Решения и определения судов

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2008 по делу N А35-549/08-с11 При допущении отправителем перегрузки вагона сверх его максимальной грузоподъемности взыскивается штраф в пятикратном размере провозной платы за перевозку излишка массы груза по железной дороге. Вывод суда об уменьшении размера штрафа за превышение грузоподъемности вагона в порядке ст. 333 ГК РФ нельзя признать достаточно обоснованным, поскольку в материалах дела отсутствует надлежащее документальное обоснование несоразмерного взыскания с ответчика неустойки штрафного характера.

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 июня 2008 г. по делу N А35-549/08-с11

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 10.06.2008.

Постановление в полном объеме изготовлено 16.06.2008.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества Р. в лице О. отделения Московской железной дороги - филиала ОАО Р. на решение Арбитражного суда Курской области от 01.04.2008 года по делу N А35-549/08-с11,

установил:

открытое акционерное общество Р. в лице О. отделения Московской железной дороги - филиала ОАО Р. (далее - ОАО Р. в лице О. отделения Московской железной дороги, истец) обратилось в арбитражный суд с иском к открытому акционерному обществу М. (далее - ОАО М., ответчик)
о взыскании 28 605 рублей штрафа за перегруз вагона сверх его максимальной грузоподъемности.

Решением Арбитражного суда Курской области от 01.04.2008 года с ОАО М. в пользу ОАО Р. в лице О. отделения Московской железной дороги было взыскано 14 302 рубля 50 коп. штрафа, в удовлетворении остальной части иска - отказано.

Не согласившись с данным решением в части применения ст. 333 ГК РФ, ОАО Р. в лице О. отделения Московской железной дороги обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемое решение в части применения ст. 333 ГК РФ и принять по делу новый судебный акт о взыскании с ответчика в пользу истца штрафа за перегруз вагона сверх его максимальной грузоподъемности в сумме 28 605 рублей.

В судебном заседании представитель ОАО Р. в лице О. отделения Московской железной дороги доводы апелляционной жалобы поддержал.

Представитель ОАО М. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Через канцелярию суда от ОАО М. поступила телеграмма с просьбой о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие их представителя.

На основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие неявившегося лица.

Выслушав объяснения представителя ОАО Р. в лице О. отделения Московской железной дороги, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд считает необходимым решение Арбитражного суда Курской области от 01.04.2008 года изменить и взыскать с ОАО М. в пользу ОАО Р. в лице О. отделения Московской железной дороги 28 605 рублей штрафа.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 01.05.2007 г. ОАО М.
отгрузило со станции К. Московской железной дороги до ст. C. CFR, Румыния окатыши железнодорожные. Вес груза был указан в железнодорожной накладной 70000 кг. при грузоподъемности 70 т.

При проверке массы груза вагона N 63154413 на станции Б. Московской железной дороги перевозчиком обнаружено, что вес груза на 820 кг. больше, чем грузоподъемность вагона.

Указанный факт зафиксирован перевозчиком в коммерческом акте N 076888/95 от 03.05.2007 г. и в актах общей формы N 560 “Б“ от 02.05.2007 г., N 562 “СП“ от 03.05.2007 г.

ОАО Р. в лице О. отделения Московской железной дороги обратилось в арбитражный суд с исковыми требованиями о взыскании штрафа за перегруз вагона сверх его максимальной грузоподъемности в размере 28 605 рублей, рассчитанного в соответствии правилами Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении.

Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции, исходил из следующего.

Согласно ст. 23 Устава железнодорожного транспорта РФ погрузка грузов, грузобагажа в вагоны, контейнеры осуществляется исходя из технических норм их погрузки, установленных федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, но не должна превышать грузоподъемность вагонов, контейнеров согласно указанным на них трафаретам. Загрузка вагонов сверх максимальной грузоподъемности считается перегрузом.

Порядок оформления и взыскания штрафов устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом и правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом.

Согласно п. 2 Правил оформления и взыскания штрафов при перевозке грузов железнодорожным транспортом (Утверждены Приказом МПС России от 18.06.2003 г. N 43) основанием для начисления сумм штрафов являются транспортная железнодорожная накладная, ведомость подачи и уборки вагонов, учетная карточка выполнения заявки на перевозку грузов, акт общей формы, коммерческий акт и другие документы.

В соответствии с п. 3 статьи 12 СМГС
за перегруз вагона сверх его максимальной грузоподъемности грузоотправитель (отправитель) уплачивает перевозчику штраф в размере пятикратной платы за перевозку излишка массы груза по железной дороге.

Плата за перевозку излишка массы груза в размере 820 кг. вагоном N 63154413 согласно п. 3 пар. 4 ст. 12 СМГС взыскивается как за самостоятельную отправку.

