Решения и определения судов

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2008 N 17АП-1464/2008-ГК по делу N А50-14109/2007 Фактическое расположение спорного земельного участка на территории городских лесов, относящихся к территориям общего пользования, исключает его использование для общественной, деловой и коммерческой застройки.

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 марта 2008 г. N 17АП-1464/2008-ГК

Дело N А50-14109/2007

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2008 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 26 марта 2008 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Зелениной Т.Л.

судей Карповой Т.Е., Рубцовой Л.В.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Шилонцевой В.А.

при участии:

от заявителя - Лавров (доверенность от 16.05.07),

от ответчика - Сайфуллин С.Н. (доверенность от 16.01.08),

от заинтересованного лица МУ “Пермский городской лесхоз“ - Демченко Д.С. (доверенность от 09.01.08)

от заинтересованного лица администрации города Перми - представитель не явился,

от заинтересованного лица Департамента планирования и развития территории города Перми - представитель не явился,

от заинтересованного лица Поволжского государственного унитарного лесоустроительного предприятия Министерства
природных ресурсов Российской Федерации (Пермская экспедиция) - представитель не явился,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Управления по экологии и природопользованию администрации города Перми

на решение Арбитражного суда Пермского края

от 18 января 2008 года,

по делу N А50-14109/2007,

принятое судьей Гуляевой Е.И.

по заявлению ООО “Жилсоцинвест“

к Управлению по экологии и природопользованию администрации города Перми

заинтересованные лица: МУ “Пермский городской лесхоз“, администрация города Перми, Департамент планирования и развития территории города Перми, Поволжское государственное унитарное лесоустроительное предприятие Министерства природных ресурсов Российской Федерации (Пермская экспедиция),

о признании незаконным отказа в согласовании акта выбора земельного участка,

установил:

ООО “Жилсоцинвест“ (заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Управлению по экологии и природопользованию администрации г. Перми (ответчик) о признании незаконным отказа от согласования акта выбора земельного участка для строительства N 5-Д от 08.08.07, возложении на ответчика обязанности согласовать указанный акт выбора земельного участка.

В порядке ст. 51, 200 АПК РФ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены МУ “Пермский городской лесхоз“, администрация города Перми, Департамент планирования и развития территории города Перми, Поволжское государственное унитарное лесоустроительное предприятие Министерства природных ресурсов Российской Федерации (Пермская экспедиция) (заинтересованные лица).

Решением Арбитражного суда Пермского края от 18.01.08 (резолютивная часть от 18.01.08) заявленные требования удовлетворены, отказ от 04.09.07 и от 26.09.07 Управления по экологии и природопользованию администрации г. Перми от согласования акта выбора для строительства земельного участка площадью 14711,88 кв. м в северной части квартала 3559 жилого района Акулова Дзержинского района г. Перми признан незаконным, несоответствующим Градостроительному кодексу РФ и Правилам землепользования и застройки города Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от 26.06.07 N 143. Ответчик обязан
устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем согласования акта выбора для строительства указанного земельного участка.

Ответчик с решением суда от 18.01.08 не согласен, в апелляционной жалобе ссылается на то, что спорный земельный участок входит в состав территории городских лесов, относящихся к защитным лесам, что подтверждается лесоустроительной документацией 2003 года. На городские леса, как на территории общего пользования, действие градостроительных регламентов не распространяется.

Заявитель против доводов апелляционной жалобы возражает, считает решение суда от 18.01.08 законным и обоснованным.

Заинтересованное лицо МУ “Пермский городской лесхоз“ доводы апелляционной жалобы поддерживает, указывает, что защитные леса должны использоваться в соответствии с их назначением.

Заинтересованные лица администрация города Перми, Департамент планирования и развития территории города Перми, Поволжское государственное унитарное лесоустроительное предприятие Министерства природных ресурсов Российской Федерации (Пермская экспедиция), извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в апелляционный суд не явились, возражений на апелляционную жалобу не представили.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела следует:

16.08.07 заявитель обратился к ответчику с заявлением о согласовании акта выбора земельного участка площадью 14711,88 кв. м в северной части квартала 3559 жилого района Акулова Дзержинского района г. Перми для строительства объектов коммунального хозяйства.

Письмами от 04.09.07, 26.09.07 ответчик отказал в согласовании указанного акта, поскольку испрашиваемый земельный участок находится в пределах лесных кварталов МУ “Пермский лесхоз“ и на нем имеются высокоценные породы лесных насаждений.

