Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 22.12.2008 по делу N А35-4069/08-С2 Принимая во внимание, что таможенный орган в порядке ст. ст. 65, 200 АПК РФ доказал обстоятельства, послужившие основанием корректировки таможенной стоимости товара, и общество не представило суду доказательств, подтверждающих факт нарушения его прав и охраняемых законом интересов оспариваемыми действиями, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований о признании недействительным решения таможенного органа.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 декабря 2008 г. по делу N А35-4069/08-С2

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу закрытого акционерного общества Агрофирма “Любимовская“ на решение Арбитражного суда Курской области от 29.09.2008 по делу N А35-4069/08-С2,

установил:

закрытое акционерное общество Агрофирма “Любимовская“ (далее - ЗАО Агрофирма “Любимовская“, Общество) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании недействительным решения Курской таможни (далее - таможня, таможенный орган) от 11.04.08 N 100108000/110408/11 и признании незаконными ее действий по определению стоимости свиней с номерами ушных бирок под номерами 7555 и 2980, поступивших на территорию Российской Федерации по контракту от 30.03.07 N RUS-0016/COC/2006 и в
последующем направленных до подачи таможенной декларации на вынужденный забой и утилизацию, после присвоения им таможенным органом кода товара 0203 11 100 9 ТН ВЭД России (свинина свежая прочая), а также об обязании таможни отменить оспариваемое решение и пересмотреть стоимость данных свиней, ввезенных на территорию Российской Федерации по вышеуказанному контракту.

Решением суда от 29.09.08 в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной инстанции законность и обоснованность состоявшегося по делу судебного акта не проверялась.

В кассационной жалобе Общество просит отменить решение суда, полагая, что оно принято в нарушение норм материального права.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, заслушав объяснения представителей таможни, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, между компанией “ТОПИГС Интернешнл“ (Нидерланды) и ЗАО Агрофирма “Любимовская“ заключен контракт 30.07.07 N RUS-0016/SOS/2006 на поставку товара - живых племенных свиноматок из Венгрии в Россию, произведенных и выращенных в Венгрии, классифицированных по тарифу N 0103.10.00.01 в соответствии с Постановлением Европейского Союза N 2658/87 от июля 1987 года о тарифе и статистической номенклатуре и об Общем Таможенном тарифе, в количестве 1785 голов на условиях CIP с. Благодатное Кореневского района Курской области (Инкотермс 2000). Общая стоимость контракта составляет 1302738,00 Евро без НДС.

На таможенную территорию Российской Федерации в рамках названного контракта из Венгрии в адрес Общества 20.12.07 прибыл товар - свиньи живые, чистопородные племенные животные породы “крупная белая“, свиноматки, товарный знак “LARGE WHITE“ в количестве 781 штуки на сумму 619871,89 евро, классифицируемые кодом ТН ВЭД России “010310000“, на условиях поставки CIP Благодатное и товар - павшие животные, не пригодные для употребления в пищу
(свиноматки чистопородные племенные породы “крупная белая“, товарный знак “LARGE WHITE“ в количестве 4 штуки, классифицируемые кодом ТН ВЭД 0511998099 на сумму 3174,76 евро. Данный товар был размещен во временной зоне таможенного контроля, созданной на основании приказов таможни от 20.12.07 N 95-вз и от 26.02.2008 N 12-вз в здании селекционно-гибридного центра, корпус N 1, расположенного по адресу: Курская обл., Кореневский район, с. Благодатное.

Для оформления ввезенного товара ЗАО Агрофирма “Любимовская“ в таможню 17.03.2008 подана грузовая таможенная декларация N 10108030/170308/00001513 с дополнением N 1 в таможенном режиме “Выпуск для внутреннего потребления“ с нулевой ставкой ввозной таможенной пошлины. Размер таможенных платежей, рассчитанный Обществом, исходя из заявленной таможенной стоимости, составил 2315294,42 руб. таможенных платежей и 50000 руб. таможенных сборов.