Согласно п. 1 ст. 793 ГК РФ в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнение обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

Пункт 2 ст. 784 ГК РФ определяет, что общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.

В силу ст. 102 Устава железнодорожного транспорта РФ за превышение грузоподъемности (перегруз) вагона, контейнера грузоотправитель (отправитель) уплачивает перевозчику штраф в размере пятикратной платы за перевозку массы данного груза (грузобагажа).

Правомерно отклонен судом первой инстанции довод ОАО М. о том, что коммерческий акт не является надлежащим доказательством по делу, так как составлен станцией Б., тогда как перевес вагонов осуществлялся станцией Х.

Как правильно указал суд первой инстанции, станция Б. - станция Х. является перегоном, где производится обязательное перевешивание грузов, обстоятельства составления коммерческого акта на станции Б. при определении массы груза на станции Х. не свидетельствуют о его недействительности, об искажении сведений, содержащихся в нем, и сами по себе не влияют на установление факта нарушения со
стороны ответчика. Взвешивание и контрольная перевеска производилась с участием приемщиков как одной, так и другой станции.

Кроме того, обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности грузоотправителя, при осуществлении перевозок грузов железнодорожным транспортом, удостоверяется в соответствии со ст. 18 СМГС коммерческими актами. Составление иных документов СМГС не предусматривает. Из чего следует, что составление акта общей формы подтверждает, во-первых, неправильность указанных в накладной сведений и вследствие чего был отцеплен вагон для контрольной перевески, а во-вторых, контрольную перевеску вагона, по результатам проведения которой и составляется коммерческий акт. Данные факты удостоверены представителями двух станций: Х. и Б.

Параграф 6 статьи 9 СМГС предусматривает различные условия определения максимальной грузоподъемности вагона для разных ситуаций, в частности для вагонов колеи 1520 мм - максимальной грузоподъемностью является грузоподъемность, указанная на вагоне.

Согласно параграфу 5 статьи 18 СМГС, если при проверке в пути следования или на станции назначения массы груза, которой вследствие своих особых естественных свойств не подтвержден ее уменьшению во время перевозки, будет установлено уменьшение массы груза по сравнению с массой, указанной в накладной, то коммерческий акт о таком уменьшении массы груза составляется только в том случае, если недостающая масса груза отличается от его массы, указанной в накладной, более чем на 0,2%. Если же масса груза, определенная при проверке, отличается от массы, указанной в накладной, не более чем на 0,2%, то масса груза, указанной в накладной считается правильной. Таким же порядком оформляется установление излишка массы груза при ее проверке.

Согласно п. 3.9 главы 3 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации от 26.05.2000 г. N ЦРБ-756 (на основании письма Минюста России от 18.08.2000
г. N 7043-ЮД признаны не нуждающимися в государственной регистрации) номинальный размер ширины колеи между внутренними гранями головок рельсов на прямых участках пути и на кривых радиусом 350 мм и более - 1520 мм.

Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, грузоподъемность вагона N 63154413 согласно трафарету, указанному на вагоне, составляет 70 т. и является одновременно максимальной грузоподъемностью этого вагона.

Поскольку загрузка вагона сверх максимальной грузоподъемности считается перегрузом, то размер перегруза указанного вагона согласно коммерческому акту N 076888/95 от 03.05.2007 г. составляет 820 кг.

Плата за перевозку данного груза со станции К. Московской железной дороги до ст. C. CFR, Румыния, согласно расчету провозной платы по прейскуранту 10-01 составляет 5 721 рубль.

Соответственно вывод суда первой инстанции о том, что сумма штрафа за перегруз сверх грузоподъемности составляет 28 605 рублей (5 721 x 5 = 28 605) обоснован.

Между тем, суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что подлежащая взысканию неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, вследствие чего подлежит уменьшению до 14 302 рублей 50 коп. в силу ст. 333 ГК РФ.

По мнению суда апелляционной инстанции, указанный вывод суда первой инстанции сделан без учета и оценки ряда обстоятельств, имеющих существенное значение для разрешения спора.

Перевозки экспортных и импортных грузов регулируются нормами Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении.

Предъявленный истцом штраф в размере 28 605 рублей рассчитан исходя из пункта 3 параграфа 3 статьи 12, статьи 15 СМГС, в соответствии с которыми при допущении отправителем перегрузки вагона сверх его максимальной грузоподъемности, взыскивается штраф в пятикратном размере провозной платы за перевозку излишка массы груза
по железной дороге.

Согласно пункту 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.

В силу положений, предусмотренных статьей 330 ГК РФ, неустойкой штрафом, пеней), как одним из способов обеспечения обязательств, признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.

Таким образом, установленный статьей 12 СМГС штраф по своей правовой природе является законной неустойкой.

