Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 03.12.2008 по делу N А48-1179/08-1 Исковые требования о признании недействительным ненормативного акта органа местного самоуправления об утверждении границ земельного участка удовлетворены правомерно, поскольку ответчик не представил убедительных доказательств соблюдения требований закона при вынесении оспариваемого постановления.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 декабря 2008 г. по делу N А48-1179/08-1

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Администрации города Орла на решение Арбитражного суда Орловской области от 30.06.2008 г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2008 г. по делу N А48-1179/08-1,

установил:

открытое акционерное общество “Северный рынок“ обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением о признании недействительным постановления Администрации города Орла от 28.01.2008 г. N 115 “Об утверждении проекта границ земельного участка в кадастровом квартале N 57:25:0040309 Северного района города Орла“.

Решением Арбитражного суда Орловской области от 30.06.2008 г. заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2008 г.
решение Арбитражного суда Орловской области от 30.06.2008 г. оставлено без изменения.

Администрация города Орла просит отменить названные судебные акты ввиду неправильного применения судами норм материального права.

В отзыве на кассационную жалобу ОАО “Северный рынок“ просит оставить без удовлетворения кассационную жалобу Администрации, ссылаясь на правомерность выводов судов о нарушении Администрацией законодательства, касающегося порядка установления границ земельного участка и обязательного извещения лиц при проведении землеустройства. ОАО “Северный рынок“ указывает, что должно было участвовать в формировании границ спорного участка в силу того, что является владельцем смежных земельных участков и собственником недвижимого имущества, расположенного на земельном участке, границы которого были установлены оспариваемым постановлением. ОАО “Северный рынок“ считает, что положения пункта 14.5 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, на которые ссылается Администрация, не подлежат применению по данному делу, так как относятся к самому утверждаемому земельному участку, а не к информации о смежниках. Кроме того указывает, что земельный участок, границы которого утверждались оспариваемым постановлением, относится к вновь формируемым и в государственном кадастре отсутствовала информация о его границах, что не опровергнуто Администрацией.

Изучив материалы дела, заслушав представителя общества, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как следует из материалов дела, 28.01.2008 г. Администрация города Орла постановлением N 115 “Об утверждении проекта границ земельного участка в кадастровом квартале N 57:25:0040309 Северного района города Орла“ утвердила из земель населенных пунктов (общественно-деловая зона) проект границ земельного участка в кадастровом квартале N 57:25:0040309 (г. Орел, ул. Рощинская, 2) площадью 8319,0 кв. м. для эксплуатации и обслуживания замощения асфальтно-бетонная площадка.

15.02.2008 г. УФРС РФ по Орловской области зарегистрировано право собственности
Муниципального образования г. Орел на земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации и обслуживания замощения асфальтно-бетонная площадка, общая площадь 8139 кв. м, адрес объекта: Орловская область, г. Орел, ул. Рощинская, д. 2, кадастровый номер 57:25:004 03 09:0041, о чем в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации N 57-57-01/010/2008-202.

ОАО “Северный рынок“, посчитав, что указанное постановление Администрации города Орла нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции, исследовав все доказательства по делу в их совокупности, дав им надлежащую оценку, обоснованно пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований, а суд апелляционной инстанции обоснованно оставил принятое по делу решение без изменения, исходя из следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражно-процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействия) могут быть признаны незаконными (недействительными) только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

В соответствии с
пунктами 1, 5, 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с указанным Кодексом. Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана). В случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления указанных заявления либо обращения обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ. Границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

В силу п. 1 ст. 68 Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 18.06.2001 г. N 78-ФЗ “О землеустройстве“ (далее - Закон от 18.06.2001 г. N 78-ФЗ) землеустройство включает в себя, в том числе мероприятия по образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности (территориальное землеустройство).

Как следует из ст. 15 Закона от 18.06.2001 г. N 78-ФЗ при проведении землеустройства
выполняются работы по образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства, а также межевание объектов землеустройства.

Перечень работ при проведении территориального землеустройства приведен в статьях 16 и 17 Закона от 18.06.2001 г. N 78-ФЗ.

В силу ст. 17 Закона от 18.06.2001 г. N 78-ФЗ межевание объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на местности границ муниципальных образований и других Административно-территориальных образований, границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и описание их местоположения.

