Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 25.12.2008 N Ф09-9779/08-С6 по делу N А50-8315/2008 Выкупную стоимость земельного участка следует определять по состоянию на дату подачи заявления о выкупе земельного участка.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 декабря 2008 г. N Ф09-9779/08-С6

Дело N А50-8315/2008

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Купреенкова В.А.,

судей Семеновой З.Г., Сулейменовой Т.В.,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента земельных отношений администрации г. Перми (далее - департамент) на решение Арбитражного суда Пермского края от 26.08.2008 по делу N А50-8315/2008.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании приняли участие представители:

общества с ограниченной ответственностью “Крафт Лайн“ (далее - общество “Крафт Лайн“ - Шур М.М.
(доверенность от 20.10.2008 N 4), Чистяков А.Ю. (доверенность от 12.05.2008 N 3);

общества с ограниченной ответственностью “Сипром“ (далее - общество “Сипром“) - Чистяков А.Ю. (доверенность от 12.05.2008 N 3), Шур М.М. (доверенность от 20.10.2008 N 4).

В судебном заседании суда кассационной инстанции, назначенном на 12 ч. 20 мин. 25.12.2008, объявлен перерыв до 15 ч. 10 мин. 25.12.2008.

После перерыва лица, участвующие в деле, явку своих представителей не обеспечили.

Общество “Сипром“ и общество “Крафт Лайн“ обратились в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным отказа департамента в произведении расчета выкупной стоимости земельного участка площадью 38 014,86 кв. м, изложенного в письме от 27.03.2008 N И-21-01-09-5071; обязании департамента заключить с заявителями договор купли-продажи земельного участка площадью 38 014,86 кв. м с кадастровым номером 59:01:35 1 0310:0051, находящегося по адресу: г. Пермь, Орджоникидзевский район, ул. Бумажников, 1, по цене и на условиях, действовавших на момент подачи заявки о выкупе земельного участка в 2007 г., т.е. по кадастровой стоимости 1265 руб. 08 коп. за 1 кв. м площади, всего за 1 202 295 руб. 98 коп. в общую долевую собственность, в том числе в долевую собственность общества “Сипром“, доля в праве 39/100, стоимостью 468 895 руб. 43 коп., долевую собственность общества “Крафт Лайн“, доля в праве 61/100, стоимостью 733 400 руб. 55 коп. (с учетом уточнения исковых требований, принятого судом в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Решением Арбитражного суда Пермского края от 26.08.2008 (судья Кощеева М.Н.) заявленные требования удовлетворены. Отказ департамента, изложенный в письме от 27.03.2008 N И-21-01-09-5071, о расчете выкупной стоимости земельного
участка площадью 38 014,86 кв. м признан незаконным, не соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации. На департамент возложена обязанность заключить с обществом “Сипром“, обществом “Крафт Лайн“ договор купли-продажи земельного участка площадью 38 014,86 кв. м (кадастровый номер 59:01:35 1 0310:0051), находящегося по адресу: г. Пермь, Орджоникидзевский район, ул. Бумажников, 1, по цене и на условиях, действовавших на момент подачи заявки о выкупе земельного участка в 2007 г., то есть по кадастровой стоимости 1265 руб. 08 коп. за 1 кв. м площади, всего за 1 202 295 руб. 98 коп. в общую долевую собственность, в том числе в долевую собственность общества “Сипром“, доля в праве 39/100, стоимостью 468 895 руб. 43 коп., долевую собственность общества “Крафт Лайн“, доля в праве 61/100, стоимостью 733 400 руб. 55 коп.

В суде апелляционной инстанции решение не пересматривалось.

В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, департамент просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неприменение судом п. 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 14, 16 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ “О государственном земельном кадастре“, подлежащих применению. При этом заявитель кассационной жалобы указывает на то, что на момент обращения заявителей в департамент земельный участок не был поставлен на кадастровый учет, его кадастровая стоимость не была определена, а поскольку департамент не имеет полномочий самостоятельно рассчитывать кадастровую стоимость, у него отсутствовала возможность направить заявителям проект договора купли-продажи, содержащий все существенные условия.

Как установлено судом и подтверждено материалами дела, общество “Сипром“ и общество “Крафт Лайн“ обратились в Управление земельных отношений администрации г.
Перми с заявлением от 19.11.2007 о предоставлении в долевую собственность за плату земельного участка площадью 38 014,86 кв. м, находящегося по адресу: г. Пермь, Орджоникидзевский район, ул. Бумажников, 1, на котором расположены принадлежащие заявителям объекты недвижимости.

Управлением земельных отношений администрации г. Перми издан приказ от 24.12.2007 N 2849-з о предоставлении обществу “Сипром“ и обществу “Крафт Лайн“ в общую долевую собственность за плату земельного участка площадью 38 014,86 кв. м., расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Бумажников, 1, под принадлежащие им объекты недвижимости.

Данным приказом на общество “Сипром“ и общество “Крафт Лайн“ возложена обязанность осуществить постановку названного земельного участка на государственный кадастровый учет.

