Решения и определения судов

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2008 по делу N А35-7143/07-С20 Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, выражается в нарушении конкретных санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, а также в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 апреля 2008 г. по делу N А35-7143/07-С20

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 7 апреля 2008 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 7 апреля 2008 года.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью М. на решение Арбитражного суда Курской области от 15.01.2008 по делу N А35-7143/07-С20,

установил:

общество с ограниченной ответственностью М. (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курской области о признании незаконным и отмене постановления N 18 от 19.11.2007 о привлечении к административной ответственности
по основаниям ст. 6.3 КоАП РФ.

Решением суда от 15.01.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с данным судебным актом, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, несоответствие выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела, нарушение норм материального права.

В судебное заседание Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курской области не явилось, о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом.

Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст. 156 АПК РФ.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя заявителя, апелляционная инстанция установила следующее.

15.11.2007 сотрудниками Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курской области проведена внеплановая проверка соблюдения ООО М. требований санитарно-эпидемиологического законодательства РФ.

В ходе данной проверки установлен факт загрузки пищевых продуктов (молочной продукции), доставленных автомобилем марки ГАЗ-51, со стороны двора жилого дома по ул. Л., 108.

15.11.2007 Управлением в отношении Общества составлен протокол о совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ.

Постановлением Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курской области N 18 от 19.11.2007 ООО М. привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 6.3 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 10000 рублей, за загрузку пищевых продуктов со стороны двора жилого дома по ул. Л., 108, что по мнению административного органа является нарушением требований п. 2.4 СанПиН 2.3.6.1066-01 “Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых
продуктов“.

Посчитав указанное постановление незаконным, Общество обратилось за защитой в арбитражный суд.

Разрешая спор по существу, суд исходил из доказанности факта совершения ООО М. вменяемого правонарушения и вины Общества в его совершении.

Вместе с тем, апелляционная коллегия считает данный вывод суда несостоятельным по следующим основаниям.

Статьей 6.3 КоАП РФ установлено, что нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ от 30.03.1999 N 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения“ (далее - Закон) гигиенический норматив - установленное исследованиями допустимое максимальное или минимальное количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего тот или иной фактор среды обитания с позиций его безопасности и(или) безвредности для человека; под государственными санитарно-эпидемиологические правилами и нормативами понимаются нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и(или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.

Из анализа вышеприведенных норм можно сделать вывод о том, что объективная сторона правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, выражается в нарушении конкретных санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, а также в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

В соответствии с п. 2.4 СанПиН 2.3.6.1066-01 “Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов“ загрузку продуктов следует предусматривать с торцов жилых зданий,
не имеющих окон, из подземных туннелей при наличии специальных загрузочных помещений.

Данный пункт находится в главе 2 “Требования к размещению организаций торговли“ СанПиН 2.3.6.1066-01, при этом, п. 2.1 предусмотрено, что при проектировании и строительстве новых, реконструкции существующих организаций торговли необходимо руководствоваться действующими санитарными правилами, строительными нормами, нормами технологического проектирования.

Из представленных материалов дела следует, что 14.11.2007 в адрес ООО М. от ИП У. поступили заявки с просьбой поставить в его адрес продукцию. На основании указанных заявок ООО М. заказало у поставщиков: ИП П., ИП К., ИП С., ИП Д., ИП З. запрошенную ИП У. продукцию.

15.11.2007 продукция была доставлена в адрес ООО М. от ИП П. по товарной накладной от 15.11.2007 N РНк-018510, от ИП К. по товарной накладной от 15.11.2007 N 26848, от ИП С. по накладной от 15.11.2007 N 18822, от ИП Д. по накладной от 14.11.2007, по накладной от 14.11.2007 N 144159, накладной от 14.11.2007 N 144560, по товарной накладной от 14.11.2007 N 144160, по накладной от 14.11.2007 N 144309, от ИП З. по расходной накладной от 15.11.2007 N 7047.

ООО М., разгрузило продукцию в помещение N 79, арендуемое ИП У. по договору N 1582 от 15.03.2007, через загрузочный люк в складское помещение, расположенное во дворе жилого дома N 108 по ул. Л. в г. Курске, а ИП У. принял продукцию по товарной накладной от 15.11.2007 N 153.

Таким образом, учитывая, что ООО М. не занималось проектированием и строительством новых, реконструкцией существующих организаций торговли, не имеет отношения к обязанностям ИП У. предусматривать возможность загрузки продуктов с торца жилого здания, к его действиям
положения п. 2.4 СанПиН 2.3.6.1066-01 “Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов“ применены быть не могут.

Следовательно, Общество не произвело действий, образующих состав правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, в связи с чем, апелляционная коллегия полагает не допустимым применение к лицу административной ответственности.

Доказательств, подтверждающих обратное, в представленных материалах дела не содержится и Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курской области ни в суд первой инстанции, ни на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.

Таким образом, факт совершении ООО М. правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 6.3 КоАП РФ не доказан Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курской области.

Согласно ч. 2 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения.

Суд апелляционной инстанции, оценив в совокупности доказательства по делу по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, в порядке ст. 71 АПК РФ, пришел к выводу о том, что постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курской области N 18 от 19.11.2007 не соответствует закону и отсутствуют основания для
привлечения ООО М. к административной ответственности, предусмотренной ст. 6.3 КоАП РФ.

Исходя из изложенного, апелляционная коллегия полагает, что нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции не верно.

Учитывая вышеизложенное, и руководствуясь ч. 2 ст. 269, ст. ст. 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Курской области от 15.01.2008 по делу N А35-7143/07-С20 отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курской области N 18 от 19.11.2007 о привлечении ООО М. к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ.

Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.