Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 20.11.2008 N Ф09-2582/08-С5 по делу N А60-18815/2007-СР Правило ст. 62 Устава железнодорожного транспорта РФ об исключении технологического времени из платы за пользование вагонами распространяется на всех владельцев железнодорожных путей необщего пользования и не поставлено в зависимость от того, выступают ли эти ветвевладельцы одновременно грузоотправителями или грузополучателями.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 ноября 2008 г. N Ф09-2582/08-С5

Дело N А60-18815/2007-СР

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Митиной М.Г.,

судей Вербенко Т.Л., Макарова В.Н.,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ (далее - общество “РЖД“) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 17.06.2008 по делу N А60-18815/2007-СР и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2008 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании принял участие представитель
открытого акционерного общества “Уральский асбестовый горно-обогатительный комбинат“ (далее - общество “Ураласбест“) - Пичугин И.А. (доверенность от 09.01.2008).

Общество “Ураласбест“ обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском об обязании общества “РЖД“ заключить договор от 10.05.2007 N 2/3 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования общества “Ураласбест“ при станции Асбест Свердловской железной дороги в редакции истца.

Решением суда от 20.11.2007 (судья Казакова Г.И.) в удовлетворении исковых требований отказано.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2008 (судьи Крымджанова М.С., Няшин В.А., Хаснуллина Т.Н.) решение суда оставлено без изменения.

Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 22.04.2008 (судьи Митина М.Г., Васильченко Н.С., Панова Л.А.) решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменено, дело направлено на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении решением суда от 17.06.2008 (судья Краснобаева И.А.) исковые требования удовлетворены частично. Абзац 3 п. 11 договора от 10.05.2007 N 2/3 изложен в следующей редакции: “Неоплачиваемое техническое время, связанное с подачей вагонов локомотива владельца к местам уборки вагонов с этих мест и погрузки грузов для владельца составляет 2 часа 25 минут, для контрагентов - 3 часа для вагонов из состава разборочных передач и маршрутов. Неоплачиваемое время предоставляется для вагонов (груженых и порожних), прибывающих в адрес владельца и контрагентов“.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2008 (судьи Снегур А.А., Булкина А.Н., Масальская Н.Г.) решение оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество “РЖД“ просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судами ст. 62 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - Устав), п. 3.1 Порядка разработки и определения технологических сроков
оборота вагонов, а также технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов, утвержденного приказом МПС России от 29.09.2003 N 67. По мнению заявителя, предоставление неоплачиваемого технологического времени на доставку вагонов к местам погрузки, выгрузки самого владельца пути необщего пользования законодательством не предусмотрено; неоплачиваемое время предоставляется только для вагонов, прибывших в адрес контрагентов.

Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не усматривает.

Как следует из материалов дела, общество “РЖД“ направило в адрес общества “Ураласбест“ проект договора от 10.05.2007 N 2/3 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования общества “Ураласбест“. При заключении договора стороны не пришли к соглашению относительно содержания абз. 3 п. 11 договора, которым предусмотрен порядок предоставления неоплачиваемого технологического времени, связанного с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с этих мест.

В редакции общества “Ураласбест“ (владелец) спорный пункт изложен следующим образом: “Неоплачиваемое технологическое время, связанное с подачей вагонов локомотивом владельца к местам погрузки грузов владельца и контрагентов и уборкой вагонов с этих мест, составляет 3 часа для вагонов из состава разборочных передач и маршрутов. Неоплачиваемое время предоставляется для вагонов (груженых и порожних), прибывающих в адрес владельца и контрагентов“.

Общество “РЖД“ (перевозчик) полагает, что владельцу пути необщего пользования, обслуживаемого собственным локомотивом, не должно предоставляться неоплачиваемое технологическое время в тех случаях, когда он получает грузы для себя, поскольку Устав не предусматривает совпадения в одном лице владельца пути необщего пользования и грузополучателя или грузоотправителя, в связи с чем настаивает на своей редакции, согласно которой
неоплачиваемое время предоставляется для вагонов (груженых и порожних), прибывших только в адрес контрагентов.

Недостижение сторонами соглашения по редакции абз. 3 п. 11 договора послужило основанием для обращения общества “Ураласбест“ в арбитражный суд.

