Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 17.03.2008 по делу N А35-6361/06-С8 Постановлением Правительства РФ от 03.09.1999 N 1002 утвержден Порядок проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, согласно которому установлены условия и сроки проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридического лица перед федеральным бюджетом по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 марта 2008 г. по делу N А35-6361/06-С8

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью ПКП “Антонина“ на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.07 по делу N А35-6361/06-С8,

установил:

общество с ограниченной ответственностью ПКП “Антонина“ заявило требование о признании незаконным отказа Инспекции ФНС России по г. Курску произвести списание задолженности заявителя по пеням и штрафам в размере 530000 руб. в федеральный бюджет, 318100 руб. в городской бюджет, 210500 руб. в областной бюджет по реструктуризированным налогам, содержащегося в письме Инспекции ФНС России по г. Курску N 11-27/85481.

Решением Арбитражного суда Курской области от 28.02.07 в
удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.07 решение суда оставлено без изменения.

Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 22.08.07 постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.07 отменено и дело передано в этот же апелляционный суд.

Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.07 решение Арбитражного суда Курской области от 28.02.07 отменено в части отказа ООО ПКП “Антонина“ в удовлетворении требований о признании незаконным отказа произвести списание задолженности по пеням и штрафам в размере 318100 руб. в городской бюджет. Признан незаконным отказ Инспекции ФНС России по г. Курску произвести списание задолженности ООО ПКП “Антонина“ по пеням и штрафам в городской бюджет в сумме 318 100 руб., содержащийся в письме Инспекции ФНС России по г. Курску N 11-27/85481 от 10.07.06, как не соответствующий постановлению Администрации г. Курска Курской области от 24.12.1999 г. N 934 “О порядке и сроках проведения в 1999 году и в 2001 году реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед бюджетом города Курска“. В остальной части решение Арбитражного суда Курской области от 28.02.07 оставлено без изменения.

Заявитель кассационной жалобы просит отменить постановление апелляционного суда в части отказа в удовлетворении заявленных требований.

Изучив материалы дела, выслушав представителя инспекции, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что решение и постановление подлежат частичной отмене с вынесением нового судебного акта.

Как видно из материалов дела, 10.01.2000 г. комиссией ГНИ по г. Курску было принято решение N 7 о реструктуризации кредиторской задолженности по налогам и сборам, а также пеням и штрафам перед федеральным
бюджетом ООО “ПКП “Текстильторгсервис“, согласно которому ООО “ПКП “Текстильторгсервис“ было предоставлено право на реструктуризацию кредиторской задолженности на 10.01.2000 г. по налогам и сборам, а также начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом в общей сумме 1 306 000 руб., в том числе по налогам и сборам в сумме 776 000 руб., по пеням и штрафам - в сумме 530 000 руб.

10.01.2000 г. комиссией ГНИ по г. Курску было принято решение N 8 о реструктуризации кредиторской задолженности по налогам и сборам, а также пеням и штрафам перед областным бюджетом ООО “ПКП “Текстильторгсервис“, согласно которому ООО “ПКП “Текстильторгсервис“ было предоставлено право на реструктуризацию кредиторской задолженности на 10.01.2000 г. по налогам и сборам, а также начисленным пеням и штрафам перед областным бюджетом в общей сумме 237 000 руб., в том числе по налогам и сборам - в сумме 86 тыс. руб., по начисленным пеням и штрафам - в сумме 151 000 руб.

10.01.2000 г. комиссией ГНИ по г. Курску было принято решение N 9 о реструктуризации кредиторской задолженности по налогам и сборам, а также пеням и штрафам перед бюджетом г. Курска ООО “ПКП “Текстильторгсервис“, согласно которому ООО “ПКП “Текстильторгсервис“ было предоставлено право на реструктуризацию кредиторской задолженности на 10.01.2000 по налогам и сборам, а также начисленным пеням и штрафам перед бюджетом г. Курска в общей сумме 264 000 руб., в том числе по налогам и сборам - в сумме 32 000 руб., начисленным пеням и штрафам - в сумме 232 000 руб.

