Решения и постановления судов

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2008 N 17АП-1789/2008-ГК по делу N А60-27351/2007 В случае если действие закона, предоставляющего льготы, не было приостановлено полностью или частично законом о бюджете, суммы убытков могут быть взысканы с публично-правового образования независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в законе о бюджете.

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 апреля 2008 г. N 17АП-1789/2008-ГК

Дело N А60-27351/2007

Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2008 г.

Постановление в полном объеме изготовлено 08 апреля 2008 г.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Усцова Л.А.,

судей Зелениной Т.Л., Рубцовой Л.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фадеевой И.Б.,

при участии:



от истца ЗАО “Аптечный дом “Радуга“ - Корсунская И.В., доверенность от 31.01.2008 г., паспорт,

от ответчика ГУ - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - Марковски Э.С., доверенность N 45 от 11.01.2008 г., паспорт,

от ответчика Министерства финансов Российской Федерации - не яв.,

от ответчика Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации - не яв.,

от ответчика Фонда социального страхования Российской Федерации - не яв.,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - Государственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации

на решение Арбитражного суда Свердловской области

от 05 февраля 2008 г.

по делу N А60-27351/2007,

принятое судьей Бикмухаметовой Е.А.,



по иску ЗАО “Аптечный дом “Радуга“

к ГУ - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Фонду социального страхования Российской Федерации

о взыскании 3 792 214 руб. 58 коп. убытков

установил:

ЗАО “Аптечный дом “Радуга“ обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к ГУ - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании 3 792 214 руб. 58 коп. убытков, вызванных недостаточным финансированием расходов, понесенных им при предоставлении инвалидам технических средств реабилитации.

Определением Арбитражного суда Свердловской области от 18.12.2007 г. к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 05.02.2008 г. исковые требования удовлетворены частично. С ГУ - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу ЗАО “Аптечный дом “Радуга“ взыскано 3 789 396 руб. 65 коп. убытков. В удовлетворении остальной части заявленных требований и в иске к другим ответчикам отказано.

Государственное учреждение - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с решением Арбитражного суда Свердловской области не согласно по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, просит решение суда отменить, в удовлетворении иска отказать.

ЗАО “Аптечный дом “Радуга“ с доводами апелляционной жалобы не согласно, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 08.02.2006 г. между Государственным учреждением - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (заказчик) и ЗАО “Аптечный дом “Радуга“ (исполнитель) заключен государственный контракт N 178/09, по условиям которого исполнитель обязался предоставить инвалидам (в целях реализации ст. 11.1 ФЗ от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, распоряжения Правительства РФ от 30.12.2005 г. N 2347-р “О федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду“), проживающим на территории Свердловской области специальные средства при нарушении функции выделения, а заказчик оплатить поставленные технические средства реабилитации в порядке и на условиях настоящего контракта.

Пункт 3.1 государственного контракта N 178/09 предусматривает, что цена технических средств реабилитации устанавливается исполнителем по предварительному согласованию сторон на основании протокола согласования цен (Приложение N 4 к настоящему контракту). Общая сумма контракта не может превышать 4 000 000 руб. (п. 3.3 контракта).

Дополнительными соглашениями сторон N 1 от 13.06.2006 г., N 2 от 24.07.2006 г., N 3 от 25.12.2006 г. сумма контракта была увеличена до 7 170 000 руб.

Ссылаясь на то, что на основании выданных Государственным учреждением - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации именных направлений по установленной форме истцом фактически поставлено (выдано) инвалидам изделий реабилитации на сумму 10 962 204 руб. 21 коп., а оплата региональным отделением Фонда произведена в размере 7 169 989 руб. 63 коп., ЗАО “Аптечный дом “Радуга“ обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании убытков в сумме 3 792 214 руб. 58 коп. (с НДС).

Исследовав представленные в материалы дела реестры на выданные средства реабилитации, товарные накладные, суд установил, что общество свои обязательства по контракту исполнило, региональное отделение Фонда поставленные средства оплатило частично, в связи с чем у общества возникли убытки на сумму 3 789 396 руб. 55 коп. (без НДС). Сама по себе названная сумма сторонами не оспаривается.

Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ предусмотрены меры социальной поддержки отдельных категорий граждан в виде обеспечения техническими средствами реабилитации.

В соответствии со ст. 10 указанного Закона государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

Перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 2347-р “О федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду“.

