Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 20.03.2008 по делу N А62-4892/2007 Согласно ст. 8.41 КоАП РФ невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 марта 2008 г. по делу N А62-4892/2007

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Макаренкова М.П. на решение Арбитражного суда Смоленской области от 28.12.2007 по делу N А62-4892/2007

установил:

индивидуальный предприниматель Макаренков М.П. (далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента Смоленской области по природным ресурсам (далее - Департамент) от 15.11.2007 N 15/11/07/07 о привлечении к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное, ст. 8.41 КоАП РФ.

Решением суда от 28.12.2007 в удовлетворении требования заявителя отказано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Предприниматель просит
вынесенное по делу решение суда отменить в связи с неправильным применением норм материального права.

Рассмотрев материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, судебная коллегия полагает, что обжалуемый судебный акт отмене не подлежит.

Как видно из материалов дела, 15.11.2007 сотрудником Департамента Смоленской области по природным ресурсам проведена проверка соблюдения Предпринимателем природоохранного законодательства при эксплуатации последним магазинов “Березка“ (с. Ершичи, ул. Строителей, 2) и “Перекресток“ (с. Ершичи, ул. Низинская, 2).

В ходе контрольных мероприятий было выявлено, что Предпринимателем осуществляется деятельность по реализации продовольственных товаров в вышеуказанных торговых точках с нарушением требований ст. 16, ч. 4 ст. 23 ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды“ и ст. 18 ФЗ от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления“, заключающемся в отсутствии у Предпринимателя на момент проведения проверки оплаты за негативное воздействие на окружающую среду за 2006 г., 2007 г.; разрешения на сброс химических веществ на рельеф, выдаваемое органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды; проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Результаты проверки зафиксированы в акте от 15.11.2007 N 14.

В этот же день в отношении Предпринимателя составлен протокол об административном правонарушении N 13, а постановлением Департамента от 15.11.2007 N 15/11/07/07 индивидуальный предприниматель привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 3 000 руб., за правонарушение, предусмотренное ст. 8.41 КоАП РФ.

Полагая принятое постановление незаконным, Предприниматель оспорил его в арбитражном суде.

Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд обоснованно исходил из следующего.

Согласно ст. 8.41 КоАП РФ невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа
на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Пунктами 1 и 2 статьи 16 Федерального закона “Об охране окружающей среды“ от 10.01.2002 N 7-ФЗ (далее - Закон от 10.01.2002 N 7- ФЗ) определено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами. К видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в том числе размещение отходов производства и потребления.

В соответствии со статьей 1 ФЗ “Об отходах производства и потребления“ от 24.06.1998 N 89-ФЗ (далее - Закон N 89-ФЗ) к отходам производства и потребления относятся остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; размещением отходов признается их хранение и захоронение.

Пунктом 1 статьи 4 Закона N 89-ФЗ установлено, что право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.

В силу пункта 1 статьи 23 Закона N 89-ФЗ плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как видно из материалов дела, Предприниматель осуществляет через принадлежащие ему магазины торговлю продовольственными товарами.

На вывоз отходов, которые образуются от осуществления торговой деятельности, у Предпринимателя с МУП “Коммунальщик“ заключен договор от 01.01.2007 г. N 16.

Таким образом, Предприниматель осуществляет деятельность, в процессе которой образуются отходы, а значит, является лицом, ответственным за размещение своих отходов. В этой связи он обязан
исчислять и вносить в установленные сроки платежи за негативное воздействие на окружающую среду.

Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, а также нормативы платы за размещение отходов производства и потребления утверждены Постановлениями Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 “Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия“, от 12.06.2003 N 344 “О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления“.

Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду производится природопользователями в соответствии с вышеуказанным Порядком по утвержденной Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 N 204 форме и установленному порядку заполнения.

Согласно Приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 (далее - Приказ) отчетным периодом платы за негативное воздействие на окружающую среду признается квартал. Срок уплаты установлен не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Приказ N 557 зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17.07.2006, опубликован в “Российской газете“ 28.07.2006 и вступил в силу с 08.08.2006.

В силу требований указанного Приказа плата за негативное воздействие на окружающую среду за 3-й квартал 2006 года должна быть внесена Предпринимателем не позднее 20.10.2006, за 4-й квартал 2006 г. - не позднее 20.01.2007; за 1-й квартал 2007 г. - не позднее 20.04.2007; за 2-й квартал 2007 г. - не позднее 20.07.2007 г., за 3-й квартал -
не позднее 20.10.2007, за 4-й квартал 2007 - не позднее 20.01.2008.

Факт неуплаты вышеуказанных платежей за 3, 4 квартал 2006 г. и 1, 2, 3 квартал 2007 г. установлен судом, подтвержден материалами дела и Предпринимателем не оспаривается.

С учетом изложенного, суд пришел к правильному выводу о наличии состава вменяемого Предпринимателю административного правонарушения.

В кассационной жалобе заявитель ссылается на неправильный вывод суда о наличии у административного органа полномочий для привлечения Предпринимателя к административной ответственности по ст. 8.41 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 28.3 КоАП РФ (ч. 1) протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

Пункты 8, 9 части 2 статьи 23.29 КоАП РФ предоставляют право старшим государственным инспекторам субъектов Российской Федерации по охране природы и государственным инспекторам субъектов Российской Федерации по охране природы рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи.

Приказом Департамента от 07.12.2007 N 66/0103 “Об утверждении Перечня должностных лиц Департамента Смоленской области по природным ресурсам, осуществляющих государственный экологический контроль“ утвержден перечень должностных лиц, осуществляющих государственный экологический контроль.

Согласно данному приказу к должностным лицам Департамента, осуществляющим государственный экологический контроль, относятся в том числе: специалисты и сотрудники Департамента, ведающие вопросами организации и осуществления государственного экологического контроля, государственные инспектора Смоленской области по охране природы.

Как следует из материалов дела, протокол об административном правонарушении и постановление об административном правонарушении вынесено одним лицом - Ф.И.О. который является старшим инспектором отдела госконтроля и экологической безопасности Департамента Смоленской области по природным ресурсам.

Согласно пункту
4.7. Должностной инструкции старшего инспектора Департамента Смоленской области по природным ресурсам, утвержденной начальником Департамента 14.03.2006, старший инспектор при исполнении своих должностных обязанностей в пределах своих полномочий в установленном порядке имеет право привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

С учетом изложенного, суд пришел к правильному выводу о наличии соответствующих полномочий у старшего инспектора отдела госконтроля и экологической безопасности Департамента Смоленской области по природным ресурсам на составление протокола об административном правонарушении и на рассмотрение дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.41 КоАП РФ.

Что касается довода Предпринимателя о нарушении административным органом порядка привлечения к административной ответственности, то он является несостоятельным, поскольку опровергается материалами дела.

Как следует из протокола об административном правонарушении, он содержит описание события административного правонарушения с указанием нарушенной правовой нормы, при составлении данного процессуального документа и оспариваемого постановления Предприниматель присутствовал, о чем свидетельствует отметка инспектора “от подписи отказался“ в протоколе и постановлении, срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ Департаментом не нарушен.

Таким образом, административным органом соблюдена процедура привлечения Предпринимателя к административной ответственности.

При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого решения суда не имеется.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Смоленской области от 28.12.2007 по делу N А62-4892/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Макаренкова М.П. - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.