Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 19.11.2008 N Ф09-8593/08-С1 по делу N А34-2075/08 Вывод судов о том, что проведение конкурса на предоставление животного мира в пользование не нарушило прав заявителя, поскольку им не доказан факт наличия у него приоритета на получение территории охотничьего хозяйства на момент подачи заявок на участие в конкурсе, является обоснованным.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 ноября 2008 г. N Ф09-8593/08-С1

Дело N А34-2075/08

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Лукьянова В.А.,

судей Поротниковой Е.А., Слюняевой Л.В.,

рассмотрел в судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью “Сайга“ (далее - общество “Сайга“) на решение Арбитражного суда Курганской области от 30.07.2008 по делу N А34-2075/08 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2008 по указанному делу.

В судебном заседании приняли участие представители:

Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области (далее - Департамент) - Савин Д.Б. (доверенность от 31.20.2008 N 01-03/3839);

правительства Курганской области - Бубнова О.А. (доверенность от 04.12.2007 N 01-33).

Представители иных лиц, участвующих в деле, о
времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещенных надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

Общество “Сайга“ обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании незаконными действий Департамента по проведению 29.05.2008 конкурса на предоставление животного мира в пользование на территории Куртамышского охотничьего хозяйства Курганской области как не соответствующих нормам ст. 36, 37 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ “О животном мире“ (далее - Закон о животном мире); признании незаконным бездействия правительства Курганской области, выразившегося в непринятии решения о предоставлении обществу “Сайга“ территории Куртамышского охотничьего хозяйства для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, как не соответствующего нормам ст. 37 Закона о животном мире и обязании правительства Курганской области принять решение о предоставлении обществу “Сайга“ территории Куртамышского охотничьего хозяйства для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты.

Определением суда от 26.06.2008 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью “Куртамышская охота“ (далее - общество “Куртамышская охота“).

Решением суда от 25.07.2008 (судья Обабкова Н.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2008 (судьи Тимохин О.Б., Бояршинова Е.В., Баканов В.В.) решение суда оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество “Сайга“ просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, а также на неправильное применение судами положений Закона о животном мире, Положения о порядке выдачи долгосрочных лицензий на
пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 26.06.2000 N 569 (далее - Положение о порядке выдачи долгосрочных лицензий), Порядка работы Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области по предоставлению территорий, необходимых для осуществления долгосрочного пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, утвержденного приказом Департамента от 18.01.2008 N 20 (далее - Порядок работы Департамента), Порядка предоставления территорий (акваторий) Курганской области, необходимых для осуществления долгосрочного пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, утвержденного постановлением администрации (правительства) Курганской области от 08.06.2007 N 262 (далее - Порядок предоставления территорий Курганской области).

Как следует из материалов дела, в Курганской областной общественно-политической газете “Новый мир“ 22.02.2008 опубликовано объявление Департамента о приеме заявок на предоставление территорий, необходимых для долгосрочного пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, в том числе территории Куртамышского охотничьего хозяйства.

В связи с этим общество “Сайга“ 24.03.2008 подало заявку на получение указанной территории.

Департаментом вынесено распоряжение от 06.05.2008 N 708 “О проведении конкурсов по предоставлению территорий (акваторий) Курганской области, необходимой для долгосрочного пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты“.

Письмом от 06.05.2008 Департамент уведомил общество “Сайга“ о принятии его заявки, об утверждении заключения экспертной комиссией, а также о том, что вопрос о предоставлении территории будет решаться на заседании конкурсной комиссии 29.05.2008 в 10 ч. 20 мин. в связи с поступлением нескольких заявок.

Между Лушниковым В.П. и обществом “Сайга“ 13.05.2008 заключен договор дарения земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 23 га, расположенного в центральной части Куртамышского кадастрового района Курганской области, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации
права от 20.05.2008.

Обществом “Сайга“ 29.05.2008 на заседание Курганской областной комиссии по проведению конкурсов для предоставления территории, необходимой для осуществления пользования объектами животного мира (охотничьими ресурсами) (далее - конкурсная комиссия) представлены документы, подтверждающие возможность возникновения приоритета в предоставлении территории Куртамышского охотничьего хозяйства: свидетельство о государственной регистрации права собственности от 20.05.2008 N 45 АБ 253752, договор дарения земельного участка от 13.05.2008, акт установления и согласования границ земельного участка от 22.05.2007, акт обследования земельного участка, предоставляемого для сельскохозяйственного использования, от 22.05.2007, карта-план земельного участка с указанием географических координат, кадастровый план земельного участка.

Решением конкурсной комиссии от 29.05.2008 победителем конкурса признано общество “Куртамышская охота“.