В силу п. 17 Правил обеспечения за счет средств федерального бюджета инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 877, финансирование расходов на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета, передаваемых на эти цели Фонду социального страхования Российской Федерации.

В соответствии с п. 4.1 государственного контракта N 178/09, расчеты осуществляются путем оплаты заказчиком стоимости технических средств реабилитации для граждан-инвалидов и детей-инвалидов на основании счета, выставленного исполнителем в соответствии с реестром установленной формы в течение 10 банковских дней с момента выставления счета за счет средств федерального бюджета, выделенных на эти цели Фонду социального страхования Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что выделенные из федерального бюджета в 2006 г. средства, предусмотренные на указанные цели, Фондом израсходованы полностью, но их оказалось недостаточно для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации.

На обращение Фонда социального страхования в Минфин России по вопросу оплаты технических средств реабилитации, поставленных в 2006 году, Фонду социального страхования Российской Федерации в письме, за подписью заместителя Министра финансов Российской Федерации Голиковой Т.А., было указано, что он вправе произвести оплату технических средств реабилитации, поставленных в 2006 г., за счет средств, предусмотренных Фонду на указанные цели в 2007 году. Стороны пояснили, что предложение (разрешение) Минфина России реализовано не было.

Принимая во внимание вышеназванные обстоятельства, региональное отделение Фонда обязано отвечать за выделенные ему средства из федерального бюджета исключительно в пределах ассигнований, полученных в 2006 году. Заявленная сумма - 3 789 396 руб. 55 коп. (без НДС) - является убытками истца, причиненными ему неправомерными действиями государственных органов, которые при формировании бюджета на 2006 год не учли потребности субъекта Российской Федерации в полном объеме, в связи с чем требования истца должны удовлетворяться за счет казны Российской Федерации.

Исходя из этого, выводы суда первой инстанции нельзя признать обоснованными.

В п. 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 “О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации“ разъяснено, что в случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя. Следовательно, такие споры являются спорами о взыскании убытков, обусловленных избранным законодателем способом реализации льгот, предусматривающим последующую компенсацию организациям неполученной платы.

Если действие закона, предоставляющего льготы, не было приостановлено полностью или частично законом о бюджете на очередной год (п. 4 ст. 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации) и требования истца являются обоснованными по существу, суммы убытков могут быть взысканы с публично-правового образования независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в законе о бюджете.

Пунктом 17 данного Постановления разъяснено, что ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование. Если требования истца являются обоснованными по существу, то суммы убытков подлежат взысканию с публично-правового образования на основании ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст. 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

На основании ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени казны Российской Федерации выступают соответствующие финансовые органы.

Статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что главным распорядителем средств федерального бюджета является Министерство финансов Российской Федерации, которое выступает в суде от имени казны Российской Федерации.

Согласно ст. 144 Бюджетного кодекса Российской Федерации Фонд социального страхования Российской Федерации является государственным внебюджетным фондом Российской Федерации и не является органом государственной власти Российской Федерации. Фонд осуществляет свою деятельность на основании Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101.

Федеральным законом “О федеральном бюджете на 2006 год“ средства на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации были переданы Министерству финансов Российской Федерации как главному распорядителю средств федерального бюджета.

При таких обстоятельствах, убытки подлежали взысканию с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.

С учетом вышеизложенного, решение Арбитражного суда Свердловской области от 05.02.2008 г. подлежит изменению (п. 3 ч. 1 ст. 270 АПК РФ).

Госпошлина по иску и апелляционной жалобе относится на Министерство финансов Российской Федерации пропорционально удовлетворенным исковым требованиям (ст. 110 АПК РФ, ст. 333.37 НК РФ).

Руководствуясь ст. 176, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 05 февраля 2008 г. по делу N А60-27351/2007 изменить, иск удовлетворить частично: взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ЗАО “Аптечный дом “Радуга“ 3 789 396 (три миллиона семьсот восемьдесят девять тысяч триста девяносто шесть) руб. 65 коп. убытков.

В остальной части иска отказать.

Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации в пользу ЗАО “Аптечный дом “Радуга“ 30 438 (тридцать тысяч четыреста тридцать восемь) руб. 43 коп. государственной пошлины по иску.

Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации в пользу Государственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации 1000 (одну тысячу) руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.

В иске к Государственному учреждению - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, Фонду социального страхования Российской Федерации, Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации отказать.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий

Л.А.УСЦОВ

Судьи

Т.Л.ЗЕЛЕНИНА

Л.В.РУБЦОВА