Решения и постановления судов

Постановление ФАС Уральского округа от 22.09.2008 N Ф09-6742/08-С3 по делу N А07-2466/08 Для бюджетных учреждений, у которых открыт лицевой счет, НК РФ установлен исключительно судебный порядок взыскания задолженности по налогам, пеням, штрафам.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 сентября 2008 г. N Ф09-6742/08-С3

Дело N А07-2466/08

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Анненковой Г.В.,

судей Первухина В.М., Гавриленко О.Л.,

рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 31 по Республике Башкортостан (далее - инспекция) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.05.2008 по делу N А07-2466/08.

В судебном заседании принял участие представитель инспекции - Морозова А.А. (доверенность от 10.01.2008 N 1450/14).

Представители государственного учреждения Нуримановский лесхоз Республики Башкортостан (далее - лесхоз), Министерства природопользования, лесных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Башкортостан (далее - министерство природопользования) и Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее - министерство земельных и имущественных отношений), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.

Инспекция обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о взыскании с лесхоза, а при недостаточности его денежных средств - с собственников имущества - министерства природопользования и министерства земельных и имущественных отношений, налогов в общей сумме 4 326 829 руб. 66 коп., пеней в общей сумме 1 450 534 руб. 94 коп., налоговых санкций в общей сумме 211 222 руб. 66 коп. (с учетом уточнения требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).



Решением суда от 05.05.2008 (судья Азаматов А.Д.) заявленные требования удовлетворены частично; с лесхоза взыскана недоимка по налогам в общей сумме 93 088 руб. 90 коп. В удовлетворении остальной части заявленного требования отказано.

В апелляционном порядке решение не обжаловалось.

В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит решение суда отменить, требования удовлетворить, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.

Министерство земельных и имущественных отношений представило отзыв, в котором просит решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу инспекции - без удовлетворения.

Лесхозом и министерством природопользования отзывов на кассационную жалобу не представлено.

В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы, изложенные в жалобе.

Как следует из материалов дела, инспекция обратилась в суд с заявлением о взыскании с лесхоза, а при недостаточности его денежных средств - с собственников имущества - министерства природопользования и министерства земельных и имущественных отношений, налогов в общей сумме 4 326 829 руб. 66 коп., пеней в общей сумме 1 450 534 руб. 94 коп., налоговых санкций в общей сумме 211 222 руб. 66 коп. Задолженность предъявлена в связи с неисполнением лесхозом требований налогового органа.

Удовлетворяя заявленные требования частично, суд исходил из того, что для бюджетных учреждений, у которых открыт лицевой счет, Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс) установлен исключительно судебный порядок взыскания задолженности по налогам, пеням, штрафам, а также из пропуска срока давности взыскания в судебном порядке сумм недоимок.

Выводы суда основаны на материалах дела, исследованных с соблюдением требований ст. 65, 71, ч. 4 ст. 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и соответствуют законодательству о налогах и сборах.

На основании п. 1 ст. 45 Кодекса налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.



В соответствии с п. 1 ст. 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта.

Согласно постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.05.2007 N 31 “О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение“ в судебном порядке осуществляется взыскание с бюджетных учреждений задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам за налоговые правонарушения, поскольку применение к данным организациям установленной ст. 46 и 47 Кодекса внесудебной процедуры взыскания по решению налогового органа исключено абз. 4 п. 2 ст. 45 Кодекса.

В силу п. 2 ст. 48 Кодекса установлен срок подачи в суд заявления о взыскании задолженности с физических лиц - шесть месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате задолженности, которое должно быть выставлено в сроки, предусмотренные статьей 70 Кодекса.

Исходя из универсальности воли законодателя, выраженной в п. 2 ст. 48 Кодекса в отношении давности взыскания в судебном порядке сумм недоимок, при рассмотрении исков о взыскании недоимок с юридических лиц следует руководствоваться соответствующим положением этого пункта. Следовательно, в данном случае шестимесячный срок на обращение в суд с заявлениям о принудительном взыскании налога, пеней должен исчисляться с момента истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней.

В соответствии со ст. 115 Кодекса исковое заявление о взыскании штрафа с организации или индивидуального предпринимателя в случаях, предусмотренных подп. 1 - 3 п. 2 ст. 45 Кодекса, может быть подано налоговым органом в течение 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате штрафа.

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что в пределах шестимесячного срока инспекцией заявлены к взысканию налоги в сумме 93 088 руб. 90 коп., в том числе: единый социальный налог, зачисляемый в территориальные фонды обязательного медицинского страхования в сумме 5967 руб., транспортный налог в сумме 82 979 руб., единый социальный налог, зачисляемый в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 4142 руб. 90 коп.; в остальной части сумм, предъявленных к взысканию, инспекцией пропущен шестимесячный срок давности взыскания в судебном порядке.

При таких обстоятельствах с учетом правового статуса учреждения и пропуском инспекцией срока взыскания задолженности в судебном порядке, установленного п. 2 ст. 48 Кодекса, суд правомерно удовлетворил требования инспекции частично.

Выводы суда и установленные фактические обстоятельства переоценке судом кассационной инстанции в силу ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежат.

Довод жалобы о необходимости применения к рассматриваемым правоотношениям срока, установленного ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку в силу ч. 3 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

Довод инспекции о том, что судом при вынесении решения не были учтены расчеты по основной задолженности и пеням, представленные налоговым органом, также отклоняется судом кассационной инстанции, как ненашедший своего подтверждения в ходе кассационного производства. Правом обжалования решения суда в апелляционном порядке инспекция не воспользовалась.

С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.05.2008 по делу N А07-2466/08 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 31 по Республике Башкортостан - без удовлетворения.

Председательствующий

АННЕНКОВА Г.В.

Судьи

ПЕРВУХИН В.М.

ГАВРИЛЕНКО О.Л.