Постановление ФАС Уральского округа от 16.10.2008 N Ф09-7731/08-С4 по делу N А71-3056/2008Г33 Превышение норматива сброса по отношению к лицензионным условиям водопользования не является доказательством негативного воздействия на окружающую среду и причинения ей вреда.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГАПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 октября 2008 г. N Ф09-7731/08-С4
Дело N А71-3056/2008Г33
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кондратьевой Л.И.,
судей Мальцевой Т.С., Дядченко Л.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Удмуртской Республике на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 02.06.2008 по делу N А71-3056/2008Г33 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2008 по тому же делу по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Удмуртской Республике к открытому акционерному обществу “Ижмашэнерго“ о взыскании ущерба в сумме 4 237 684 руб. 37 коп.
В судебном заседании приняли участие представители открытого акционерного общества “Ижмашэнерго“ Русинов М.П. (доверенность от 01.08.2008) и Лобов Ю.И. (доверенность от 01.10.2008).
Представители истца, надлежащим образом уведомленного о времени и месте судебного разбирательства посредством почтовых отправлений, а также размещения информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
В Арбитражный суд Удмуртской Республики обратилось Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Удмуртской Республике (далее - Управление Росприроднадзора) с иском к открытому акционерному обществу “Ижмашэнерго“ (далее - ОАО “Ижмашэнерго“) о взыскании ущерба в сумме 4 237 684 руб. 37 коп., причиненного водному объекту в результате нарушения ответчиком водного законодательства.
Решением суда от 02.06.2008 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2008 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Управление Росприроднадзора не согласно с принятыми судебными актами, в кассационной жалобе просит их отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению заявителя кассационной жалобы, истцом в материалы дела представлены надлежащие доказательства причинения вреда реке Иж в форме загрязнения и засорения в результате нарушения ответчиком водного законодательства, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению.
Как следует из материалов дела, проверкой проведенной Управлением Росприроднадзора, установлено, что ОАО “Ижмашэнерго“ в пределах административных границ города Ижевска осуществляет организованный сброс сточных вод с превышением установленных условиями водопользования к лицензии ИЖВ 00327 ТРЭВХ от 11.12.2006. допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, не подвергшихся обезвреживанию, в поверхностный водный объект (река Иж) (акт N 15/А от 1 апреля 2008 года).
Согласно указанным лицензионным условиям допустимая концентрация нефтепродуктов в сточных водах, поступающих в реку Иж, не должна превышать 0,3 мг / куб. дм.
В ходе проверки Управлением Росприроднадзора проведен локальный мониторинг реки Иж в районе выпуска N 1 ОАО “Ижмашэнерго“. В период с 28.02.2008. по 20.03.2008. Управлением Росприроднадзора производились отборы проб сточных вод выпусков N 1, 8, по результатам которых государственным учреждением “Управление охраны окружающей среды и природопользования Министерства природных ресурсов Удмуртской Республики“ и Аналитическим центром ОАО “Ижмашэнерго“ составлены протоколы химических анализов поверхностной воды и очищенной сточной воды.
В результате проведенных проверок и анализов сбросы ответчиком сточных вод превышают допустимые концентрации нефтепродуктов на выпусках сточных вод под N 1, 2, 5, 6, 7, 8 в 6,59 раза, по сравнению с условиями водопользования вследствие чего произошло увеличение содержания нефтепродуктов в реке Иж в 2 раза (с 0,02 мг / куб. дм. в створе выше по течению от мест сброса до 0,04 мг / куб. дм. в створе ниже по течению).
Считая, что действиями ответчика причинен вред водному объекту - реке Иж, а также водам водных объектов, имеющих рыбохозяйственное значение, расположенных ниже ОАО “Ижмашэнерго“ по течению реки Иж, Управление Росприроднадзора обратилось в суд с рассматриваемым иском о возмещении вреда в сумме 4 071 181 рубля, в том числе 3 996 081 руб. вред, причиненный водному объекту, 75 100 руб. - убытки, связанные с осуществлением мониторинга реки Иж в районе мест сброса сточных вод ОАО “Ижмашэнерго“.
Согласно п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации для привлечения лица к гражданско-правовой ответственности за причинение вреда заявителю необходимо доказать противоправность поведения причинителя вреда, вину данного лица, причиненные противоправными действиями лица убытки, а также причинно-следственную связь между противоправными действиями причинителя вреда и возникшим вредом.
Согласно ст. 69 Водного кодекса Российской Федерации лица, причинившие вред водным объектам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 77 Федерального закона “Об охране окружающей среды“ юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
В перечне ряда природоохранных нормативов, перечисленных в ст. 1 названного закона установлено, что несоблюдение только норматива предельно допустимых концентраций химических и иных веществ может привести к загрязнению окружающей среды, деградации естественных экологических систем.
В соответствии с Приказом Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству от 28.04.1999 N 96 “О рыбохозяйственных нормативах“ установлены предельно допустимые концентрации и ориентировочно безопасные уровни воздействия вредных веществ для воды водных объектов, имеющих рыбохозяйственное назначение по нефтепродуктам в размере 0,05 м/л (мг / куб. дм.) - для природных вод.
Находящимся в материалах дела актом проверки соблюдения требований водного законодательства Российской Федерации N 15/А от 01.04.08. установлено, что средняя концентрация загрязняющих веществ в контрольном створе ниже по течению реки Иж, после выпусков сточных вод ОАО “Ижмашэнерго“, по нефтепродуктам составляет 0,04 мг / куб. дм.
Таким образом, качество воды в контрольном створе ОАО “Ижмашэнерго“ соответствует требованиям предельно допустимой концентрации вредных веществ (по нефтепродуктам) и не превышает их предельную концентрацию, что соответствует нормативам качества окружающей среды.
Из изложенного следует, что материалами дела подтверждено нарушение ответчиком требований законодательства Российской Федерации об охране водных объектов, выразившееся в выбросе в реку Иж сточных вод, содержащих вредные вещества в концентрации, превышающей предельно допустимые нормативы, установленные в лицензионных условиях. Однако представленные доказательства не подтверждают превышение нормативов предельно допустимых концентраций и, следовательно, причинение указанными действиями ответчика вреда водному объекту.
Таким образом, правомерны выводы суда первой и апелляционной инстанций о том, что превышение норматива сброса по отношению к лицензионным условиям водопользования не является доказательством негативного воздействия на окружающую среду и причинения ей вреда.
Поскольку материалами дела не подтвержден факт причинения вреда водному объекту, судами первой и апелляционной инстанции обоснованно сделан вывод об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований о взыскании с ответчика убытков, возникших в результате выброса в реку Иж загрязняющих веществ.
На основании изложенного решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 02.06.2008 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2008 являются законными, отмене не подлежат. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь ст. 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 02.06.2008 по делу N А71-3056/2008Г33 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2008 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Удмуртской Республике - без удовлетворения.
Председательствующий
КОНДРАТЬЕВА Л.И.
Судьи
МАЛЬЦЕВА Т.С.
ДЯДЧЕНКО Л.В.