Межевание объектов землеустройства осуществляется на основе сведений государственного земельного кадастра, землеустроительной, градостроительной и иной связанной с использованием, охраной и перераспределением земель документации. Межевание объекта землеустройства включает в себя, в том числе определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование.

Пунктами 8.1 и 8.2 Инструкции по межеванию земель, утвержденной 08.04.1996 г. Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству (далее - Инструкция) предусмотрено, что собственники, владельцы и пользователи размежевываемого и смежных с ним земельных участков заблаговременно, не позднее чем за 2 дня до начала работ, извещаются о времени проведения межевых работ. Извещения вручаются под расписку с указанием времени вручения. Извещения и расписки составляются в 2 экземплярах, один экземпляр из которых подшивается в межевое дело.

В соответствии с п. 9.2 Инструкции после завершения процедуры установления и согласования границ земельного участка на местности производится закрепление его границ межевыми знаками установленного образца.

Результаты установления и согласования границ оформляются актом, который подписывается собственниками, владельцами, пользователями размежевываемого и смежных с ним земельных участков (или их представителями), городской (поселковой) или сельской Администрацией и инженером - землеустроителем - производителем работ. Акт утверждается комитетом по земельным ресурсам и землеустройству района (города)
(Приложение 3.5).

Согласно п. 10 Положения о проведении территориального землеустройства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.2002 г. N 396, при определении границ объекта землеустройства на местности и их согласовании обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты межеванием, путем извещения их в письменной форме не позднее чем за 7 дней до начала работ.

Пункт 14.5 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства (утв. Росземкадастром 17.02.2003 г.) устанавливает, что процедура согласования границ (границы) не проводится при наличии в государственном земельном кадастре сведений (координат поворотных точек границ), позволяющих определить их положение на местности с точностью, которая соответствует техническим условиям и требованиям, установленным Росземкадастром.

В силу ст. 69 Земельного кодекса Российской Федерации при проведении землеустройства обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты при его проведении, путем извещения их в письменной форме землеустроителями не позднее чем за семь календарных дней до начала работ. Заинтересованные лица вправе обжаловать действия, ущемляющие их права и законные интересы, в установленном порядке.

Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и подтверждено материалами дела, ОАО “Северный рынок“ является землепользователем смежного земельного участка и при установлении и согласовании границ земельного участка в кадастровом квартале N 57:25:0040309 ОАО “Северный рынок“ не извещалось о проведении работ по установлению границ на местности существующего участка, что Администрацией не оспаривается.

Довод Администрации о том, что землеустроительные работы в квартале 57:25:031309 производились в 1998 году и границы земельного участка к моменту вынесения оспариваемого постановления уже были определены, в связи с чем отсутствовала необходимость согласования, обоснованно отклонен судами, так как указанные обстоятельства не отменяют требований пункта 4
статьи 69 Земельного кодекса РФ о необходимости учитывать законные интересы лиц, права которых могут быть затронуты при его проведении, путем извещения их в письменной форме до начала работ.

Исходя из приведенных выше требований законодательства и установленных фактических обстоятельств дела, обе судебные инстанции обоснованно посчитали, что в данном случае проведение согласования со смежными землепользователями обязательно и оспариваемым постановлением нарушены права ОАО “Северный рынок“.

В силу ст. 61 ЗК РФ ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.

В соответствии с п. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, принявший данный акт. Между тем, ни в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, ни в ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции Администрация не представила убедительных доказательств соблюдения требований закона при вынесении оспариваемого постановления.

При таких обстоятельствах, оспариваемое постановление Администрации города Орла от 28.01.2008 г. N 115 “Об утверждении проекта границ земельного участка в кадастровом квартале N 57:25:0040309 Северного района города Орла“ обоснованно признано недействительным.

Правовая оценка обеих судебных инстанций соответствует нормам действующего законодательства, оснований для непринятия которой у суда кассационной инстанции в силу ст. 286, ст. 287 АПК Российской Федерации не имеется.

Доводы кассационной жалобы являлись предметом исследования судов при рассмотрении спора по существу,
им дана надлежащая судебная оценка, поэтому они не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, принятых в соответствии с нормами материального права.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ,

постановил:

решение Арбитражного суда Орловской области от 30.06.2008 г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2008 г. по делу N А48-1179/08-1 оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации города Орла - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.