Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 14.03.2008 по делу N А62-2641/2007 В случае отсутствия соответствующей градостроительной документации выделение земельного участка должно осуществляться с предварительным согласованием мест размещения объекта.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 марта 2008 г. по делу N А62-2641/2007

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Администрации города Смоленска на решение Арбитражного суда Смоленской области от 03.09.2007 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2007 по делу N А62-2641/2007,

установил:

Департамент земельных и имущественных отношений Смоленской области обратился в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании недействительным постановления Администрации города Смоленска от 29.03.2007 N 1115-адм “О предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка в поселке Подснежники“.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной регистрационной службы по Смоленской области.

Решением
Арбитражного суда Смоленской области от 03.09.2007 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2007 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе заявитель просит отменить принятые по делу судебные акты в связи с неправильным применением норм материального права.

Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, судом установлено следующее.

Постановлением Администрации города Смоленска от 29.03.2007 N 1115-адм “О предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка в поселке Подснежники“, Администрации города Смоленска в постоянное (бессрочное) пользование для градостроительного развития территории города предоставлен земельный участок, площадью 702 724 кв. м., кадастровый номер 67:27:000 00 00:0159, расположенный в поселке Подснежники.

Полагая, что при вынесении данного постановления Главой Администрации города Смоленска нарушена предусмотренная ст. 20, 32, 36 Земельного кодекса Российской Федерации процедура предоставления в постоянное бессрочное пользование земельных участков, на которые право собственности не разграничено, Департамент оспорил вышеуказанный ненормативный акт в арбитражном суде.

При рассмотрении настоящего дела судебные инстанции обоснованно исходили из следующего.

На основании ч. 1 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки могут предоставляться органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование.

Лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, вправе, если иное не предусмотрено законом, самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен, включая возведение для этих целей на участке зданий, сооружений и другого недвижимого имущества - часть 2 статьи 269 Гражданского Кодекса Российской Федерации.

В соответствии с Кодексом земельные участки, которые находятся в государственной и муниципальной собственности, могут быть предоставлены для следующих целей:

1) незастроенные земельные участки - для строительства (ст. 30 Кодекса) и для целей не связанных со строительством (ст. 34 Кодекса);

2) земельные участки
в существующей застройке - для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии (ст. 30 Кодекса) и под зданиями, строениями, сооружениями (ст. 36 Кодекса).

Как усматривается из текста оспариваемого постановления, спорный земельный участок предоставлен для градостроительного развития территории города.

Кодекс не содержит такого самостоятельного основания для предоставления земельного участка как градостроительное развитие территории города.

По смыслу положений ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации целью градостроительного развития территорий является их застройка.

Согласно п. 1 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию, как без предварительного согласования мест размещения, так и с предварительным согласованием мест размещения объекта.

В силу п. 11 названной статьи предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий).

Таким образом, в случае отсутствия соответствующей градостроительной документации выделение земельного участка должно осуществляться с предварительным согласованием мест размещения объекта.

Как установлено судом, градостроительная документация на указанный земельный участок не оформлялась, следовательно, выделение данного участка должно осуществляться с предварительным согласованием места его размещения.

Порядок предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта установлен п. 5 ст. 30 Кодекса и представляет собой последовательность определенных обязательных действий, таких как выбор земельного участка, проведение работ по формированию земельного участка, государственный кадастровый учет земельного участка.

Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, в нарушение вышеуказанной нормы акт выбора земельного участка не составлялся, работы по его формированию участка не проводились, решение о
предварительном согласовании места размещения объекта не принималось.

Учитывая вышеуказанные обстоятельства, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что постановление от 29.03.2007 N 1115-адм “О предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка в поселке Подснежники“ принято с нарушением положений Земельного кодекса Российской Федерации.

Кроме того, в силу абзаца 3 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ (в редакции, действовавшей на момент вынесения оспариваемого постановления) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 1 Закона Смоленской области от 08.02.2007 N 1-З “О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске“, вступившего в силу 1 апреля 2007 года, опубликованного в “Смоленской газете“ 16.02.2007 распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе Смоленске осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Смоленской области, определенным правовым актом Администрации Смоленской области.

Таким органом, в соответствии пунктом 1 постановления Администрации Смоленской области от 19.03.2007 N 92, на территории Смоленской области является Департамент земельных и имущественных отношений Смоленской области.

Принимая оспариваемое постановление, Администрации было известно об указанных выше нормативных актах, что подтверждено ее представителем в заседании кассационной инстанции, что позволяет сделать вывод о вынесении постановления исключительно с целью сохранения права распоряжения земельным участком и, соответственно, нарушает права и
законные интересы Департамента.

Таким образом, поскольку оспариваемые положения постановления Администрации нарушают нормы законодательства, а также права и законные интересы заявителя, то заявленные Департаментом требования обоснованно удовлетворены.

Учитывая изложенное, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Смоленской области от 03.09.2007 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2007 по делу N А62-2641/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.