются в государственные внебюджетные фонды (федеральный и территориальный) в составе ЕСН,
как его соответствующая часть.

Во исполнение вышеуказанных судебных актов, ИФНС РФ по Мотовилихинскому району г. Перми принято Решение N 1Р/1 от 03.07.2007 г., согласно которому ОАО “Пермский завод “Машиностроитель“ предоставлено право на реструктуризацию задолженности по налогам, сборам, начисленным пеням и штрафа по ЕСН, подлежащим зачислению в ФФОС и ТФОМС в общей сумме 32 188 079,93 руб. (л.д. 16-18).

4.12.2007 г. Правительством РФ было принято Постановление N 842 “О внесении изменений в Постановление Правительства РФ N 693 от 15 ноября 2006 г.“, руководствуясь которым, Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Пермскому краю было принято Решение от 21.12.2007 г. N 12, на основании которого дополнительно реструктурировала задолженность общества по начисленным пеням за несвоевременную уплату ЕСН, зачисляемых в ТФОМС, ФСС РФ, ФФОМС и за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемых в ПФ РФ, ФССР, ФФОМС РФ, ТФОМС РФ в общей сумме 35 801 845,88 руб. (л.д. 24).

Письмом от 28.12.2007 г. т N 10-22/10567 Межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Пермскому краю уведомила ОАО “Пермский завод “Машиностроитель“ о том, что в связи с разъяснениями Федеральной налоговой службы РФ, задолженность по пеням за несвоевременную уплату ЕСН, в части подлежащей зачислению в государственные внебюджетные фонды (ТФОМС РФ, ФСС РФ, ФФОМС РФ) и пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемых в ПФ РФ, реструктуризации не подлежит, в связи с чем, внесены изменения в решение о реструктуризации N 12 от 21.12.2007 г. путем исключения задолженности в размере 7 629 196,03 руб.

Общество, не согласившись с указанным письмом, посчитав,
что оно нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создает препятствия для ее осуществления и обжаловало его в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что налоговый орган осуществляет лишь администрирование задолженности, установление оснований для отмены или изменения решения о реструктуризации задолженности по обязательным платежам входит в прерогативу Правительства РФ, одностороннее изменение условий реструктуризации налоговым органом суд полагает недопустимым.

Вывод суда является правильным, соответствует обстоятельствам дела и нормам материального права.

В соответствии со ст. 191 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“ в целях предупреждения банкротства стратегических предприятий и организаций Правительство Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:

организует проведение учета и анализа финансового состояния стратегических предприятий и организаций и их платежеспособности;

проводит реорганизацию стратегических предприятий и организаций; осуществляет погашение образовавшейся в результате несвоевременной оплаты государственного оборонного заказа задолженности федерального бюджета перед стратегическими предприятиями и организациями, являющимися исполнителями работ по государственному оборонному заказу;

обеспечивает проведение реструктуризации задолженности (основного долга и процентов, пеней и штрафов) стратегических предприятий и организаций, являющихся исполнителями работ по государственному оборонному заказу, перед федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами;

содействует достижению соглашения стратегических предприятий и организаций с кредиторами о реструктуризации их кредиторской задолженности, в том числе путем предоставления государственных гарантий;

проводит досудебную санацию стратегических предприятий и организаций в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом;

осуществляет иные направленные на предупреждение банкротства стратегических предприятий и организаций меры.

ФГУП “Пермский завод “Машиностроитель“ включено в Перечень стратегических предприятий и организаций, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.01.2004 N 22-р.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2006
N 693 “О реструктуризации задолженности Федерального государственного унитарного предприятия “Пермский завод “Машиностроитель“ по налогам и сборам, начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, а также страховым взносам перед государственными внебюджетными фондами“ по результатам рассмотрения заявления о предоставлении права на реструктуризацию и заключения Федерального космического агентства (Роскосмос) предприятию было предоставлено право на реструктуризацию задолженности в части задолженности по налогам и сборам перед федеральным бюджетом и по страховым взносам перед государственными внебюджетными фондами по состоянию на 1 января 2005 г.