31.05.2001 г. комиссией ИМНС РФ по г. Курску были внесены изменения и дополнения в
решение комиссии N 8 от 10.01.2000 г., согласно которому были уточнены суммы, по которым предоставлена реструктуризация, и п. 1 решения N 8 от 10.01.2000 г. был изложен в следующей редакции: “Предоставить ООО “ПКП “Текстильторгсервис“ право реструктуризации кредиторской задолженности на 10.01.2000 г. по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед областным бюджетом в сумме 296,5 тыс. руб. (в том числе по налогам и сборам 86,0 тыс. руб., начисленным на них пеням и штрафам 210,5 тыс. руб.) в порядке и на условиях, предусмотренных Правилами проведения реструктуризации кредиторской задолженности“.

31.05.2001 г. комиссией ИМНС РФ по г. Курску были внесены изменения и дополнения в решение комиссии N 9 от 10.01.2000 г., согласно которому были уточнены суммы, по которым предоставлена реструктуризация, и п. 1 указанного решения был изложен в следующей редакции: “Предоставить ООО “ПКП “Текстильторгсервис“ право реструктуризации кредиторской задолженности на 10.01.2000 г. по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед городским бюджетом в сумме 350,1 тыс. руб. (в том числе по налогам и сборам 32,0 тыс. руб., начисленным на них пеням и штрафам 318,1 тыс. руб.) в порядке и на условиях, предусмотренных Правилами проведения реструктуризации кредиторской задолженности“.

28.12.2001 г. ООО “ПКП “Текстильторгсервис“ было реорганизовано в форме присоединения к ООО “ПКП “Антонина“.

Поскольку в соответствии с указанными графиками задолженность по налогам и сборам была полностью погашена досрочно до 16.04.2003 г., ООО “ПКП “Антонина“ обратилось в Инспекцию ФНС России по г. Курску с письменным заявлением от 06.06.2006 N 169 о списании с ООО “ПКП “Антонина“ пеней и штрафов в соответствии
с условиями реструктуризации.

Налоговый орган письмом от 10.07.2006 г. N 11-27/85481 отказал в списании задолженности по пеням и штрафам, ссылаясь на то, что ООО “ПКП “Антонина“ не выполнило условия п. 5 Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, так как по состоянию на 01.01.2001 г. у организации имелась задолженность по налогу на прибыль в областной бюджет в сумме 10 595 руб. 51 коп., а также по плате за нормативные и сверхнормативные выбросы на 01.04.2001 г. в сумме 476 руб. 26 коп., на 01.07.2001 г. в сумме 308 руб. 20 коп., на 01.04.2002 г. в сумме 419 руб. 56 коп., на 01.10.2002 г. в сумме 134 руб. 87 коп., на 01.01.2003 г. в сумме 1 939 руб. 26 коп., по налогу на имущество на 01.04.2003 г. в сумме 380 руб. 60 коп.

Не согласившись с отказом налогового органа произвести списание пеней и штрафов в соответствии с условиями реструктуризации, налогоплательщик обратился в арбитражный суд за защитой нарушенных прав и законных интересов общества.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований в части признания незаконным отказа произвести списание пеней и штрафов, зачисляемых в федеральный и областной бюджет, суд исходил из следующего.

Постановлением Правительства РФ от 03.09.1999 г. N 1002 утвержден Порядок проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, согласно которому установлены условия и сроки проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридического лица перед федеральным бюджетом по налогам и сборам, а также задолженности по
начисленным пеням и штрафам за нарушение законодательства Российской Федерации по налогам и сборам.

Согласно п. 4 Порядка в случае принятия решения о реструктуризации задолженности организации по обязательным платежам в федеральный бюджет ей предоставляется право равномерной уплаты задолженности по налогам и сборам в течение шести лет, а по пеням и штрафам - в течение четырех лет после погашения задолженности по налогам и сборам.

В соответствии с п. 5 Порядка организация имеет право произвести досрочное погашение задолженности по налогам и сборам.