Земельный участок площадью 38 014,86 кв. м поставлен на кадастровый учет в 2008 г., участку присвоен кадастровый номер 59:01:35 1 0310:0051.

Общество “Сипром“ и общество “Крафт Лайн“ 18.03.2008 обратились в Управление земельных отношений администрации г. Перми с просьбой о заключении договора купли-продажи указанного земельного участка, рассчитав выкупную цену земельного участка с учетом его кадастровой стоимости по состоянию на момент обращения с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность.

Письмом от 27.03.2008 N И-21-01-09-5071 департамент (правопреемник Управления земельных отношений администрации г. Перми) сообщил заявителям о невозможности расчета выкупной стоимости по цене 2007 г., так как вновь сформированный земельный участок был поставлен на кадастровый учет в 2008 г., в связи с чем выкупная стоимость земельного участка составляет 2 042 985 руб.

Общество “Сипром“ и общество “Крафт Лайн“, полагая, что отказ департамента в расчете выкупной стоимости земельного участка по цене 2007 г., изложенный в указанном письме, противоречит положениям ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права
заявителей, обратились в арбитражный суд с заявлением о признании данного отказа незаконным.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что департаментом решение от 27.12.2007 о предоставлении земельного участка в долевую собственность было принято с нарушением двухнедельного срока, установленного п. 8 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, что исключило возможность заявителям обеспечить постановку земельного участка на кадастровый учет в 2007 г.

Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что департамент своими действиями лишил заявителей возможности приобрести испрашиваемый земельный участок по цене действовавшей в 2007 г.

Указав, что обязанность подготовить и направить проект договора купли-продажи земельного участка, содержащий все существенные условия, возникает у уполномоченного органа с момента подачи лицом в этот орган заявления о приобретении прав на землю, соответствующего требованиям закона, суд первой инстанции признал, что выкупную стоимость земельного участка следует определять по состоянию на дату подачи заявления о выкупе земельного участка.

Данное решение суда первой инстанции является правильным.

При разрешении вопроса о том, на какой момент определяется выкупная цена земельного участка при его приватизации собственником расположенного на нем строения, здания, сооружения, принимается во внимание необходимость обеспечить гарантии определенности прав лиц, имеющих право на выкуп земельных участков, и исключить для них негативные последствия возрастания выкупной цены земельного участка до принятия управомоченным органом решения о продаже земельного участка и направлению проекта договора купли-продажи (п. 6 ст. 36 ЗК РФ). В связи с этим выкупную цену земельного участка следует определять по состоянию на дату подачи такого заявления.

При этом моментом подачи заявления является дата подачи в компетентный орган заявления о приобретении прав
на землю, соответствующего требованиям, установленным для него законом.

Согласно п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений имеют исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков.

Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана) (п. 5 ст. 36 названного Кодекса).

В соответствии с п. 7 указанной статьи в случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительного органа государственной власти на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления указанных заявления либо обращения обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ. Границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

В силу п. 8 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления проекта границ земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка указанным лицам и направляет им копию решения с приложением проекта границ земельного участка.

Судом первой инстанции при рассмотрении спора установлено, что к заявлению общества “Сипром“
и общества “Крафт Лайн“ от 19.11.2007 о предоставлении в общую долевую собственность спорного земельного участка был приложен проектный план границ названного земельного участка.

Предоставление заявителями проекта границ земельного участка позволило уполномоченному органу в соответствии с указанной нормой права принять решение о предоставлении земельного участка в собственность.

Таким образом, заявление подано, а решение уполномоченным органом принято при наличии к тому оснований в 2007 г.

При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что выкупная стоимость земельного участка должна быть установлена на момент подачи заявления о предоставлении в собственность земельного участка, является правильным.

Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.

Довод департамента о том, что на момент обращения заявителей с просьбой о выкупе земельного участка земельный участок не был поставлен на кадастровый учет, в связи с чем у департамента отсутствовала возможность направить заявителям проект договора купли-продажи, содержащий все существенные условия, судом кассационной инстанции отклоняется. Данное обстоятельство, учитывая подачу заявки и принятие по ней решения в 2007 г., не влияет на определение момента, на который надлежит устанавливать выкупную стоимость земельного участка. Кроме того, предметом настоящего спора является вопрос о правильности исчисления размера выкупной цены земельного участка, а не об уклонении департамента от направления заявителям проекта договора купли-продажи земельного участка до его постановки на кадастровый учет

С учетом изложенного оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Поскольку определением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 03.12.2008 департаменту предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы в размере 1000 руб. до дня рассмотрения кассационной жалобы, государственная
пошлина подлежит взысканию с заявителя на основании подп. 12 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Пермского края от 26.08.2008 по делу N А50-8315/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента земельных отношений администрации г. Перми - без удовлетворения.

Взыскать с Департамента земельных отношений администрации г. Перми в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины по кассационной жалобе.

Председательствующий

КУПРЕЕНКОВ В.А.

Судьи

СЕМЕНОВА З.Г.

СУЛЕЙМЕНОВА Т.В.