Решения и постановления судов

Постановление ФАС Центрального округа от 17.01.2008 по делу N А09-214/07-21 Затраты налогоплательщика, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, быть реально понесенными и документально подтвержденными, а также должны содержать достоверные сведения об участниках и условиях хозяйственных операций.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 января 2008 г. по делу N А09-214/07-21

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу ЗАО “Автогарант“ на решение Арбитражного суда Брянской области от 16.04.2007 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2007 по делу N А09-214/07-21,

установил:

Закрытое акционерное общество “Автогарант“ обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции ФНС России N 2 по Брянской области от 03.11.2006 N 37 в части доначисления НДС в сумме 375600 руб., налога на прибыль в сумме 162774 руб., пени по НДС в сумме 154190 руб., пени по налогу на прибыль в сумме 68793 руб., взыскания штрафа за неполную уплату налога на прибыль в сумме 32555 руб. (с учетом уточненных требований).

Решением Арбитражного суда Брянской области от 16.04.2007 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2007 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе ЗАО “Автогарант“ просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции отменить как принятые с нарушением норм материального права.

В соответствии со ст. 286 АПК РФ законность судебного акта проверяется кассационной инстанцией исходя из доводов заявителя жалобы.

Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения представителей лиц, принявших участие в судебном заседании, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией ФНС России N 2 по Брянской области проведена выездная налоговая проверка ЗАО “Автогарант“ по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах, в том числе по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налога на добавленную стоимость за период с 01.01.2003 по 31.06.2006, налога на прибыль за период с 01.01.2003 по 31.12.2005, о чем составлен акт от 03.10.2006 N 37.

Рассмотрев материалы проверки налоговый орган принял решение от 03.11.2006 N 37, согласно которому ЗАО “Автогарант“ привлечено к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату НДС в виде взыскания штрафа в сумме 1825 руб., за неполную уплату налога на прибыль виде взыскания штрафа в сумме 32555 руб., обществу предложено уплатить налог на добавленную стоимость в сумме 390881 руб., налог на прибыль в сумме 162774 руб. и пени по НДС в сумме 154190 руб., по налогу на прибыль - 68793 руб.

Основанием для доначисления в оспариваемых суммах НДС, налога на прибыль, соответствующих сумм пени и штрафа, послужил вывод налогового органа о том, что счета-фактуры, выставленные поставщиком ООО “Ларикс Трейд“ не отвечают требованиям, установленным ст. 169 НК РФ, первичные бухгалтерские документы, выданные данной организацией, подтверждающие операции с денежными средствами не соответствуют требования ст. 9 Закон N 129-ФЗ “О бухгалтерском учете“ от 21.11.1996, так как встречной проверкой не подтверждено существование юридического лица, чьи реквизиты указаны в спорных счетах-фактурах и первичных документах.

Частично не согласившись с решением налогового органа, ЗАО “Автогарант“ обратилось в суд с настоящим заявлением.



Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений и дали им правильную оценку.

Как следует из пункта 1 статьи 172 НК РФ, налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 НК РФ.

Вычетам подлежат, если иное не установлено статьей 172 НК РФ, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных статьей 172 НК РФ и при наличии соответствующих первичных документов.

Таким образом, при применении вычетов налогоплательщик должен доказать факты приобретения и принятия к учету товаров (работ, услуг), а также уплаты поставщику налога на добавленную стоимость в составе цены приобретаемых товарно-материальных ценностей. Причем документы, представляемые налогоплательщиком в обоснование правомерности применения налоговых вычетов, должны соответствовать установленным законодательством требованиям и достоверно свидетельствовать об обстоятельствах, с которыми законодательством о налогах и сборах связано право налогоплательщика на применение налоговых вычетов.

В соответствии с пунктами 1 - 2 статьи 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению. Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 статьи 169 НК РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.

Как следует из подпунктов 2 и 3 пункта 5 статьи 169 НК РФ, в счете-фактуре должны быть, в частности, указаны наименование, адрес и ИНН налогоплательщика и покупателя.

В счетах-фактурах должны содержаться достоверные сведения, поскольку иное свидетельствует о неправильном составлении этих документов.

В ходе судебного разбирательства установлено, что поставщик общества ООО “Ларикс Трейд“ на налоговом учете не состоит, ИНН 7713308577 принадлежит другому юридическому лицу. Данные обстоятельства подтверждены имеющимися в материалах дела ответами Межрайонной инспекции ФНС России N 13 по г. Москве от 07.10.2006 N 21-12/03249дсп@#, от 27.03.2007 N 06-12/14431 (на запрос суда).