На основании ст. 376 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) и решения начальника таможни N 10108000/030308/014 должностными лицами таможни проведена общая таможенная ревизия ЗАО “Агрофирма “Любимовская“ по проверке достоверности сведений, заявленных в ГТД N 10108030/170308/00001513, в ходе которой было установлено, что Общество заявило недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, перемещенных через таможенную границу Российской Федерации, повлекшее за собой занижение размера таможенных платежей. Согласно актов на выбытие животных и птицы, а также счетов фактур и товарных накладных от 02.01.08 и от 14.01.08 свиньи с номерами ушных бирок 2980 и 7555 были отправлены на ЖСПК “Кореневмясопродукт“ на вынужденный забой для дальнейшей мясопереработки, тогда как по ГТД N 10108030/170308/0001513 они были оформлены как живые.

По специальной таможенной ревизии составлен акт N 10108000/160508/014 и вынесено решение от 11.04.08 N 10108000/110408/11 об отмене решения о подтверждении классификационных кодов по ТН ВЭД
России на часть товара, оформленного по данной ГТД. В связи с этим, таможней принято решение о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД России N 10108000-25/60.

Таможенный орган, скорректировав таможенную стоимость товара по ГТД N 10108030/170308/0001513 (свиньи с номерами ушных бирок 2980 и 7555 переклассифицированы по товарной подсубпозиции 0203111009 ТН ВЭД России “Свинина свежая, охлажденная или замороженная...“ и выставил требование от 25.04.08 N 5 об уплате таможенных платежей, согласно которому ЗАО “Агрофирма “Любимовская“ необходимо доплатить 108858,91 руб. таможенных платежей.

Не согласившись с решением таможни от 11.04.08 N 100108000/110408/11 и действиями таможенного органа по определению стоимости указанных свиней, Общество обратилось в суд с соответствующим заявлением.

Суд полно и всесторонне исследовал доказательства, представленные сторонами, и, правильно применив нормы материального права, принял обоснованный судебный акт по существу спора.

Согласно п. 1 ст. 14 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, которые предусмотрены Таможенным кодексом Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. 16 ТК РФ обязанности по совершению таможенных операций для выпуска товаров, если иное не установлено настоящим Кодексом, возложены на российское лицо, которое заключило внешнеэкономическую сделку.

Для оформления ввезенного товара Общество подало в таможню ГТД N 10108030/170308/0001513 с дополнением N 1 “Выпуск для внутреннего потребления“.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеются в виду подпункты 7, 8 части 1 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации, а не подпункты 7, 8 статьи 11.

Согласно ст. 123 ТК РФ товары подлежат декларированию таможенным органам при их перемещении через таможенную границу, изменении
таможенного режима и др. Под перемещением через таможенную границу понимается совершение действий по ввозу на таможенную территорию РФ или вывозу с этой территории товаров и транспортных средств любым способом. Ввоз товара на таможенную территорию РФ - фактическое пересечение товарами таможенной границы и все последующие, предусмотренные ТК РФ действия с товарами до их выпуска таможенными органами (п.п. 7, 8 ст. 11 ТК РФ). Такие действия предусматривают временное хранение товара, декларирование и т.д.

Таможенная декларация на товары, ввозимые на таможенную территорию РФ, подается не позднее 15 дней со дня предъявления товарам таможенным органам в месте их прибытия (ст. 129 ТК РФ). Этот срок может быть продлен на срок временного хранения товара.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 3 ст. 124 ТК РФ, декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации сведений о товарах: наименовании, описании, классификационном коде товара по ТН ВЭД и др.

В соответствии с п. 5 ч. 3 ст. 124 ТК РФ в таможенной декларации указываются сведения об исчислении таможенных платежей: ставки ввозных или вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов и суммы исчисленных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов.

Согласно п. 4 ст. 131 ТК РФ в целях подтверждения заявленной таможенной стоимости декларант обязан представить документы, обосновывающие заявленную таможенную стоимость и избранный им метод определения таможенной стоимости.

В силу ч. 2 ст. 323 ТК РФ заявляемая декларантом таможенная стоимость товаров и представляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной и документально подтвержденной информации.