Полагая, что отказ ответчика в согласовании акта выбора земельного участка для строительства противоречит закону и нарушает права ООО “Жилсоцинвест“, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими
требованиями.

Частью 1 ст. 198 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.

По смыслу указанной нормы, основаниями для принятия арбитражным судом решения о признании акта государственного органа недействительным являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту, так и нарушение им гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица.

Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о том, что отказ ответчика в согласовании акта выбора земельного участка для строительства противоречит Правилам землепользования и застройки территории города Перми, поскольку испрашиваемый для строительства земельный участок расположен в территориальной зоне О-1 “Зона делового, общественного и коммерческого назначения“.

Указанный вывод суда первой инстанции нельзя признать обоснованным.

В соответствии с п. 2 ст. 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях,
предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Постановлением администрации г. Перми от 14.01.03 N 130 МУ “Пермский городской лесхоз“ поручено осуществлять содержание городских лесов, не переданных в установленном порядке в ведение органов местного самоуправления г. Перми и расположенных на земельных участках, в том числе, площадью 528 га в Кировском и Дзержинском районах города в соответствии с планом лесоустройства 1992 года. Согласно приложению N 1 к указанному Постановлению в ведение МУ “Пермский городской лесхоз“ переданы леса, расположенные в 8-м квартале Нижне-Курьинского лесничества.

Указанный в акте выбора от 08.08.07 N 5-Д земельный участок находится на территории 8-го квартала Нижне-Курьинского лесничества, что подтверждается материалами лесоустройства, выполненными в 2003 году (проектом организации и ведения лесного хозяйства по городским лесам г. Перми, планом лесонасаждений (л.д. 32-34).

Материалы лесоустройства 2003 года, определяющие границы городских лесов, подлежат применению в соответствии со ст. 14 ФЗ “О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации“.

В силу ст. 102 Лесного кодекса РФ городские леса относятся к защитным лесам, в которых запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.

Частью 4 ст. 12 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

Таким образом, осуществление строительства на земельном участке, указанном в акте выбора от 08.08.07 N 5-Д, не соответствует установленным условиям использования этого земельного участка, занятого городскими лесами.

Согласно ч. IV Правил землепользования и застройки города Перми,
утвержденных решением Пермской городской Думы от 26.06.07 N 143 (Правила землепользования...), городские леса относятся к территориям общего пользования, на которые не распространяются градостроительные регламенты. Использование городских лесов в пределах черты населенных пунктов определяется органами местного самоуправления в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации.

Фиксация, установление, изменение границ и использование территорий общего пользования осуществляется в порядке, определенном ст. 29 Правил землепользования..., предусматривающем обязанность органа, уполномоченного в области градостроительной деятельности, подготовить и утвердить проекты планировки территории, которые посредством фиксации, установления, изменения красных линий обеспечат правовой статус территорий общего пользования, определят дифференциацию назначения частей указанных территорий, земельных участков.

Распоряжением Главы администрации г. Перми от 09.08.07 N 128-р во исполнение решения Пермской городской Думы от 26.06.07 N 172 “О рекомендациях администрации города Перми по регулированию градостроительной деятельности в городе Перми“ и в целях установления границ городских лесов и особо охраняемых природных территорий утвержден план мероприятий, в том числе, по формально-юридическому закреплению территорий общего пользования, предусматривающий до 01.12.09 утверждение границ красных линий (границ городских лесов и ООПТ).

С учетом изложенного, фактическое расположение спорного земельного участка на территории городских лесов, относящихся к территориям общего пользования, исключает его использование для общественной, деловой и коммерческой застройки (разрешенного использования в территориальной зоне О-1). Оснований для согласования ответчиком акта выбора земельного участка от 08.08.07 N 5-Д не имеется.

При таких обстоятельствах решение суда от 18.01.08 подлежит отмене как принятое с неправильным применением норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ), заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Судебные расходы по заявлению и по апелляционной жалобе относятся на заявителя (ст. 110
АПК РФ).

На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Пермского края от 18.01.08 по делу N А50-14109/2007 отменить. В удовлетворении заявленных требований отказать.

Взыскать с ООО “Жилсоцинвест“ в пользу Управления по экологии и природопользованию администрации города Перми 1000 (одну тысячу) рублей расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий

Т.Л.ЗЕЛЕНИНА

Судьи

Т.Е.КАРПОВА

Л.В.РУБЦОВА