Постановлением N 693 от 15.11.2006 г. установлены порядок, условия и сроки проведения реструктуризации задолженности ФГУП “Пермский завод “Машиностроитель“.

В соответствии с пунктом 1 Постановления N 693 от 15.11.2006 г. реструктуризации подлежит исчисленная по данным учета налоговых органов задолженность по налогам и сборам перед федеральным бюджетом и по страховым взносам перед государственными внебюджетными фондами (первая часть задолженности), образовавшаяся по состоянию на 01.01.2005 и задолженность по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом (вторая часть задолженности) по состоянию на дату принятия решения о реструктуризации.

В пункте 2 Постановления N 693 от 15.11.2006 г. определены размеры и этапы погашения задолженности. При этом установлено, что платежи осуществляются ежеквартально равными долями, с суммы первой части задолженности ежеквартально, не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим кварталом, уплачиваются проценты (пункты 3 и 4 Постановления N 693 от 15.11.2006 г.).

В пунктах 5 и 6 Постановления N 693 от 15.11.2006 г. за ФГУП “Пермский завод “Машиностроитель“ закреплено право на досрочное погашение первой части задолженности, при этом вторая часть задолженности подлежит списанию.

Согласно пункту 7 Постановления N 693 от 15.11.2006 г. Предприятие утрачивает право на
реструктуризацию задолженности в случаях: неуплаты платежей в соответствии с графиком, предусмотренным пунктом 2 настоящего Постановления, и(или) наличия на первое число месяца, следующего за истекшим кварталом, задолженности по уплате текущих налоговых платежей в федеральный бюджет, а также по страховым взносам перед государственными внебюджетными фондами, включая авансовые платежи (взносы) по налогам с налоговым периодом, превышающим один месяц; неуплаты процентов, предусмотренных пунктом 4 настоящего Постановления; возбуждения арбитражным судом процедуры банкротства, если Предприятие не представит утвержденное арбитражным судом мировое соглашение, заключенное в установленном порядке с конкурсными кредиторами и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей, а также требования Российской Федерации по денежным обязательствам.

На основании пункта 8 Постановления N 693 от 15.11.2006 г. при наступлении одного из случаев, указанных в пункте 7 настоящего Постановления, Министерство финансов Российской Федерации по представлению Федеральной налоговой службы вносит в месячный срок в Правительство Российской Федерации проект решения о прекращении реструктуризации задолженности.

Иные основания для отмены решения о реструктуризации задолженности по обязательным платежам или внесения дополнений в ранее принятые решения, а также возможность принимать налоговыми органами решения об изменении порядка проведения реструктуризации законодательством не предусмотрены.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что поскольку право на реструктуризацию предоставлено обществу Постановлением Правительства РФ, а налоговый орган осуществляет лишь контроль за полнотой и своевременностью уплаты в бюджет задолженности плательщиком налогов, сборов и страховых взносов, следовательно, у инспекции отсутствовали полномочия по одностороннему изменению условий реструктуризации.

Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о неправомерности исключения спорных сумм
пени за несвоевременную уплату ЕСН в части, зачисляемой в ФФОМС РФ, ТФОМС РФ, ФСС РФ, также и по тому основанию, что они в соответствии со ст. 241, 243 НК РФ, являются составной частью ЕСН и задолженности перед государственными внебюджетными фондами, право на реструктуризацию которых предоставлено предприятию Постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 г. N 693. Указанные обстоятельства были установлены судебными актами от 27.02.2007 г., от 19.04.2007 г., от 25.06.2007 г. по делу А50-21321/2006 (л.д. 41-48), и в силу ч. 2 ст. 69 АПК РФ, имеют преюдициальное значение по настоящему делу.

Доводы заявителя апелляционной жалобы отклоняются, как не соответствующие нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела по вышеуказанным основаниям.

С учетом изложенного, решение суда от 08.04.2008 г. следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Пермскому краю - без удовлетворения

На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Пермского края от 08.04.2008 г. по делу N А50-1627/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Пермскому краю - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий

Н.М.САВЕЛЬЕВА

Судьи

С.П.ОСИПОВА

Т.С.НИЛОГОВА