Поскольку материалами дела подтвержден факт превышения грузоподъемности вагона, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии оснований для взыскания с ОАО М. указанного штрафа.

Вместе с тем, при принятии обжалуемого решения, судом первой инстанции была неправильно применена ст. 333 ГК РФ, что привело к принятию необоснованного судебного акта по делу.

В силу ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.

Согласно п. 42 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01.07.1996 г. “О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации“ при решении вопроса об уменьшении неустойки (статья 333) необходимо иметь в виду, что размер неустойки может быть уменьшен судом только в том случае, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства.

При оценке таких последствий судом могут приниматься во внимание, в том числе обстоятельства, не имеющие прямого отношения к последствиям нарушения обязательства
(цена товаров, работ, услуг, сумма договора и т.п.).

Критерии для установления несоразмерности в каждом конкретном случае могут быть: чрезмерно высокий процент неустойки, значительное превышение суммы неустойки суммы возможных убытков, вызванных нарушением обязательств, длительность неисполнения договорных обязательств и др.

Пунктом 36 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 6 октября 2005 г. N 30 “О некоторых вопросах практики применения Федерального закона “Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации“ предусмотрено, что в случае установления арбитражным судом при рассмотрении конкретного спора явной несоразмерности подлежащего уплате штрафа последствиям нарушения обязательств, суд вправе в соответствии со статьей 333 ГК РФ уменьшить его размер.

Следовательно, диспозиция ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации свидетельствует о наличии у суда права, а не обязанности применения положений вышеназванной статьи.

Суд первой инстанции, применяя положения закона, позволяющего снижать сумму ответственности, не учел следующих обстоятельств.

Погрузка грузов в вагоны должна осуществляться исходя из технических норм, которые устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. Грузоотправитель может осуществлять так называемую уплотненную загрузку сверх технических норм, что при прочих равных условиях позволяет осуществить отгрузку товаров меньшим количеством перевозочных средств, а это, в свою очередь, приводит к экономии платы за перевозку. Однако при производстве погрузки сверх технических норм грузоотправитель не должен превышать грузоподъемность вагонов согласно указанным на них трафаретам. Несоблюдение этих правил может привести к авариям, повреждениям перевозочных средств, устройств инфраструктуры, потерям грузов и иным неблагоприятным последствиям. Особенно тяжкие последствия может вызвать превышение грузоподъемности (перегруз) перевозочных средств. Обязательства по перевозке грузов связаны с деятельностью в области использования транспортных средств, предполагающей повышенные предпринимательские риски осуществляющих ее лиц, включая риск повреждения или
уничтожения, как перевозимого груза, так и транспортного средства.

Такое правовое средство, как неустойка штрафного характера, в данном случае направлено на профилактику совершения грузоотправителем действий, нарушающих условия перевозки и сопряженных с возникновением аварийных ситуаций, при которых под угрозу ставится жизнь и здоровье граждан, имущество физических и юридических лиц, и соразмерно цели обеспечения безопасности эксплуатации железнодорожного транспорта.

Между тем, в материалах дела отсутствует надлежащее документальное обоснование несоразмерного взыскания с ОАО М. штрафа.

Таким образом, вывод суда первой инстанции об уменьшении размера штрафа за превышение грузоподъемности вагона в порядке ст. 333 ГК РФ нельзя признать достаточно обоснованным.

Исходя из анализа всех обстоятельств дела и оценки соразмерности заявленных сумм, из возможных финансовых последствий для каждой из сторон, суд апелляционной инстанции считает необходимым решение Арбитражного суда Курской области от 01.04.2008 года изменить, взыскать с ОАО М. в пользу ОАО Р. в лице О. отделения Московской железной дороги - филиала ОАО Р. 28 605 рублей штрафа.

Согласно ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

С учетом указанного требования закона с ОАО М. в пользу ОАО Р. в лице О. отделения Московской железной дороги - филиала ОАО Р. подлежат взысканию 1000 рублей в возмещение расходов по государственной пошлине по апелляционной жалобы и 1 144 рубля 20 коп. в возмещение расходов по государственной пошлине за рассмотрение дела в суде первой инстанции.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Курской области от 01.04.2008 года по делу N А35-549/08-с11 изменить.

Взыскать с открытого акционерного общества М. в пользу открытого акционерного общества Р. в лице О. отделения Московской железной дороги - филиала ОАО Р. 28 605 рублей штрафа, 1 144 рубля 20 коп. в возмещение расходов по государственной пошлине.

Взыскать с открытого акционерного общества М. в пользу открытого акционерного общества Р. в лице О. отделения Московской железной дороги - филиала ОАО Р. 1000 рублей в возмещение расходов по государственной пошлине по апелляционной жалобе.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.