Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 17.01.2008 по делу N А23-635/07А-12-25 За невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду статьей 8.41 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 января 2008 г. по делу N А23-635/07А-12-25

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу закрытого акционерного общества Авиакомпания “С-ЭЙР“ на решение Арбитражного суда Калужской области от 25.04.2007 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2007 по делу N А23-635/07А-12-25,

установил:

Закрытое акционерное общество Авиакомпания “С-ЭЙР“ обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 06.03.2007 N 13-521Б Московского межрегионального территориального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Решением Арбитражного суда Калужской области от 25.04.2007 в удовлетворении требований отказано.

Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2007 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной
жалобе заявитель просит отменить принятые по делу судебные акты в связи с неправильным применением норм материального права.

Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, установлено следующее.

При проведении проверки ЗАО Авиакомпания “С-ЭЙР“ на предмет соблюдения законодательства в области охраны окружающей природной среды, установлено, что в ходе производственной деятельности обществом осуществляется выброс вредных веществ в атмосферный воздух, однако плата за негативное воздействие на окружающую природную среду ЗАО Авиакомпания “С-ЭЙР“ не вносится.

По результатам проверки составлены акт проверки от 02.03.2007 N 13-372 и протокол об административном правонарушении от 02.03.2007 N 13-521.

Постановлением от 06.03.2007 N 13-521Б общество привлечено к ответственности, предусмотренной ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 50000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, общество оспорило его в арбитражном суде.

Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды“, негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами.

Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632.

В соответствии с п. 1 названного Порядка, он распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников и за другие виды вредного воздействия.

Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 “О нормативах платы за
выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления“.

Приложением N 1 к названному постановлению установлены нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными источниками, в том числе, использующие вид топлива - керосин.

За невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду статьей 8.41 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

Как видно из акта проверки от 02.03.2007 N 13-372, ЗАО Авиакомпания “С-ЭЙР“ осуществляет чартерные перевозки по территории Российской Федерации и за рубежом, имея на балансе четыре авиатранспортных средства, а также арендуя пять авиатранспортных средств.

В соответствии с ч. 4 ст. 17 Федерального закона “Об охране атмосферного воздуха“ транспортные и иные передвижные средства, выбросы которых оказывают вредное воздействие на атмосферный воздух, подлежат регулярной проверке на соответствие таких выбросов техническим нормативам выбросов в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

В развитие названной нормы Федерального закона принято Постановление Правительства Российской Федерации от 06.02.2002 N 83 “О проведении регулярных проверок транспортных и передвижных средств на соответствие технически нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух“ по смыслу п. 1 которого воздушные суда гражданской авиации относятся к источникам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Кроме того, в силу п. 12 Порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденного Приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 N 204 “Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду“ (далее - Порядок) плательщик производит плату отдельно
по передвижным объектам негативного воздействия (транспортным средствам, в том числе автомобильным транспортным средствам, воздушным, морским судам, судам внутреннего плавания, оборудованным двигателями, работающими на бензине, дизельном топливе, керосине, сжиженном (сжатом) нефтяном или природном газе), зарегистрированным на территории одного объекта административно-территориального деления (муниципального образования).

Таким образом, поскольку при использовании ЗАО Авиакомпания “С-ЭЙР“ авиатранспортных средств, в качестве топлива применяется авиационный керосин, вывод о том, что данные транспортные средства относятся к передвижными источниками негативного воздействия на окружающую среду является правильным.

При таких обстоятельствах, поскольку плата за негативное воздействие на окружающую среду ЗАО Авиакомпания “С-ЭЙР“ не вносится, организация обоснованно привлечена к ответственности, предусмотренной ст. 8.41 КоАП РФ.

Ссылка общества на то, что невозможно определить размер платы за негативное воздействие на окружающую среду обоснованно отклонена, поскольку организация при возникновении затруднений в исчислении размера платы не была лишена возможности обратиться в соответствующий орган Ростехнадзора, однако это сделано не было.

На основании ч. 2 ст. 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, поскольку ЗАО Авиакомпания “С-ЭЙР“ не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению законодательства, вывод судебных инстанций о наличии вины организации в совершении административного правонарушения правомерен.

Учитывая изложенное, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Калужской области от 25.04.2007 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда
от 24.09.2007 по делу N А23-635/07А-12-25 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.