Доказательств, опровергающих указанные факты, ЗАО “Автогарант“ в материалы дела не представлено.

Таким образом, представленные ЗАО “Автогарант“ счета-фактуры, в которых содержатся недостоверные сведения, не могут служить основанием для применения налоговых вычетов в спорной сумме, поскольку ООО “Ларикс Трейд“ не может выступать в качестве поставщика товара и плательщика НДС.

В соответствии со ст. 143 НК РФ плательщиками НДС являются организации, которыми в силу статьи 11 НК РФ признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Определение понятия юридического лица и его правоспособности дано в статьях 48 и 49 Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно статье 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Правоспособность юридического лица в силу статьи 49 ГК РФ возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения его ликвидации. Юридическое лицо считается созданным со дня внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц (статья 51 ГК РФ).

Согласно статье 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ государственная регистрация юридических лиц - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 N 319 Министерство Российской Федерации по налогам и сборам уполномочено осуществлять с 01.07.2002 государственную регистрацию юридических лиц.

Как следует из пункта 3 статьи 83 НК РФ, постановка на учет организации в налоговом органе по месту нахождения осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц.



В соответствии с подпунктом 2 пункта 5 статьи 169 НК РФ идентификационные номера продавца и покупателя относятся к обязательным реквизитам, которые должны быть указаны в счетах-фактурах.

Пунктом 7 статьи 84 НК РФ предусмотрено, что каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов и на всей территории Российской Федерации идентификационный номер налогоплательщика.

Каждый налогоплательщик указывает свой идентификационный номер в подаваемых в налоговый орган декларации, отчете, заявлении или ином документе, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством.

В соответствии с п. 3.2 Приказа МНС Российской Федерации от 03.03.2004 N БГ-3-09/178 “Об утверждении Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц“ присвоенный организации или физическому лицу идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) не может быть повторно присвоен другой организации или другому физическому лицу. Аналогичное положение содержит п. 5.2. Приказа Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 27.11.1998 N ГБ-3-12/309 “Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при учете в налоговом органе юридических и физических лиц“, действовавшего до 10.04.2004 года.

Следовательно, указание продавцом в счетах-фактурах ИНН, который по данным налогового органа принадлежит другому юридическому лицу, свидетельствует о несоответствии этих документов требованиям пункта 5 статьи 169 НК РФ и влечет для налогоплательщика правовые последствия, предусмотренные пунктом 2 статьи 169 НК РФ.

С учетом приведенных нормативных актов суды первой и апелляционной инстанций сделали обоснованный вывод о том, что счета-фактуры, оформленные ООО “Ларикс Трейд“, не являются доказательствами достоверности и законности осуществленных заявителем вычетов, поскольку налоговым органом установлено, не опровергнуто налогоплательщиком, что сведения о поставщике в Едином государственном реестре юридических лиц отсутствуют, на налоговом учете указанный поставщик не состоит.

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Кодекса в целях главы 25 Кодекса налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов.

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Федеральным законом от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ “О бухгалтерском учете“ предусмотрено, что все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет, при этом они должны содержать достоверную информацию.

Таким образом затраты налогоплательщика уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль быть реально понесенными и документально подтвержденными, а также должны содержать достоверные сведения об участниках и условиях хозяйственных операций.

Как видно из материалов дела и установлено судами обеих инстанций, налоговый орган не принял в затраты, учитываемые при исчислении налога на прибыль, расходы по приобретению товара на сумму 2253600 руб.

Оценив представленные в материалы дела первичные документы и другие доказательства в их совокупности и взаимосвязи, в том числе материалы встречной проверки, суды установили, что документы, представленные обществом в обоснование расходов и наличия хозяйственных отношений с поставщиком товара, содержат недостоверные сведения и не подтверждают реальность реализации поскольку оформлены несуществующим юридическим лицом ООО “Ларикс Трейд“.

При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод о том, что данные расходы нельзя признать документально подтвержденными, поэтому они не могут быть учтены при исчислении налога на прибыль.

Учитывая изложенное у кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции в обжалуемой части.

В связи с тем, что определением кассационной инстанции от 21.12.2007 обществу предоставлялась отсрочка уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы, то в соответствии с положениями ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ и п.п. 12 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса РФ с ЗАО “Автогарант“ подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1000 руб.

Руководствуясь п.п. 12 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса РФ, ст. 110, п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Брянской области от 16.04.2007 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2007 по делу N А09-214/07-21 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Взыскать с ЗАО “Автогарант“ в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 руб. за подачу кассационной жалобы.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.