Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 09.04.2008 по делу N А68-1352/07-72/10 Пунктом 6 статьи 30 ЗК РФ определено, что предоставление земельных участков для целей строительства без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется в случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 апреля 2008 г. по делу N А68-1352/07-72/10

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу ООО “Благотворительный сервис-центр “Вера“ на постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2007 по делу N А68-1352/07-72/10,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью “Благотворительный сервис-центр “Вера“ (далее по тексту - ООО “Благотворительный сервис-центр “Вера“) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Администрации муниципального образования “Киреевский район“ в утверждении акта выбора земельного участка, расположенного в районе дома N 14 по переулку Чехова в г. Киреевске и об обязании утвердить акт выбора земельного участка от 26.04.2006 г. (с учетом уточнения в порядке ст. 49
АПК РФ заявленных требований).

Решением Арбитражного суда Тульской области от 28.09.2007 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2007 решение суда отменено. В удовлетворении требований ООО “Благотворительный сервис-центр “Вера“ отказано.

В кассационной жалобе ООО “Благотворительный сервис-центр “Вера“ просит постановление суда как принятое с нарушением норм материального права отменить и оставить в силе решение Арбитражного суда Тульской области.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, выслушав объяснения представителей общества, кассационная инстанция считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению.

Как следует из материалов дела, ООО “Благотворительный сервис-центр “Вера“ 30.03.2006 обратилось в Администрацию муниципального образования “Киреевский район“ с заявлением о выделении ему земельного участка общей площадью 360 кв. м, расположенного в г. Киреевске в районе дома N 14 по переулку Чехова под строительство торговых павильонов в один ряд размером 6 м x 60 м.

Рассмотрев данное заявление, Администрация муниципального образования “Киреевский район“ письмом от 04.05.2006 N 629 сообщила о том, что для решения данного вопроса организации необходимо предоставить проект границ земельного участка, выполненный лицензионной организацией, сведения об участке, план земельного участка, согласованный в установленном порядке.

Принимая во внимание данное письмо, ООО “Благотворительный сервис-центр “Вера“ получило выписку из Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Тульской области, проект территориального землеустройства, топографический план с согласованиями, проект границ земельного участка, экспертное заключение по размещению объекта, санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии рабочего проекта “торговые павильоны по адресу: пер. Чехова в г. Киреевске Тульской области“ государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.

ООО “Благотворительный сервис-центр “Вера“ 26.06.2006 опубликовало в газете “Маяк“ объявление о возможном предоставлении испрашиваемого земельного участка под строительство.

Общество 19 сентября 2006 года обратилось в Администрацию муниципального образования
“Киреевский район“ с заявлением о предварительном согласовании места размещения ряда торговых павильонов по адресу: г. Киреевск, пер. Чехова, район дома N 14 и об утверждении акта выбора земельного участка, а также проекта границ.

Письмами от 19.10.2006 N 1674 и от 15.01.2007 N 30 административный орган отказал ООО “Благотворительный сервис-центр “Вера“ в предоставлении указанного земельного участка под строительство, мотивируя тем, что данный земельный участок будет предоставляться на аукционе в связи с обращением нескольких заявителей на один и тот же земельный участок.

Считая, что данный отказ Администрации муниципального образования “Киреевский район“ не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы общества, ООО “Благотворительный сервис-центр “Вера“ обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что обществом соблюдены все требования земельного законодательства, предъявляемые к обращению с заявлением о предварительном согласовании места размещения объекта.

Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции исходил из того, что предоставление испрашиваемого земельного участка возможно исключительно при проведении конкурса (аукциона), поскольку на него поданы три заявки, в связи с чем признал обоснованным отказ Администрации муниципального образования “Киреевский район“ утвердить акт выбора земельного участка.

Указанный вывод суда является ошибочным.

Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также регулирование застройки территорий городских и сельских поселений регламентируются Земельным и Градостроительным кодексами Российской Федерации.

В силу статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию либо с предварительным
согласованием места размещения объекта, либо без предварительного согласования места размещения объекта.

Пунктом 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется с проведением торгов (конкурсов, аукционов) по продаже права на заключение договора аренды земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.

Пунктом 5 статьи 30 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 настоящего Кодекса; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.

В силу п.п. 1, 5, 6, 8 ст. 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.

Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны.
К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.

Пунктом 6 статьи 30 ЗК РФ определено, что предоставление земельных участков для целей строительства без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется в случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом.

Из приобщенного к материалам дела письма Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости Тульской области от 11.04.2006 г. N 334, а также из пояснений административного органа следует, что указанный земельный участок как на момент обращения общества с заявлением о его выделении, так и на момент отказа в утверждении акта выбора земельного участка, расположенного в районе дома N 14 по переулку Чехова в г. Киреевске, со ссылкой на возможность его предоставления посредством проведения конкурса, не был сформирован и внесен в ЕГРЗ.

Кроме того, из содержания заявлений предпринимателей Голиковой В.Н. от 07.10.2005 г., от 05.05.2006 г и Карасева В.А. от 19.07.2006 г., на которые ссылается суд апелляционной инстанции в обоснование признания правильной позиции Администрации муниципального образования “Киреевский район“ относительно необходимости проведения конкурса, не следует, что указанные лица просили предоставить им исключительно спорный земельный участок.

Так, согласно заявлению Голиковой В.Н. от 07.10.2005 г. она просила выделить земельный участок под строительство торгового магазина “Цветы“ в районе ул. Чехова (м-н Плюс) или улицы Л.Толстого, д. 14 “а“. В ее заявлении от 05.05.2006 указана просьба о предоставлении в аренду земельного участка площадью 70 кв. м по адресу: г. Киреевск, ул. Л.Толстого в районе д. 14 для установки торгового павильона.

Из заявления предпринимателя Карасева В.А. от 19.07.2006 следует,
что он просил предоставить земельный участок площадью 370 кв. м для строительства ряда торговых павильонов без указания конкретного местонахождения испрашиваемого земельного участка.

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что, как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, ООО “Благотворительный сервис-центр “Вера“ соблюден порядок обращения в административный орган для предоставления земельного участка, расположенного в районе дома N 14 по переулку Чехова в г. Киреевске, и им представлены все необходимые документы, вывод суда апелляционной инстанции о правомерности отказа Администрации муниципального образования “Киреевский район“ в утверждении обществу акта выбора данного земельного участка не соответствует нормам земельного законодательства, в связи с чем постановление апелляционной инстанции подлежит отмене, а решение суда оставлению в силе.

Руководствуясь п. 5 ч. 1 ст 287, ст. ст. 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

постановил:

постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2007 по делу N А68-1352/07-72/10 отменить.

Решение Арбитражного суда Тульской области от 28.09.2007 по этому делу оставить в силе.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.