Решения и постановления судов

Постановление ФАС Центрального округа от 18.01.2008 по делу N А35-5905/06-С18 Налоговая ставка по налогу на прибыль организаций для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не перешедших на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными организациями собственной сельскохозяйственной продукции, устанавливается в 2004 - 2005 годах ноль процентов.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 января 2008 г. по делу N А35-5905/06-С18

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции ФНС России N 7 по Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 14.09.2007 по делу N А35-5905/06-С18,

установил:

закрытое акционерное общество “Русь“ (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 7 по Курской области (далее - Инспекция, налоговый орган) N 35 от 25.07.2006 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления 56280,05 руб. налога на добавленную стоимость, 116160 руб. налога на прибыль, 29023,73 руб. пени и 15972 руб. штрафа по нему, 23484 руб. единого налога на вмененный доход, 11059,08 руб. пени и 3414,60 руб. штрафа по нему (с учетом уточнений заявленных требований).

Решением Арбитражного суда Курской области от 14.09.2007 заявленные Обществом требования удовлетворены в полном объеме.

В апелляционной инстанции законность принятого решения не проверялась.

Инспекция обратилась с кассационной жалобой на состоявшийся по делу судебный акт, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит его отменить в части признания недействительным решения N 35 от 25.07.2006 о доначислении 116160 руб. налога на прибыль, 29023,73 руб. пени и 15972 руб. штрафа по нему.

По мнению подателя жалобы, право применения льготы, предусмотренной п. 5 ст. 1 Закона РФ N 2116-1 от 27.12.1991 “О налоге на прибыль предприятий и организаций“, налогоплательщикам перерабатывающим выращенную ими сельскохозяйственную продукцию силами сторонних организаций не предусмотрено.

Кроме того, налоговый орган считает, что освобождение от налогообложения расчетной прибыли, полученной от реализации продукции, произведенной из сельскохозяйственного сырья, переданного на переработку другой организации на давальческих началах, с 01.01.2002 не применяется.

В силу ч. 1 ст. 286 АПК РФ предметом оценки суда кассационной инстанции являются судебные акты исходя из доводов, изложенных в жалобе.

Обществом заявлено ходатайство об отложении слушания дела в связи с болезнью представителя.

Рассмотрев названное ходатайство, судебная коллегия не находит оснований для его удовлетворения.

В соответствии с ч. 1 ст. 284 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции рассматривает дело по правилам рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции с особенностями, установленными в настоящей главе.



Согласно ч. 4 ст. 158 АПК РФ арбитражный суд может отложить судебное разбирательство по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с неявкой в судебное заседание его представителя по уважительной причине.

Учитывая, что Общество извещено надлежащим образом о времени и месте слушания дела, для представления своих интересов имело возможность направить иных представителей, выдав им надлежащим образом оформленную доверенность, явка представителей сторон в суд кассационной инстанции не признана обязательной, а также то, что ст. 285 АПК РФ установлен месячный срок рассмотрения кассационной жалобы со дня ее поступления вместе с делом в арбитражный суд кассационной инстанции, суд полагает в удовлетворении ходатайства об отложении слушания дела отказать.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы кассационной жалобы, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда.

Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена выездная проверка Общества по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2003 по 31.01.2006.

По результатам проверки составлен акт N 32 от 28.06.2006 и принято решение N 35 от 25.07.2006 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым доначислены 112605 руб. налога на добавленную стоимость; 4518 руб. налога с продаж, 343,87 руб. пени и 903,60 руб. штрафа по нему; 6000 руб. транспортного налога, 1280,69 руб. пени и 1200 руб. штрафа по нему; 23484 руб. единого налога на вмененный доход, 11059,08 руб. пени и 3414,60 руб. штрафа по нему; 116160 руб. налога на прибыль, 29023,73 руб. пени и 15972 руб. штрафа по нему.

Полагая, что указанное решение частично не соответствует законодательству о налогах и сборах, нарушает его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Оценивая фактические обстоятельства спора, суд полно и всесторонне исследовал доказательства, представленные сторонами, и, правильно применив нормы материального права, принял обоснованные судебные акты по существу спора ввиду следующего.

В соответствии со ст. 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 НК РФ.

В п. 1 ст. 284 НК РФ установлена налоговая ставка по налогу на прибыль в размере 24 процентов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 - 5 данной статьи.

Согласно п. 2 ст. 274 НК РФ налоговая база по прибыли, облагаемой по ставке, отличной от ставки, указанной в п. 1 ст. 284 НК РФ, определяется налогоплательщиком отдельно. Налогоплательщик ведет раздельный учет доходов (расходов) по операциям, по которым в соответствии с главой 25 НК РФ предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка.