При погашении реструктурируемой задолженности в течение 4 лет и полном и своевременном внесении текущих налоговых платежей в федеральный бюджет в течение 4 лет налоговым органом производится полное списание задолженности по пеням и штрафам (в том числе признаваемых плательщиком к взысканию).

Пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 03.09.1999 г. N 1002 органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано осуществлять реструктуризацию задолженности организаций по обязательным платежам соответственно в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты одновременно с осуществлением реструктуризации обязательных платежей в федеральный бюджет с учетом Порядка, утвержденного настоящим постановлением.

Порядок и условия реструктуризации задолженности по налогам, пеням и штрафам перед областным бюджетом установлен постановлением правительства Курской области от 24.09.1999 г. N 238 “О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед областным бюджетом“, которым утвержден Порядок проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед областным бюджетом.

В соответствии с п. 5 Порядка при погашении реструктурируемой задолженности в течение 4
лет и полном и своевременном внесении текущих налоговых платежей в областной бюджет в течение 4 лет налоговым органом производится полное списание задолженности по пеням и штрафам (исключая подлежащие к взысканию на основании решений судебных органов).

Таким образом, в случае досрочного погашения налогоплательщиком реструктурированной задолженности в течение 4 лет и полном и своевременном внесении текущих налоговых платежей в соответствующие бюджеты в течение 4 лет налоговый орган должен произвести полное списание задолженности по пеням и штрафам перед соответствующим бюджетом.

Материалами дела подтверждается и не оспаривается налоговым органом, что ООО ПКП “Антонина“ - правопреемник ООО ПКП “Текстильторгсервис“ с учетом положений ст. 50 НК РФ произведено погашение реструктурированной задолженности в течение 4 лет. Задолженность перед федеральным, областным и местным бюджетами погашена полностью по состоянию на 16.04.2003 г.

Обстоятельства погашения обществом реструктурированной задолженности по налогам и сборам досрочно до 16.04.2003 г. налоговым органом не ставились под сомнение.

Отказ налогового органа в списании задолженности по пеням и штрафам имел место ввиду того, что налогоплательщик в нарушение п. 5 Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.09.99 N 1002, допустил в период реструктуризации несвоевременную уплату текущих платежей по налогам.

Факты несвоевременной уплаты текущих платежей по налогу на прибыль (областной бюджет) и плате за нормативные и сверхнормативные выбросы (федеральный бюджет) судом апелляционной инстанции подтверждены, а факт наличия задолженности по налогу на имущество судом апелляционной инстанции признан не доказанным.

Принимая во внимание, что материалами дела подтвержден факт несвоевременной уплаты текущих платежей по налогу на прибыль
в областной бюджет и факт несвоевременной уплаты сбора за нормативные и сверхнормативные выбросы в федеральный бюджет, суд пришел к выводу об отсутствии у налогоплательщика права на списание задолженности по пеням и штрафам, зачисляемым в федеральный и областной бюджеты.

Факт несвоевременной уплаты текущих платежей в городской бюджет судом не установлен.

Учитывая, что в течение действия графиков погашения реструктурированной задолженности ООО ПКП “Антонина“ не имело задолженности по текущим платежам в городской бюджет, то есть общество полностью погасило реструктурируемую задолженность перед городским бюджетом в течение 4 лет и в полном объеме и своевременно вносило налоговые платежи в бюджет города в течение 4 лет, суд посчитал, что в силу в абз. 3 п. 5 Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам перед бюджетом города Курска общество имеет право на полное списание задолженности по пеням и штрафам, зачисляемым в городской бюджет, в связи с чем признал отказ налогового органа произвести списание реструктурированной задолженности по пеням и штрафам перед городским бюджетом г. Курска в сумме 318100 руб. незаконным.

При разрешении спора судами не учтено, что пунктом 8 Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 1999 г. N 1002, определено, что в случае упомянутых нарушений инспекция обязана в месячный срок принять решение о прекращении действия предоставленной отсрочки и осуществить все предусмотренные законодательством меры принудительного взыскания задолженности.

