Решения и постановления судов

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2008 N 17АП-9102/2007-ГК по делу N А50-14607/2007 Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Государственные органы, выступающие от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, обращаются в суд в защиту государственных интересов и в связи с этим освобождаются от уплаты государственной пошлины.

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 января 2008 г. N 17АП-9102/2007-ГК

Дело N А50-14607/2007

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2008 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 29 января 2008 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

при участии:

от истца: государственного краевого учреждения “К“ - не явились;

от ответчика: ООО “В“ - не явились;



рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца, государственного краевого учреждения “К“,

на определение Арбитражного суда Пермского края

о возвращении искового заявления

от 28 ноября 2007 года

по делу N А50-14607/2007,

по иску государственного краевого учреждения “К“

к ООО “В“

о расторжении договора аренды

установил:

государственное краевое учреждение “К“ (далее - ГКУ “К“, истец) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью “В“ (далее - ООО “В“, ответчик) о расторжении договора N 17 от 31.08.2004 года на аренду участка лесного фонда в соответствии со статьей 24 Лесного кодекса Российской Федерации (л.д. 2-4).



Определением Арбитражного суда Пермского края от 22.10.2007 г. исковое заявление ГКУ “К“ оставлено без движения в связи с подачей искового заявления с нарушением требований, предусмотренных статьями 125, 126 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а именно: истцом не представлено доказательство оплаты государственной пошлины в установленном порядке и размере (л.д. 8).

Определением Арбитражного суда Пермского края от 28.11.2007 г. исковое заявление с приложенными документами возвращено истцу в связи с не устранением обстоятельств, послуживших основанием для оставления иска без движения (л.д. 1).

Истец, с определением суда о возвращении искового заявления не согласился, представил апелляционную жалобу, в которой указал, что обратился с иском о защите государственных и общественных интересов, право на обращение с иском предусмотрен федеральным законом, в связи с чем, в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ГКУ “К“ подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины. Просит определение суда отменить, разрешить вопрос по существу. В судебное заседание явку представителя не обеспечил, представил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.

Судом ходатайство рассмотрено в порядке статьи 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и удовлетворено в порядке статьи 156 Кодекса.

Ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя не обеспечил, отзыв не представил.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 102 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации основания и порядок уплаты государственной пошлины, а также порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Категории лиц, которым предоставлены льготы по уплате государственной пошлины при обращении в арбитражные суды, определены статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются, в частности, прокуроры, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов.

Таким образом, в соответствии с названной нормой права к упомянутым органам относятся такие органы, которым право на обращение в арбитражный суд в защиту государственных и общественных интересов предоставлено исключительно федеральным законом.

В соответствии со статьей 101 Лесного кодекса Российской Федерации споры в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов разрешаются в судебном порядке.

В соответствии со статьей 51 Лесного кодекса Российской Федерации государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизведения лесов осуществляет Правительство Российской Федерации непосредственно или через уполномоченные органы исполнительной власти.

Приказом N 9 Министерства промышленности и природных ресурсов Пермского края был утвержден устав ГКУ “К“ (в новой редакции).

Согласно пункту 1.1 устава ГКУ “К“ (далее - учреждение) учреждено в связи с передачей из федеральной собственности в государственную собственность Пермского края Федерального государственного учреждения “К“ в целях осуществления Пермским краем отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений. Учреждение является правопреемником по правам и обязательствам ФГУ “К“ (пункт 1.3 устава).

На основании пункта 1.2 устава предусмотрено, что ФГУ “К“ передано в ведение Пермского края в соответствии с частью 2 статьи 15 Федерального закона от 04.12.2006 г. N 201-ФЗ “О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации“, Лесным кодексом Российской Федерации, распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Пермской области от 27.12.2006 г. N 1200-р “О безвозмездной передаче федеральных государственных учреждений в государственную собственность Пермского края“ и распоряжением Правительства Пермского края от 26.01.2007г. N 14-рп “О приеме федеральных государственных учреждений в государственную собственность Пермского края“.

В соответствии с пунктом 2.3 устава учреждение является некоммерческой организацией и не имеет извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

Из материалов дела следует, что истец обратился с иском в суд о расторжении договора аренды участков лесного фонда N 17 от 31.08.2004 г., заключенного с ООО “В“.

Согласно пункту 1 статьи 83 Лесного кодекса Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений, в частности, предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное бессрочное пользование, аренду, бессрочное пользование и др.

На основании пункта 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Приведенные нормы законодательства содержат положения о том, что органы в области использования, охраны, защиты лесного фонда Российской Федерации и воспроизводства лесов, выступая от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, обращаются в суд в защиту государственных и (или) общественных интересов и в связи с этим освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Кроме того, пунктом 3.3 устава истца предусмотрено, что учреждение в границах земель лесного фонда, установленных в соответствии с материалами лесоустройства, осуществляет функции: 3.3.1 обеспечивает реализацию прав собственника лесных участков в пределах, установленных законодательством Российской Федерации; 3.3.2 предоставляет лесные участки для их использования гражданам и юридическим лицам, заключившим в установленном порядке договоры аренды лесного участка.

Из материалов дела видно, что истец - ГКУ “К“ находится в ведении Министерства (пункт 1.6 устава), и как иной орган государственного управления, он вправе обращаться в суд в защиту государственных и общественных интересов.

Из изложенного следует, что исковое заявление, подано в Арбитражный суд Пермского края в связи с реализацией учреждением полномочий, входящих в компетенцию субъекта Российской Федерации, по предоставлению в аренду лесных участков в составе земель лесного фонда на территории Чердынского района Пермского края, в порядке, предусмотренном главой 6 Лесного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, по настоящему спору ГКУ “К“ выступает как государственный орган, обращающийся в защиту государственных и (или) общественных интересов, в связи с чем ГКУ “К“ подлежит освобождению от уплаты госпошлины в порядке статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с вышеизложенным определение суда от 28.11.2007 года подлежит отмене, как принятое нарушением норм материального и процессуального права (пункт 4 часть 1 статья 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 258, 268, 269, пункт 4 часть 1 статья 270, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

определение Арбитражного суда Пермского края от 28.11.2007 г. по делу N А50-14607/2007 отменить. Направить вопрос на новое рассмотрение в Арбитражный суд Пермского края.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на Интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.