В соответствии с п. 5 ст. 1 Закона РФ N 2116-1 от 27.12.1991 “О налоге на прибыль предприятий и организаций“ не являются плательщиками налога на прибыль предприятия любых организационно-правовых форм по прибыли от реализации произведенной ими сельскохозяйственной и охотохозяйственной продукции, а также произведенной и переработанной на данных предприятиях собственной сельскохозяйственной продукции, за исключением сельскохозяйственных предприятий индустриального типа, определяемых по перечню, утверждаемому законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом N 110-ФЗ от 06.08.2001 с 01.01.2002 введена в действие гл. 25 “Налог на прибыль“.

При этом, ст. 2 Федерального закона N 110-ФЗ от 06.08.2001 установлено, что предусмотренный абзацем первым пункта 5 статьи 1 Закона N 2116-1 от 27.12.1991 порядок освобождения от уплаты налога на прибыль действует впредь до перевода указанных предприятий на специальный налоговый режим (систему налогообложения) для сельскохозяйственных товаропроизводителей в соответствии с гл. 26.1 НК РФ.

Статьей 3 Федерального закона N 147-ФЗ от 11.11.2003 “О внесении изменений в главу 26.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах“ Федеральный закон N 110-ФЗ от 06.08.2001 дополнен статьей 2.1, согласно которой налоговая ставка по налогу на прибыль организаций для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не перешедших на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными организациями собственной сельскохозяйственной продукции, устанавливается в следующем размере в 2004 - 2005 годах - 0%.

Учитывая изложенное, льгота, предусмотренная п. 5 ст. 1 Закона РФ N 2116-1 от 27.12.1991 “О налоге на прибыль предприятий и организаций“ после введения в Налоговый кодекс РФ гл. 25 “Налог на прибыль“, была сохранена для предприятий по прибыли от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также произведенной и переработанной данными организациями собственной сельскохозяйственной продукции.



Вместе с тем, нормы указанных выше законов не предусматривают возможность освобождения от уплаты налога на прибыль (или применения ставки 0%) к прибыли от реализации продуктов, полученных в результате переработки сельскохозяйственной продукции на давальческих началах, как и не определяют, каким способом должна быть переработана сельскохозяйственная продукция сельскохозяйственным производителем - на собственных производственных мощностях либо с привлечением сторонних организаций.

Согласно ст. 346.2 Налогового кодекса РФ, для организаций и индивидуальных предпринимателей (являющихся плательщиками единого сельскохозяйственного налога), осуществляющих последующую (промышленную) переработку продукции первичной переработки, произведенной ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, доля дохода от реализации продукции первичной переработки, произведенной ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, в общем доходе от реализации произведенной ими продукции из сельскохозяйственного сырья собственного производства определяется исходя из соотношения расходов на производство сельскохозяйственной продукции и первичную переработку сельскохозяйственной продукции в общей сумме расходов на производство продукции из произведенного ими сельскохозяйственного сырья.

Если при производстве промышленной продукции используется непосредственно сельскохозяйственная продукция, то определяется доля (сумма) дохода от реализации сельскохозяйственной продукции в общей сумме дохода от реализации произведенной из нее промышленной продукции. Эта сумма рассчитывается пропорционально доле затрат на производство сельскохозяйственной продукции, используемой в качестве сырья для производства промышленной продукции, в общем объеме затрат на производство промышленной продукции.

Следовательно, указанными правилами должны руководствоваться сельскохозяйственные товаропроизводители, являющиеся налогоплательщиками налога на прибыль и являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога.

В связи с этим, суд обоснованно отклонил доводы налогового органа об отсутствии полностью у налогоплательщика права на льготное налогообложение в случае переработки выращенной им продукции силами сторонних организаций.

Как установлено судом, в проверяемом периоде Общество не применяло систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, исчисляло налог на прибыль от реализации сахара, полученного от переработки сахарной свеклы на давальческих началах, в доле прибыли, определенной в процентном отношении стоимости переработки в общей стоимости сахара. При этом правильность расчета сумм налога Инспекцией не оспаривается.

При таких обстоятельствах, суд пришел к обоснованному выводу о неправомерности определения налоговым органом сумм доходов и расходов налогоплательщика за 2003 полученных от реализации такой продукции в общеустановленном порядке.

В кассационной жалобе Инспекция ссылается на доводы, являвшиеся обоснованием его позиции по делу, они не опровергают выводов суда, а направлены на переоценку фактических обстоятельств спора.

Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, а также доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судом, им дана надлежащая правовая оценка, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.

В необжалуемой части нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения не установлено.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение Арбитражного суда Курской области от 14.09.2007 по делу N А35-5905/06-С18 оставить без изменения, а кассационную жалобу налогового органа - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.