Общество “Сайга“, полагая, что, являясь собственником земель сельскохозяйственного назначения площадью 23 га, расположенных в границах Куртамышского охотничьего хозяйства, оно имеет приоритет в получении территории названного хозяйства, обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании незаконными действий Департамента по проведению 29.05.2008 указанного конкурса, а также признании незаконным бездействия правительства Курганской области, выразившегося в непринятии решения о предоставлении обществу “Сайга“ данной территории, и обязании его принять решение о предоставлении обществу “Сайга“ названной территории для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из законности действий Департамента по проведению конкурса от 29.05.2008. При этом суды указали, что проведение конкурса не нарушило прав общества “Сайга“, поскольку им не доказан факт наличия у него приоритета на получение территории Куртамышского охотничьего хозяйства на момент подачи заявок на участие в конкурсе. Кроме того, при рассмотрении дела суды пришли к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным бездействия правительства Курганской области,
поскольку решение о предоставлении соответствующей территории принимается правительством Курганской области по итогам проведенного конкурса в пользу претендента, признанного победителем конкурса.

Частью 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ст. 36 Закона о животном мире предоставление животного мира на территории Российской Федерации в пользование российским и иностранным юридическим лицам, гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства осуществляется в порядке, устанавливаемом названным Законом, а также гражданским, земельным, водным и лесным законодательством Российской Федерации. Приоритет в предоставлении животного мира в пользование на конкретной территории или акватории отдается российским юридическим лицам и гражданам Российской Федерации, ранее осуществлявшим в установленном порядке отдельные виды пользования животным миром на данной территории, акватории; собственникам земель, землевладельцам и владельцам лесного фонда, располагающим соответствующими средствами и специалистами.

В силу ст. 37 Закона о животном мире при наличии нескольких равных по приоритету претендентов на одну и ту же территорию, акваторию животный мир предоставляется в пользование на основании конкурсов с соблюдением антимонопольных требований. Конкурсы организуют и проводят органы исполнительной власти
субъектов Российской Федерации совместно со специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.

В соответствии с п. 12, 13 Порядка предоставления территорий Курганской области при поступлении заявки от одного претендента и наличии положительного заключения лицензирующего органа о соответствии его лицензионным требованиям территории (акватории) Курганской области, необходимые для осуществления долгосрочного пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, предоставляются претенденту без проведения конкурса. При наличии нескольких равных по приоритету претендентов на одну и ту же территорию, акваторию уполномоченный орган проводит конкурс на предоставление территории, необходимой для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, с соблюдением антимонопольных требований.

Анализируя указанные нормы Закона о животном мире, суды сделали правильный вывод о том, что конкурс на право пользования объектами животного мира проводится в том случае, если имеются несколько равных по приоритету претендентов на одну и ту же территорию.

Судами установлено и материалами дела подтверждается, что на момент рассмотрения заявки общества “Сайга“ на спорную территорию претендовали несколько заявителей - общество “Куртамышская охота“ и общество с ограниченной ответственностью “Торговый дом “Вестерн“. Кроме того, каждое из них получило положительные экспертные заключения Департамента о возможности выдачи лицензии на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, в границах Куртамышского охотничьего хозяйства и каждый претендент имел равные приоритеты.

Таким образом, основанием для принятия решения о предоставлении спорной территории, необходимой для осуществления пользования объектами животного мира, является конкурс, проведенный в установленном Законом о животном мире порядке. Доказательств, опровергающих указанные обстоятельства, в материалы дела не представлено.

С учетом изложенного вывод судов о том, что проведение
конкурса не нарушило прав общества “Сайга“, поскольку им не доказан факт наличия у него приоритета на получение территории Куртамышского охотничьего хозяйства на момент подачи заявок на участие в конкурсе, является обоснованным.

В силу подп. 8 п. 18 Положения о Департаменте природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области, утвержденного постановлением администрации (правительства) Курганской области от 25.09.2006 N 338, к функциям Департамента в области охраны и использования объектов животного мира относятся организация и проведение в соответствии с действующим законодательством конкурсов в целях предоставление в пользование территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром.

Следовательно, решение о проведении конкурса от 29.05.2008 принято Департаментом правомерно, в рамках предоставленных полномочий.

Довод общества “Сайга“ о незаконности действий Департамента по проведению конкурса в связи с тем, что законодательством не установлено ограничение срока предоставления документов о приоритете, отклоняется судом кассационной инстанции по следующим основаниям.

В соответствии с Законом о животном мире разработан Порядок предоставления территорий Курганской области, которым определен процесс организации и проведения конкурса по предоставлению территорий (акваторий), необходимых для осуществления долгосрочного пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты.