В соответствии со ст. 403 ТК РФ таможенные органы осуществляют функции по таможенному оформлению и таможенному контролю, обеспечению соблюдения
порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Таможенные органы, после выпуска товаров и (или) транспортных средств, вправе осуществлять проверку достоверности заявленных при таможенном оформлении сведений в порядке, предусмотренном гл. 35 ТК РФ (п. п. 1 и 2 ст. 361).

Пунктами 1 и 2 ст. 40 ТК РФ установлено, что товары при их декларировании таможенным органам подлежат классификации, то есть в отношении товаров определяется классификационный код (классификационные коды) по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности. По запросу декларанта таможенные органы принимают предварительное решение о классификации товара в соответствии с параграфом 3 гл. 14 ТК РФ.

В соответствии с Правилом 1 Основных правил интерпретации ТН ВЭД России, для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам. Дополнительным примечанием к группе 02, п. 2 установлены случаи, при которых декларируемые товары возможно классифицировать в товарных субпозициях, которым соответствует комбинированная ставка ввозной таможенной пошлины в размере 15%, но не менее 0,25 евро/кг.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.12.2005 г. N 732 “Об импорте говядины, свинины и мяса домашней птицы в 2006 - 2009 годах“ таковыми, являются товары, ввозимые по лицензиям в пределах, установленных Правительством Российской Федерации квот.

Суд правомерно указал, что данное положение к товару, ввезенному ЗАО “Агрофирма “Любимовская“ не применимо, так как свиньи не ввозились по лицензии, в связи с чем пришел к выводу, что часть товара - свиньи с номерами ушных бирок 2980 и 7555, направленные на вынужденный забой, правильно квалифицированы таможней в товарной подсубпозиции 0203 11 100 9 “Свинина свежая, охлажденная или замороженная:
- свежая или охлажденная: - туши и полутуши:- домашних свиней: - прочие“ со ставкой ввозной таможенной пошлины 60% но не менее 1 евро за 1 кг.

Ссылка заявителя в кассационной жалобе на статью 322 ТК РФ, статьи 13, 15 Приказа ГТК от 05.12.2003 N 1399 “Об утверждении Положения о корректировке таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию РФ“ несостоятельна, так как в данных нормативных актах не содержится обязывающих таможенный орган норм корректировать в обязательном порядке стоимость товара при изменении классификационного кода товара.

Согласно статьям 322 и 323 ТК РФ таможенная стоимость - это налоговая база для целей исчисления таможенных пошлин и налогов, определяется декларантом и заявляется в таможенный орган при декларировании товаров.

Таможенная стоимость, заявленная в ГТД, была определена ЗАО “Агрофирма “Любимовская“ методом по цене сделки с ввозимыми товарами в соответствии со ст. 19 Закона РФ “О таможенном тарифе“.

Положения по определению таможенной стоимости ввозимых товаров применяются к товарам, фактически пересекшим таможенную границу Российской Федерации при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации при первом помещении этих товаров под таможенный режим (ст..***

Пунктом 22 Инструкции о порядке заполнения декларации таможенной стоимости, утвержденной приказом ФТС от 01.09.2006 N 829 (зарегистрирован в Минюсте РФ 27.09. 2006 г. N 8329) предусмотрено, что если в процессе таможенного оформления выявлены несоответствия сведений о количестве и (или) качестве товара, заявленных декларантом согласно представленным документам и фактически установленных таможенным органом при досмотре товара, эти расхождения оформляются в установленном порядке. Однако в декларацию таможенной стоимости должна быть внесена первоначальная стоимость. Пересчет таможенной стоимости, внесение уточненных данных в таможенные декларации, а также уточнение сумм таможенных платежей
осуществляются при декларировании или после выпуска товаров по письменному заявлению декларанта после урегулирования им претензий с лицом, ответственным за допущенное несоответствие товара (продавцом, перевозчиком или страховщиком).

