Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 11.12.2008 N Ф09-2245/08-С5 по делу N А76-16769/07 В удовлетворении иска о признании недействительным договора страхования имущества в части условий страхования имущества отказано правомерно, поскольку страховщик не выяснил обстоятельства, имеющие существенное значение для определения степени риска наступления страхового случая, и не воспользовался правом на проверку достаточности сведений, представленных страхователем.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 декабря 2008 г. N Ф09-2245/08-С5

Дело N А76-16769/07

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Макарова В.Н.,

судей Черкасской Г.Н., Вербенко Т.Л.,

рассмотрел в судебном заседании жалобу закрытого акционерного общества “Страховая группа “УралСиб“ (далее - общество “УралСиб“) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 10.07.2008 по делу N А76-16769/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2008 по тому же делу.

В судебном заседании приняли участие представители:

общества “УралСиб“ - Вальнев Д.А. (доверенность от 29.07.2008 N 1721);

общества с ограниченной ответственностью “Альтерна“ (далее - общество “Альтерна“) - Рыжкова Е.В. (доверенность от 01.03.2008).

Общество “УралСиб“ обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с иском к
обществу “Альтерна“ о признании недействительным п. 2.2 договора страхования имущества от 27.10.2006 N 1/810/6154/661 в части условий страхования имущества, находящегося по адресу: г. Екатеринбург, ул. Новинская, д. 2.

Решением суда от 10.07.2008 (судья Ефимов А.В.) в удовлетворении исковых требований отказано.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2008 (судьи Хаснова М.Т., Мальцева Т.В., Соколова Т.В.) решение суда оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество “УралСиб“ просит указанные судебные акты отменить, исковые требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное толкование положений ст. 944 Гражданского кодекса Российской Федерации, неприменение подлежащего применению п. 3 ст. 944 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Как установлено судами, между обществом “УралСиб“ (страховщик) и обществом “Альтерна“ (страхователь) заключен договор страхования имущества от 27.10.2006 N 1/810/6154/661, по которому страховщик обязался за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить страхователю причиненный вследствие этого события реальный ущерб в пределах страховой суммы - 11 095 000 руб. (выдан страховой полис N 1/810/6154/661).

Согласно п. 2.1, 2.2 договора объектом страхования явились имущественные интересы страхователя, связанные с ущербом, причиненным страховым случаем, произошедшим с застрахованным имуществом, которым явились товарно-материальные ценности на складе, расположенном по адресу: г. Екатеринбург, ул. Дагестанская, 1.

Сторонами согласовано дополнительное соглашение от 20.01.2007 N 1 к договору страхования от 27.10.2006, в соответствии с которым территория действия договора была перенесена на ул. Новинскую, 2, в г. Екатеринбурге.

При заключении дополнительного соглашения ответчику была предоставлена дополнительная анкета, в которой ответчик в графе состояние водоканализационной системы указал: “хорошее“.

В здании, расположенном по адресу: г. Екатеринбург, ул. Новинская, д. 2, 23.04.2007 произошел страховой случай -
пожар, в результате которого имуществу общества “Альтерна“ был причинен ущерб.

Вероятной причиной возникновения пожара явилась аварийная работа электросчетчика, в связи с попаданием в него влаги из вышерасположенной трубы систем отопления (техническое заключение по факту пожара от 08.05.2007 N 60).

Полагая, что ответчик при заключении договора сообщил ему заведомо ложные сведения о состоянии водоканализационных систем, истец обратился с иском в суд на основании ст. 179, 944 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. 944 Гражданского кодекса Российской Федерации при заключении договора страхования страхователь обязан сообщить страховщику известные страхователю обстоятельства, имеющие существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая и размера возможных убытков от его наступления (страхового риска), если эти обстоятельства не известны и не должны быть известны страховщику.

Существенными признаются, во всяком случае, обстоятельства, определенно оговоренные страховщиком в стандартной форме договора страхования (страхового полиса) или в его письменном запросе.

В соответствии с названной нормой права страховщик имеет возможность самостоятельно определить дополнительный по отношению к установленным в п. 1 ст. 942 Гражданского кодекса Российской Федерации перечень существенных условий договора в зависимости от степени их значимости для вероятности наступления страхового случая.

Если после заключения договора страхования будет установлено, что страхователь сообщил страховщику заведомо ложные сведения об обстоятельствах, указанных в п. 1 настоящей статьи, страховщик вправе потребовать признания договора недействительным и применения последствий, предусмотренных п. 2 ст. 179 настоящего Кодекса (п. 3 ст. 944 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Суды обеих инстанций, всесторонне, полно и объективно исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, руководствуясь положениями ст. 309, 310, 929, 944 Гражданского кодекса Российской Федерации, правомерно отказали в удовлетворении исковых требований в
связи с тем, что истцом не доказано сообщение ответчиком при заключении дополнительного соглашения N 1 заведомо ложных сведений, касающихся технического состояния водоканализационных систем и возможности наступления страхового случая.

При этом суды верно указали на то, что бремя истребования и сбора информации о риске лежит на страховщике, который должен нести риск последствий заключения договора без соответствующей проверки состояния предмета страхования. Однако страховщик, как лицо, осуществляющее профессиональную деятельность на рынке страховых услуг и более осведомленное в вопросах определения факторов риска, не выяснил обстоятельства, имеющие существенное значение для определения степени риска, и не воспользовался правом на проверку достаточности сведений, представленных обществом “Альтерна“.

Доводы заявителя кассационной жалобы направлены на переоценку выводов судов относительно установленных обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, в связи с чем не могут быть приняты судом кассационной инстанции во внимание согласно ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся в силу ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется, обжалуемые судебные акты являются законными, отмене не подлежат.

Руководствуясь ст. 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 10.07.2008 по делу N А76-16769/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2008 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу закрытого акционерного общества “Страховая группа “УралСиб“ - без удовлетворения.

Председательствующий

МАКАРОВ В.Н.

Судьи

ЧЕРКАССКАЯ Г.Н.

ВЕРБЕНКО Т.Л.