Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 16.09.2008 по делу N А14-1375/2008/57/28 С учетом предусмотренного налоговым законодательством порядка определения расчетной стоимости добытого полезного ископаемого и порядка исчисления налога на добычу полезных ископаемых вывод суда о том, что сумма налога на добычу полезных ископаемых правомерно не включена налогоплательщиком в расчетную стоимость добытого полезного ископаемого, является обоснованным.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 сентября 2008 г. по делу N А14-1375/2008/57/28

(извлечение)

Дело рассмотрено 10 сентября 2008 года.

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 24.04.08 г. по делу N А14-1375/2008/57/28,

установил:

открытое акционерное общество “Воронежское акционерное самолетостроительное общество“ (далее - Общество) обратилось в суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Воронежской области (далее - налоговый орган) от 29.11.07 г. N 64.

Решением Арбитражного суда Воронежской области от 24.04.08 г. заявление Общества удовлетворено.

В апелляционном порядке
дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.

Общество в отзыве на жалобу просит оставить ее без удовлетворения.

Рассмотрев доводы жалобы и отзыва, изучив материалы дела, суд кассационной инстанции полагает, что решение суда следует оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения в связи со следующим.

Как видно из материалов дела, налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации Общества по налогу на добычу полезных ископаемых на июнь 2007 года.

По результатам проверки составлен акт от 01.11.07 г. N 53 и принято решение от 29.11.07 г. N 64 о привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ, за неполную уплату налога на добычу полезных ископаемых в виде штрафа в сумме 19,73 руб.

Указанным решением Обществу также доначислен НДПИ в сумме 1242 руб. и начислены пени за несвоевременную уплату НДПИ в сумме 18,35 руб.

Удовлетворяя заявление Общества, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.

В соответствии с п. 4 ст. 340 НК РФ при отсутствии реализации добытого полезного ископаемого налоговой базой является расчетная стоимость добытого полезного ископаемого, при исчислении которой учитываются все расходы налогоплательщика в рамках всего комплекса технологических операций по добыче полезного ископаемого. В состав прочих расходов при определении расчетной стоимости добытого полезного ископаемого включаются расходы, определяемые в соответствии со ст. 263, 264 и 269 НК РФ.

Согласно ст. 264 НК РФ суммы налогов и сборов, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, за исключением перечисленных в ст. 270 НК РФ, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.

В силу
пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ датой осуществления расходов в виде сумм налогов (авансовых платежей по налогам), сборов признается дата начисления налогов (сборов).

Вместе с тем, при определении расчетной стоимости добытого полезного ископаемого учитываются расходы, произведенные налогоплательщиком в налоговом периоде, в то время как налог за текущий налоговый период только рассчитывается и расходов на его уплату не произведено.

В соответствии с п. 1 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.

Согласно п. 2 ст. 345 НК РФ налоговая декларация по налогу на добычу полезных ископаемых представляется не позднее последнего дня месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

С учетом предусмотренного налоговым законодательством порядка определения расчетной стоимости добытого полезного ископаемого и порядка исчисления налога на добычу полезных ископаемых вывод суда о том, что сумма налога на добычу полезных ископаемых за июнь 2007 г., правомерно не включена Обществом в расчетную стоимость добытого полезного ископаемого за тот же период, является обоснованным.

Судом первой инстанции также установлено, что налоговая декларация по налогу на добычу полезных ископаемых за июнь 2007 года подана 20.07.07 г. Налоговые декларации по транспортному налогу за второй квартал 2007 года и по налогу на имущество организаций за первой полугодие 2007 года поданы позже.

Таким образом, суд пришел к правильному выводу, что у Общества отсутствовала возможность включить в расчет стоимости добытого полезного ископаемого суммы транспортного налога и налога на имущество, поскольку данные налоги еще не уплачены.

Кроме того, суд кассационной
инстанции соглашается с выводом суда о нарушении налоговым органом процедуры рассмотрения материалов камеральной проверки, предусмотренные п. 14 ст. 101 НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 101 НК РФ акт налоговой проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку.

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя (п. 2 ст. 101 НК РФ).

Анализ положений ст. 101 НК РФ позволяет сделать вывод о том, что рассмотрение материалов проверки, возражений налогоплательщика (в случае их представления) и принятие по ним решения, представляет собой единую процедуру, в ходе которой, лицо, осуществляющее рассмотрение, устанавливает определенные обстоятельства, как то: совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт налоговой проверки, нарушение законодательства о налогах и сборах; образуют ли выявленные нарушения состав налогового правонарушения; имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения (п. 5 ст. 101 НК РФ).

Данная процедура завершается вынесением одного из указанных в п. 7 ст. 101 НК РФ решения.

Требования к содержанию принимаемых налоговым органом решений установлены п. 8 ст. 101 НК РФ, согласно которому в решении излагаются, в том
числе доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов.

Положения указанных норм направлены на обеспечение прав налогоплательщика, предусмотренных п. п. 7, 9 п. 1 ст. 21 НК РФ, представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по актам проведенных проверок и получать копии акта налоговой проверки.

Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, в силу п. 14 ст. 101 НК РФ является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.

Как следует из материалов дела, 15.11.07 г. Обществом представлены возражения на акт камеральной налоговой проверки от 01.11.07 г. N 53, рассмотрение которых назначено Инспекцией на 23.11.07 г., о чем налогоплательщику сообщено письмом от 06.11.07 г. N 08-04-02/13035.

23.11.07 г. состоялось рассмотрение материалов проверки, о чем свидетельствует протокол от 23.11.07 г.

Какого-либо решения по результатам рассмотрения материалов проверки и возражений налогоплательщика 23.11.07 г. налоговым органом принято не было, что свидетельствует о том, что процедура рассмотрения материалов проверки не завершена.

Окончательное решение N 64 принято налоговым органом 29.11.07 г., однако о том, что рассмотрение материалов проверки будет продолжено 29.11.07 г., лицо, в отношении которого проводилась проверка, не было надлежащим образом извещено, тем самым не обеспечена возможность его участия в рассмотрении материалов проверки.

Учитывая изложенное, суд
первой инстанции пришел к правильному выводу о нарушении Инспекцией существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки, установленных ст. 101 НК РФ.

Данное обстоятельство в силу прямого указания п. 14 ст. 101 НК РФ является самостоятельным обстоятельством для отмены решения налогового органа.

На основании изложенного, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Воронежской области от 24 апреля 2008 года по делу N А14-1375/2008/57/28 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Воронежской области - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.