Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 23.10.2008 N Ф09-7769/08-С6 по делу N А50-7547/2007 Отсутствие нормативной цены земли для рекреационных зон не дает основания применять к ним нормативную цену, установленную для иных оценочных зон, поскольку в соответствии со ст. 25 Закона РФ “О плате за землю“ под нормативной ценой земли понимается показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 октября 2008 г. N Ф09-7769/08-С6

Дело N А50-7547/2007

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Сулейменовой Т.В.,

судей Столярова А.А., Купреенкова В.А.,

рассмотрел в судебном заседании жалобу Департамента земельных отношений администрации г. Перми (далее - департамент) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2008 по делу N А50-7547/2007 Арбитражного суда Пермского края.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании приняли участие представители:

департамента - Чернышева М.И. (доверенность от 04.04.2008 N 27);

общества с
ограниченной ответственностью “Центральный парк развлечений им. М. Горького“ (далее - общество “ЦПР“) - Захаров Д.Н. (доверенность от 15.07.2008).

Управление земельных отношений администрации г. Перми обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском о взыскании с общества “ЦПР“ задолженности по арендной плате в сумме 17 370 757 руб. 84 коп. и пени в сумме 1 833 804 руб. 37 коп. (с учетом принятого арбитражным судом уточнения наименования ответчика).

Определением Арбитражного суда Пермского края от 03.03.2008 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Агентство по управлению имуществом Пермского края.

Определением Арбитражного суда Пермского края от 21.04.2008 в связи с переименованием Управления земельных отношений администрации г. Перми в Департамент земельных отношений администрации г. Перми, наименование истца изменено на департамент.

Истцом в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявлено ходатайство об отказе от иска в части взыскания пени в сумме 1 833 804 руб. 37 коп., а также заявлено требование о взыскании процентов, начисленных за пользование чужими денежными средствами, в сумме 2 503 669 руб. 98 коп. Отказ от иска и изменение исковых требований приняты судом первой инстанции.

Решением Арбитражного суда Пермского края от 15.05.2008 (судья Пескина Н.А.) в удовлетворении исковых требований отказано.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2008 (судьи Карпова Т.Е., Глотова Г.И., Зеленина Т.Л.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, департамент просит обжалуемый судебный акт отменить, исковые требования удовлетворить, ссылаясь на нарушение судом положений ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п. 3 ст. 65 Земельного кодекса
Российской Федерации, а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Заявитель указывает на то, что изменение арендной платы произведено им в соответствии с обязательными для сторон правилами и порядком определения арендной платы за землю, установленными нормативно-правовыми актами федерального и местного уровня.

В отзыве на кассационную жалобу общество “ЦПР“ возражает против изложенных в ней доводов, считает их несостоятельными, просит оставить в силе обжалуемый судебный акт.

При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждается, что на основании указа губернатора Пермской области от 26.06.2001 N 163, решения Пермской городской Думы от 11.09.2001 N 120 на территории г. Перми создан парк поселения “Сад им. М.А. Горького“ общей площадью 8,8 га со статусом особо охраняемой природной территории местного значения (т. 2, л. д. 143 - 146).

Между администрацией г. Перми (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью “Городской детский парк им. М. Горького“ (арендатор) 19.10.2001 заключен договор N 508-01 аренды земельного участка площадью 83 249,82 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, Свердловский район, квартал N 168. Срок действия договора установлен с 15.10.2001 по 14.10.2026. Договор зарегистрирован в Пермской областной регистрационной палате, регистрационная запись от 19.12.2001 N 59-1-103/2001-171 (т. 1, л. д. 10 - 12; т. 2, л. д. 59).

Дополнительным соглашением от 11.12.2003 к договору аренды от 19.10.2001 N 508-01 границы земельного участка уточнены, в результате чего площадь земельного участка составила 83 198,12 кв. м (т. 1, л. д. 13).

Указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер 59:01:44 1 0168:0003 (т. 2, л. д. 68 - 97).

В п. 2.1 договора аренды от 19.10.2001 предусмотрено,
что арендная плата, установленная в приложении N 2 к данному договору, пересматривается арендодателем ежегодно в одностороннем порядке в соответствии с нормативными актами Российской Федерации, Пермской области, города Перми.

Изначально размер годовой арендной платы был рассчитан арендодателем по ставке земельного налога с применением понижающего коэффициента 0,1 в соответствии с постановлением администрации г. Перми от 29.06.1999 N 1345 “О базовом размере арендной платы за землю на территории г. Перми“ и составлял 207 203 руб. 25 коп. В последующем арендная плата начислялась истцом в соответствии с указом губернатора Пермской области от 08.09.2003 N 174 “Об утверждении положения об установлении базовых размеров арендной платы за земельные участки из земель поселений, находящиеся в государственной собственности, расположенные на территории Пермской области“ с учетом изменений.

Департамент в уведомлении от 12.02.2004 сообщил обществу с ограниченной ответственностью “Городской детский парк им. М. Горького“ о том, что с 01.01.2004 на основании указа губернатора Пермской области от 29.12.2003 N 253 “О внесении изменений и дополнений в указ губернатора Пермской области от 08.09.2003 N 174“ базовый размер арендной платы для арендуемого данным обществом земельного участка по договору от 19.10.2001 установлен в размере 1 руб. за 1 кв. м в год и составляет 812 980 руб. 68 коп. в год (т. 1, л. д. 15).

Начиная с 2005 года, расчет арендной платы производился из нормативной цены селитебных земель, утвержденной указом губернатора Пермской области от 27.02.2002 N 32 и составил за 2005 год - 7 971 323 руб. 20 коп., за 2006 год - 8 645 614 руб., за 2007 год - 9 353 286 руб. 40
коп. (т. 1, л. д. 17 - 21; т. 2, л. д. 147).

