Решения и постановления судов

Постановление ФАС Центрального округа от 11.02.2008 по делу N А62-5637/2008 Действующим законодательством, регулирующим лицензирование розничной продажи алкогольной продукции, не предусмотрена необходимость указания в лицензии способа розничной продажи алкогольной продукции либо получения специальной лицензии на продажу алкогольной продукции в розлив.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 февраля 2008 г. по делу N А62-5637/2008

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 5 февраля 2008 года.

Полный текст постановления изготовлен 11 февраля 2008 года.

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ИФНС России по Заднепровскому району г. Смоленска на решение Арбитражного суда Смоленской области от 07.11.2008 по делу N А62-5637/2008,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Валерия“ (далее - Общество, заявитель) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Заднепровскому району г. Смоленска (далее - Инспекция, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 15.10.2008 N 233 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.

Решением Арбитражного суда Смоленской области от 07.11.2008 заявление Общества удовлетворено.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Инспекция обратилась с кассационной жалобой на состоявшийся по делу судебный акт, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам спора, просит его отменить.

В отзыве на кассационную жалобу Общество просит суд отказать в ее удовлетворении, поскольку полагает, что доводы налогового органа являлись предметом исследования суда, все они отражены в принятом по делу решении и им дана правильная правовая оценка.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, выслушав пояснения представителя ООО “Валерия“, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как усматривается из материалов дела, 29.09.2008 сотрудниками Инспекции проведена проверка соблюдения законодательства в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в магазине, принадлежащем ООО “Валерия“, расположенном по адресу: г. Смоленск, п. Гнездово, ул. Шоссейная, д. 36.

В ходе проверки установлено, что в указанном магазине Обществом осуществляется реализация алкогольной продукции в розницу, а также в розлив. Все, надлежащим образом оформленные документы, подтверждающие легальность оборота алкогольной продукции, а также сертификаты соответствия и лицензия на розничную продажу алкогольной продукции проверяющим представлены в полном объеме, ценники на продукцию оформлены соответствующим образом.



Вместе с тем, Инспекция посчитала, что на розничную продажу алкогольной продукции в розлив Общество обязано иметь отдельную лицензию.

По результатам проверки составлен акт от 29.09.2008 N 117, с которым ознакомлен директор Общества Заворотнев М.П.

По данному факту 14.10.2008 Инспекцией в отношении ООО “Валерия“ составлен протокол N 13-25-36 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ. Протокол об административном правонарушении вручен Заворотневу М.П., который от подписи в нем отказался.

На основании вышеуказанных материалов по делу об административном правонарушении начальником Инспекции вынесено постановление о назначении административного наказания от 15.10.2008 N 233, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, в виде наложения штрафа в размере 30 000 руб. Постановление вручено Заворотневу М.П.

Считая привлечение к административной ответственности необоснованным, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене указанного постановления Инспекции.

Разрешая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд правомерно руководствовался следующим.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ нарушение иных правил розничной продажи алкогольной продукции влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией алкогольной продукции или без таковой.

В соответствии со ст. ст. 11, 16 Федерального закона N 171-ФЗ от 22.11.1995 “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“, п. 3 Правил продажи алкогольной продукции, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.08.1996 N 987, для осуществления розничной продажи алкогольной продукции необходима лицензия.

В силу ст. 3 Федерального закона N 171-ФЗ от 22.11.1995 “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“ законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции состоит из этого Федерального закона, иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.

На основании ст. 2 Закона Смоленской области от 02.11.2004 N 58-з “О лицензировании розничной продажи алкогольной продукции на территории Смоленской области“ лицензирование розничной продажи алкогольной продукции на территории Смоленской области осуществляется в порядке, определенном нормативным правовым актом Администрации Смоленской области, с учетом положений Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“.

Пунктом 1 постановления Администрации Смоленской области от 01.03.2005 N 55 установлено, что на территории Смоленской области лицензирование розничной продажи алкогольной продукции и контроль за соблюдением лицензионных требований и условий осуществляет Департамент экономического развития и торговли Смоленской области.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Общество в принадлежащем ему магазине, расположенном по адресу: г. Смоленск, п. Гнездово, ул. Шоссейная, д. 36, осуществляет розничную продажу алкогольной продукции на основании выданной ему Департаментом экономического развития и торговли Смоленской области 27.06.2006, регистрационный номер 923, лицензии Б 005674 (срок действия по 27.06.2011) и дубликата лицензии, регистрационный номер 923/1.

Кассационная коллегия соглашается с выводом суда о том, что действующим законодательством, регулирующим лицензирование розничной продажи алкогольной продукции, не предусмотрена необходимость указания в лицензии способа розничной продажи алкогольной продукции либо получения специальной лицензии на продажу алкогольной продукции в розлив.

В соответствии с ч. 1 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения.



Оценивая фактические обстоятельства спора в совокупности с представленными сторонами доказательствами по правилам ст. 71 АПК РФ, суд пришел к правомерному выводу о недоказанности события вменяемого Обществу административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.

Отсутствие события административного правонарушения, в силу прямого указания статьи 24.5 КоАП РФ, является обстоятельством, исключающем производство по делу об административном правонарушении, а в соответствии со ст. 211 АПК РФ - основанием для признания незаконным и отмены постановления административного органа о наложении административного взыскания.

Кроме того, кассационная коллегия считает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что Инспекцией в ходе производства по делу были допущены нарушения требований ст. ст. 28.2, 25.1, 25.4 КоАП РФ, выразившиеся в ненадлежащем извещении законного представителя юридического лица о времени и месте составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении, в результате чего Общество было лишено предоставленных КоАП РФ гарантий защиты, поскольку не могло квалифицированно возражать и давать объяснения по существу предъявленных обвинений, а также воспользоваться помощью защитника.

Судом установлено, что акт проверки от 29.09.2008, протокол об административном правонарушении от 14.10.2008, постановление по делу об административном правонарушении от 15.10.2008 подписаны и получены директором Общества Заворотневым М.П.

Согласно представленной в материалы дела выписки из ЕГРЮЛ от 13.10.2008 N 5064, решения участника ООО “Валерия“ директором Общества с 05.10.2008 является Филимонова О.Ю.

Таким образом, Заворотнева М.П. с 05.10.2008 нельзя считать законным представителем Общества, а также лицом, уполномоченным действовать от имени Общества при рассмотрении дела об административном правонарушении, поскольку выданная законным представителем Общества доверенность на участие в конкретном административном деле у Заворотнева М.П. отсутствует.

Указанные нарушения порядка проведения производства по делу об административном правонарушении носят существенный характер, поскольку не могут быть восполнены судом в ходе рассмотрения дела, что, в силу ч. 2 ст. 211 АПК РФ, п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях“, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа.

Следовательно, суд обоснованно удовлетворил заявление Общества.

Нарушений требований процессуального законодательства не установлено.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ,

постановил:

решение Смоленской области от 07.11.2008 по делу N А62-5637/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу ИФНС России по Заднепровскому району г. Смоленска - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.