Если утеря или порча товара произошла до момента заявления таможенной стоимости, то первоначальная фактурная цена может быть скорректирована на величину, соответствующую размерам порчи или утери товара только при представлении таможенному органу, осуществляющему таможенное оформление товара, в установленном порядке документов, подтверждающих факт порчи (утери) и согласование претензий по утере или порче товара с лицом, ответственным за сохранность товара (продавец, перевозчик, страховщик).

Согласно контракту на поставку от 30.03.07 N RUS-0016/SOS/2006, в рамках которого осуществлялась продажа на экспорт в Российскую Федерацию и ввоз на территорию Российской Федерации товара - свиньи живые, стоимость установлена в размере 793,69 евро за единицу товара. Пунктом С приложения N 1 к указанному контракту между сторонами внешнеторговой сделки согласована процедура компенсации, в соответствии с которой установлены сроки и порядок выставления претензий и механизм их урегулирования.

ЗАО АФ “Любимовская“ при таможенном оформлении в ГТД 10108030/170308/0001513 товара - свиньи живые, а также в ходе проведения специальной таможенной ревизии N 10108000/030308/014 не были представлены документы в соответствии с п. С приложения N 1 к упомянутому контракту по урегулированию претензий с продавцом в части изменения стоимости внешнеторговой сделки и цены ввезенного товара в связи с изменением его качества.

Арбитражный суд обоснованно применил нормы Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 500 “О порядке определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ“.

Согласно п. п. 1 - 2 Правил определения таможенной стоимости ввозимых товаров в случае их повреждения вследствие аварии или действия непреодолимой
силы, утвержденных Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 500 настоящие Правила применяются при определении таможенной стоимости: а) ввозимых товаров, поврежденных вследствие аварии или действия непреодолимой силы, произошедших до первого помещения товаров под таможенный режим, установленный таможенным законодательством Российской Федерации; б) товаров, для таможенных целей рассматриваемых как ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в поврежденном вследствие аварии или действия непреодолимой силы состоянии.

К непреодолимой силе в законодательстве и договорной практике относят стихийные бедствия или иные обстоятельства, которые невозможно предусмотреть или предотвратить (либо можно предусмотреть, но невозможно предотвратить) Ф.И.О. человеческого знания и возможностей (п. 3 ст. 401 ГК РФ).

Судом установлено, что в ходе проведения таможенной ревизии ЗАО “Агрофирма “Любимовская“ не представлено документов, подтверждающих, что гибель свиней и их болезнь произошла вследствие аварии или действия непреодолимой силы.

В соответствии с п. 5 ст. 323 ТК РФ консультации по выбору метода определения таможенной стоимости между декларантом и таможенным органом проводятся если таможенный орган предлагает декларанту определить таможенную стоимость с использованием метода отличного от заявленного.

При изменении классификационного кода, таможенная стоимость товара не пересчитывалась и метод таможенной стоимости не изменялся.

Принимая во внимание, что таможня в порядке ст. ст. 65, 200 АПК РФ доказала обстоятельства, послужившие основанием корректировки таможенной стоимости товара и Общество не представило суду доказательств, подтверждающих факт нарушения его прав и охраняемых законом интересов оспариваемыми действиями, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Нарушений процессуального закона, влекущих отмену решения суда, не установлено, и оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Обществом при подаче кассационной жалобы уплачена государственная пошлина в размере 2000 рублей, что подтверждается
платежным поручением от 31.10.2008 N 829.

В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции считает необходимым возвратить из Федерального бюджета Российской Федерации излишне уплаченную государственную пошлину за подачу кассационной жалобы, в размере 1000 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ,

постановил:

решение Арбитражного суда Курской области от 29.09.2008 по делу N А35-4069/08-С2 оставить без изменения, а кассационную жалобу закрытого акционерного общества Агрофирма “Любимовская“ - без удовлетворения.

Возвратить закрытому акционерному обществу Агрофирма “Любимовская“ из Федерального бюджета Российской Федерации излишне уплаченную государственную пошлину за подачу кассационной жалобы в размере 1000 рублей, уплаченных по платежному поручению от 31.10.2008 N 829.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.