Суды первой и апелляционной инстанций, разрешая разногласия сторон, возникшие при заключении договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, исходили из того, что положения ст. 62 Устава об исключении технологического времени из платы за пользование вагонами распространяются на всех владельцев железнодорожных путей необщего пользования вне зависимости от того, являются ли ветвевладельцы одновременно грузоотправителями и грузополучателями.

Выводы судов соответствуют действующему законодательству.

Согласно ст. 55 Устава отношения между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего владельцу инфраструктуры, по поводу эксплуатации такого железнодорожного пути регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования. При отсутствии у владельца железнодорожного пути необщего пользования локомотива подача и уборка вагонов, маневровая работа на таком железнодорожном пути осуществляются локомотивом, принадлежащим перевозчику.

Договором на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования устанавливается порядок подачи и уборки вагонов, а также технологические сроки оборота вагонов, контейнеров на железнодорожных путях необщего пользования, технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с этих мест, а также технологические нормы погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов (ст. 58 Устава).

При обслуживании железнодорожного пути необщего пользования локомотивом владельца пути вагоны подаются локомотивом, принадлежащим перевозчику, на предусмотренные договором железнодорожные выставочные пути. Дальнейшее продвижение вагонов, расстановка их на места погрузки, выгрузки и возврат на выставочные пути обеспечиваются локомотивом владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.

Время нахождения вагонов под погрузкой, выгрузкой в этом случае исчисляется с
момента передачи вагонов на железнодорожных выставочных путях до момента их возвращения на эти пути и сдачи перевозчику (п. 2.1, 3.1, 3.3, 4.3 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования).

В соответствии со ст. 62 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации в договорах на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования должно быть оговорено технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с этих мест.

Согласно п. 3.1 Порядка разработки и определения технологических сроков оборота вагонов, а также технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов, утвержденного приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 29.09.2003 N 67, технологическое время состоит из времени, затрачиваемого владельцем или пользователем железнодорожного пути необщего пользования на выполнение маневровой работы своим локомотивом с вагонами, поступающими в адрес обслуживаемых им грузоотправителей, грузополучателей при подаче и расстановке вагонов на места погрузки, выгрузки грузов таких грузоотправителей, грузополучателей и уборке вагонов с этих мест.

По смыслу ст. 62 Устава плата за пользование вагонами, контейнерами вносится перевозчику владельцем железнодорожного пути необщего пользования и исчисляется с момента передачи вагонов, контейнеров владельцам этого пути на железнодорожных выставочных путях до момента возвращения их на железнодорожные выставочные пути. В оплачиваемое время не включается технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с указанных мест. В таком случае грузоотправители, грузополучатели компенсируют владельцу железнодорожного пути необщего пользования плату, перечисленную владельцем пути перевозчику.

Правило ст. 62 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации об исключении технологического времени из платы за пользование вагонами распространяется на всех владельцев железнодорожных путей необщего пользования и не
поставлено в зависимость от того, выступают ли эти ветвевладельцы одновременно грузоотправителями или грузополучателями.

Таким образом, поскольку вагоны, предназначенные владельцу железнодорожного пути необщего пользования как грузоотправителю или грузополучателю, также подаются перевозчиком на выставочные пути, а дальнейшее их продвижение к местам погрузки, выгрузки и возвращение на выставочные пути производится локомотивом владельца пути, последний, являясь грузоотправителем или грузополучателем, также выполняет маневровые работы своим локомотивом при подаче вагонов на места погрузки, выгрузки и уборке вагонов с этих мест. Время на выполнение названных операций в силу п. 2 ст. 62 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации не должно включаться в оплачиваемое время пользования вагонами.

Продолжительность операций оговаривается в договоре на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования. В судебном заседании стороны пришли к соглашению о продолжительности технологического времени - 2 ч. 25 мин.

При таких обстоятельствах суд правомерно на основании ст. 446 Гражданского кодекса Российской Федерации определил спорное условие договора в редакции истца с учетом согласованной сторонами продолжительности технологического времени. Принятая судом редакция договора действующему законодательству не противоречит.

Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению по вышеизложенным основаниям.

Обстоятельства дела исследованы судом полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного оспариваемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 17.06.2008 по делу N А60-18815/2007-СР и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2008 по тому же делу оставить без
изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ - без удовлетворения.

Председательствующий

МИТИНА М.Г.

Судьи

ВЕРБЕНКО Т.Л.

МАКАРОВ В.Н.