В соответствии пп. 7, 8 “Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также
задолженности по начисленным пеням и штрафам перед областным бюджетом“, утвержденным постановлением правительства Курской области от 24.09.1999 г. N 238, организация утрачивает право на реструктуризацию задолженности по обязательным платежам в областной бюджет, если в течение действия графика погашения реструктурируемой задолженности, она осуществляет текущие платежи по налогам и сборам несвоевременно, не в полном объеме или с нарушением графика. При возникновении указанных обстоятельств, налоговый орган, принявший решение о реструктуризации задолженности в областной бюджет, в месячный срок принимает решение о прекращении его действия.

Аналогичное положение содержит п. 5 “Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед бюджетом г. Курска“, утвержденный постановлением администрации г. Курска от 24.12.1999 г. N 934.

Как указывалось выше, со стороны ООО ПКП “Антонина“ допущено несколько случаев нарушения графика погашения задолженности по двум налогам, сама же реструктурированная задолженность полностью погашена досрочно (до истечения 4-х лет после принятия решений о реструктуризации).

Указанные обстоятельства подтверждены материалами дела и не оспариваются сторонами.

Установив факты несвоевременной уплаты по состоянию на 01.01.01 текущих платежей по налогу на прибыль в областной бюджет, а также несвоевременной уплаты по состоянию на 01.04.01, 01.07.01, 01.04.02, 01.10.02, 01.01.03 платы за нормативные и сверхнормативные выбросы, инспекция в установленный месячный срок после установления упомянутых нарушений не приняла решений о прекращении действия отсрочки и общество продолжало осуществлять платежи в порядке, определенном решениями о реструктуризации задолженности, поэтому у инспекции отсутствовали законные основания уклонения от исполнения требований законодательства по списанию с общества пеней и штрафа в размере 530 000 руб. в федеральный бюджет и 210 500 руб. в
областной бюджет, а также 318 100 руб. в городской бюджет по реструктурированным налогам.

Таким образом, судом кассационной инстанции признаются обоснованными доводы заявителя кассационной жалобы о том, что если налоговый орган не принял решений о прекращении действий решений о реструктуризации, то налогоплательщиком не утрачено право на списание задолженности по пеням и штрафам.

Такое применение норм материального права к установленным фактическим обстоятельствам дела соответствует сложившейся судебно-арбитражной практике, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 18.04.06 N 16200/05.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права либо законность решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций повторно проверяется арбитражным судом кассационной инстанции при отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 3 части 1 настоящей статьи.

Судом апелляционной инстанции выполнены указания кассационной инстанции и на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств правильно установлены фактические обстоятельства дела, что не обжалуется налогоплательщиком.

Однако обеими судебными инстанциями при разрешении возникшего спора неправильно применены нормы материального права, поэтому суд кассационной инстанции, используя свои полномочия, предусмотренные п. 2 ч. 1 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса РФ, отменяет принятые судебные акты в части отказа в удовлетворении требований общества и выносит по делу новый судебный акт.

Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 287, ч. 2 ст. 288, ст. 289, ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Курской области от 28.02.07 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.07 по делу N А35-6361/06-С8 отменить в части отказа обществу с ограниченной ответственностью ПКП “Антонина“ в удовлетворении требований о признании незаконным отказа произвести списание задолженности по пеням и штрафам в федеральный бюджет в сумме 530 000 руб. и областной бюджет в сумме 210 500 руб.

Признать незаконным отказ Инспекции ФНС России по г. Курску произвести списание задолженности ООО ПКП “Антонина“ по пеням и штрафам в федеральный бюджет в сумме 530 000 руб. и областной бюджет в сумме 210 500 руб., как не соответствующий Постановлению Правительства РФ от 03.09.1999 г. N 1002 и постановлению правительства Курской области от 24.09.1999 г. N 238.

Инспекции ФНС России по г. Курску устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО ПКП “Антонина“.

Взыскать с Инспекции ФНС России по г. Курску в пользу ООО ПКП “Антонина“ расходы по госпошлине по заявлению - 2000 руб., по апелляционной жалобе - 99 руб., по кассационной жалобе 1000 руб.

В остальной части постановление апелляционной инстанции от 26.11.07 по делу N А35-6361/06-С8 оставить без изменения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.