Управление земельных отношений администрации г. Перми, полагая, что за период с 15.11.2003 по 13.04.2007 обществом “ЦПР“ арендная плата внесена не полностью, обратилось в Арбитражный суд Пермского края с соответствующим иском.

Судами при рассмотрении спора сделан вывод о том, что при расчете арендной платы по договору аренды от 19.10.2001 не подлежит применению нормативная цена селитебных земель. Данный вывод является правомерным, соответствует действующему законодательству и материалам дела.

Как установлено судами, согласно п. 1.2 Положения об установлении базовых размеров арендной платы за земельные участки из земель поселений, находящиеся в государственной собственности, расположенные на территории Пермской области, утвержденного указом губернатора Пермской области от 08.09.2003 N 174, базовый размер арендной платы рассчитывается от нормативной цены земли, установленной по результатам оценочного зонирования каждого поселения Пермской области.

Указом губернатора Пермской области от 27.02.2002 N 32 “О нормативной цене земли на территории муниципального образования г. Пермь“ утверждена нормативная цена земли по территориально-экономическим зонам муниципального образования г. Пермь. В таблице нормативной цены земли указаны три вида функционального использования земель: селитебные, промышленные, сады.

Для зоны “ул. Свердлова - центр“, в которой расположен “Сад им. М. Горького“, установлено только два вида функционального использования земель: селитебная - 1 486 руб. за кв. м, промышленная - 1 028 руб. за кв. м.

В соответствии со ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в состав городских земель входят земельные участки, отнесенные к следующим территориальным зонам: жилые, общественно-деловые, производственные, инженерные, рекреационные, сельскохозяйственного использования, специального назначения, военных объектов, иные территориальные зоны.

Городские леса, скверы, парки,
городские сады и т.д. включаются в состав зон рекреационного назначения (п. 11 ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Как установлено судами, нормативная цена для рекреационных земель на территории муниципального образования г. Пермь не установлена.

Суды пришли к правильному выводу, что отсутствие нормативной цены земли для рекреационных зон не дает основания применять к ним нормативную цену, установленную для иных оценочных зон, в том числе селитебной, поскольку под нормативной ценой земли понимается показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости (ст. 25 Закона Российской Федерации “О плате за землю“). Доходность жилых, общественно-деловых, производственных и т.д. зон различна.

Судами принято во внимание, что, утверждая кадастровую стоимость земель для г. Перми, Правительство Пермского края выделило 14 видов функционального использования земель в г. Перми, при этом в квартале 59:01:44 1 0168, в котором расположен “Сад им М. Горького“, кадастровая стоимость земель, занятых лесопарками, парками, скверами, составила 395 руб. 14 коп, что в десятки раз меньше, чем кадастровая стоимость земель иного назначения (постановление Правительства Пермского края от 11.05.2007 N 91-п “Об утверждении кадастровой стоимости земель Пермского городского округа Пермского края).

Таким образом, суды пришли к правильному выводу о том, что департаменту и обществу “ЦПР“ в спорный период следовало руководствоваться согласованной ими арендной платой за пользование указанным земельным участком из расчета 812 980 руб. 68 коп. в год в соответствии с уведомлением департамента о сумме подлежащих внесению арендных платежей за 2004 год от 12.02.2004, рассчитанной в соответствии с Указом Губернатора Пермской области от 29.12.2003 N 253, что не противоречит действующему законодательству.

Как установлено судами
и не оспаривается сторонами, в период с 15.11.2004 по 15.04.2007 обществом “ЦПР“ вносились арендные платежи исходя из данного расчета, с учетом указанного размера арендной платы задолженности ответчика перед истцом не имеется (т. 1, л. д. 6, 7, 54, 55, 71).

Вместе с тем судами также установлено, что обществом “ЦПР“ внесение арендных платежей в спорный период задерживалось, в связи с чем департаментом заявлены требования о взыскании с ответчика процентов, начисленных за период с 11.06.2004 по 08.06.2007. В связи с истечением срока исковой давности, о применении которого заявил ответчик, не подлежат удовлетворению требования о взыскании процентов, начисленных за период с 11.06.2004 по 18.06.2004 за пользование земельным участком в период с 01.01.2004 по 31.03.2004.

Судами принято во внимание, что на момент вынесения судом первой инстанции решения по рассматриваемому делу обществом “ЦПР“ уплачены департаменту 2 429 руб. 72 коп., составляющие сумму процентов, начисленных за просрочку арендных платежей за период с 19.06.2004 по 15.04.2007.

С учетом изложенного суды правомерно отказали в удовлетворении исковых требований.

Доводы заявителя жалобы судом кассационной инстанции отклоняются как направленные на переоценку доказательств и установленных на их основе обстоятельств дела, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.

Обстоятельства дела исследованы судами полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с действующим законодательством, оснований для отмены решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Поскольку определением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 03.10.2008 о принятии кассационной жалобы к производству департаменту предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до дня рассмотрения кассационной жалобы, государственная пошлина в
сумме 1000 руб. подлежит взысканию с заявителя.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Пермского края от 15.05.2008 по делу N А50-7547/2007 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2008 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента земельных отношений администрации г. Перми - без удовлетворения.

Взыскать с Департамента земельных отношений администрации г. Перми в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины по кассационной жалобе.

Председательствующий

СУЛЕЙМЕНОВА Т.В.

Судьи

СТОЛЯРОВ А.А.

КУПРЕЕНКОВ В.А.