Пунктом 5 данного Порядка установлено, что уполномоченный орган публикует извещение о приеме заявок в Курганской областной общественно-политической газете “Новый мир“, которое должно содержать следующие сведения: место и сроки начала и окончания приема заявок; официальный сайт, на котором размещена документация о приеме заявок; место нахождения охотничьего хозяйства; название охотничьего хозяйства; площадь охотничьего хозяйства.

В соответствии с данной нормой Департамент 22.02.2008 опубликовал в Курганской областной общественно-политической газете “Новый мир“ сообщение о том, что желающие получить территорию, указанную в объявлении, вправе направить заявку и пакет
документов установленной формы в течение тридцати дней с момента опубликования объявления. По истечении указанного срока документы приниматься не будут.

Вместе с тем п. 2.5, 2.6 Порядка работы Департамента предусмотрено, что документы, подтверждающие возможность возникновения приоритета в предоставлении животного мира в пользование на заявляемой территории, принимаются вплоть до проведения голосования конкурсной комиссией. Документы и материалы (за исключением документов, подтверждающих наличие приоритета в предоставлении животного мира в пользование), поступившие от претендентов по истечении установленного в объявлении срока приема заявок, если они не были запрошены экспертной или конкурсной комиссиями, не рассматриваются.

В п. 5.4 Порядка работы Департамента указано, что в случае предоставления одним из претендентов документов, подтверждающих приоритет в предоставлении животного мира в пользование на заявляемой территории, конкурс не проводится.

Вместе с тем процедура отказа организатора торгов от проведения конкурса ни Законом о животном мире, ни Порядком работы Департамента, ни Порядком предоставления территорий Курганской области не определена.

Статьей 4 Закона о животном мире установлено, что отношения по владению, пользованию и распоряжению объектами животного мира регулируются гражданским законодательством в той мере, в какой они не урегулированы названным Законом.

Пункт 3 ст. 448 Гражданского кодекса Российской Федерации регламентирует порядок отказа организатора открытых и закрытых торгов от проведения аукциона или конкурса. Организатор открытого аукциона может отказаться от его проведения в любое время, но не позднее чем за 3 дня до его проведения; отказ от проведения открытого конкурса объявляется не позднее чем за 30 дней до его проведения.

С учетом изложенного суды обоснованно указали на то, что п. 5.4 Порядка работы Департамента и п. 3 ст. 448 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежат применению
и должны учитываться в их взаимосвязи.

Судами установлено, что документы, подтверждающие возможность возникновения у общества “Сайга“ приоритета в предоставлении животного мира в пользование на заявляемой территории, были представлены на заседание конкурсной комиссии, т.е. в момент проведения конкурса.

Данный факт подтверждается сопроводительным письмом с отметкой Департамента о приеме документов 29.05.2008 и протоколом заседания конкурсной комиссии (т. 2, л. д. 75 - 83).

При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу, что в соответствии с требованиями, установленными ст. 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, конкурс, назначенный на 29.05.2008, не мог быть отменен Департаментом.

Следовательно, суды правомерно отказали обществу “Сайга“ в удовлетворении заявленных требований о признании незаконными действий Департамента по проведению 29.05.2008 конкурса на предоставление животного мира в пользование на территории Куртамышского охотничьего хозяйства Курганской области.

Поскольку в соответствии со ст. 36, 37 Закона о животном мире правительство Курганской области принимает решение о предоставлении соответствующей территории по итогам проведенного конкурса в пользу претендента, признанного победителем конкурса, то суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания незаконным бездействия правительства Курганской области, выразившееся в непринятии решения о предоставлении обществу “Сайга“ территории Куртамышского охотничьего хозяйства.

Доводы общества “Сайга“ о достаточности у него транспортных средств, необходимых для ведения заявленного вида деятельности, по существу направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.

Кроме того, с учетом заявленных требований в предмет судебного исследования по данному делу входит вопрос о законности действий Департамента по проведению торгов, результаты проведенных торгов обществом “Сайга“ в данном деле не оспариваются. Оценка законности
результатов проведенных торгов должна быть дана в рамках дела по исковому заявлению о признании торгов недействительными, поданному обществом “Сайга“ в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 449 Гражданского кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Курганской области (т. 2, л. д. 124 - 127).

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Курганской области от 30.07.2008 по делу N А34-2075/08 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2008 по указанному делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Сайга“ - без удовлетворения.

Председательствующий

ЛУКЬЯНОВ В.А.

Судьи

ПОРОТНИКОВА Е.А.

СЛЮНЯЕВА Л.В.