Решения и определения судов

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2008 по делу N А64-6297/07-9 Поскольку взыскание производилось по обязательствам муниципального образования и за счет его казны, а не по обязательствам муниципального бюджетного учреждения, ст. 242.5 Бюджетного кодекса РФ к сложившимся правоотношениям сторон неприменима. Таким образом, исполнительный лист правомерно направлен обществом для исполнения в финансовый орган муниципального образования.

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 апреля 2008 г. по делу N А64-6297/07-9

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 2 апреля 2008 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 4 апреля 2008 года.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Юридическая фирма П. на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 12.12.2007 года по делу N А64-6297/07-9,

установил:

общество с ограниченной ответственностью Юридическая фирма П. (далее - ООО Юридическая фирма П., общество) обратилось в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Комитета финансов администрации города Тамбова по исполнению решения Арбитражного суда Тамбовской области от 13.12.2006 года по делу N А64-4294/06-9 в течение трех
месяцев (с 24.07.2007 года по 24.10.2007 года) в порядке, предусмотренном главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 12.12.2007 года по делу N А64-6297/07-9 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с решением, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить. По мнению заявителя жалобы, суд первой инстанции неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, не доказал имеющие значение для дела обстоятельства, посчитав их установленными, выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.

Комитет финансов администрации города Тамбова возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, указанным в отзыве от 05.02.2008 года N 08-01/205.

Другие лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу не представили.

Комитет финансов администрации города Тамбова, Муниципальное образование город Тамбов в лице администрации города Тамбова, муниципальное учреждение Д. г. Тамбова (далее - МУ Д.), извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Тамбовской области от 13.12.2006 года по делу N А64-4294/06-9 с муниципального образования город Тамбов в пользу общества за счет казны муниципального образования в порядке субсидиарной ответственности взыскан долг МУ Д. в сумме 722 843 рублей.

На основании данного решения 03.05.2007 года выдан исполнительный лист N 101045.

14.06.2007 года ООО Юридическая
фирма П. направило исполнительный лист ко взысканию в комитет финансов администрации города Тамбова.

Поскольку до 24.10.2007 года исполнительный лист исполнен не был, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

Рассматривая заявленные требования по существу и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции сделал вывод о том, что данный документ подлежит исполнению в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).

Апелляционная инстанция не может согласиться с данным выводом по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Тамбовской области от 13.12.2006 года по делу N А64-4294/06-9 с муниципального образования город Тамбов в пользу общества за счет казны муниципального образования в порядке субсидиарной ответственности взыскан долг МУ Д. в сумме 722 843 рублей.

Действующим законодательством предусмотрено, что исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с бюджетным законодательством (пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 21.07.1997 года N 119-ФЗ “Об исполнительном производстве“, пункт 3 статьи 239 и пункт 2 статьи 242.1 БК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 242.2 БК РФ для исполнения судебных актов по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов Российской Федерации или их должностных лиц, в том числе в результате издания государственными органами Российской Федерации актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств федерального бюджета), документы, указанные в пункте 2
статьи 242.1 БК РФ, направляются для исполнения в Министерство финансов Российской Федерации.

В пункте 4 этой же статьи указано, что для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 БК РФ, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.

Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 года N 23 “О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации“ даны разъяснения, согласно которым судам следует учитывать, что положения статьи 242.2 БК РФ подлежат применению при разрешении споров, возникающих в процессе исполнения судебных актов о взыскании денежных средств с публично-правовых образований, вынесенных как по требованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, так и по иным требованиям.

Таким образом, исполнительный лист от 03.05.2007 года N 101045 по делу N А64-4294/06-9 правомерно направлен обществом для исполнения в финансовый орган муниципального образования (Комитет финансов администрации города Тамбова).

Пунктом 6 статьи 242.2 БК РФ предусмотрено, что исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение.

Поскольку полученный Комитетом финансов администрации города Тамбова 25.06.2007 года исполнительный лист до сих пор не исполнен, бездействие по исполнению решения Арбитражного суда Тамбовской области от 13.12.2006 года по делу N А64-4294/06-9 является незаконным.

Утверждение суда первой инстанции о необходимости применения к рассматриваемым отношениям статьи 242.5
БК РФ является неправильным, поскольку данная норма применяется при исполнении судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных бюджетных учреждений.

Органы Федерального казначейства в силу статей 242.3, 242.4, 242.5 БК РФ наделены полномочиями по исполнению судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по денежным обязательствам бюджетных учреждений. Названными нормами предусмотрено, что исполнительный документ направляется взыскателем или судом в орган Федерального казначейства по месту открытия лицевого счета должнику как получателю средств соответствующего бюджета.

Таким образом, статья 242.5 БК РФ к сложившимся правоотношениям сторон неприменима, поскольку взыскание производилось по обязательствам муниципального образования и за счет его казны, а не по обязательствам муниципального бюджетного учреждения.

Следовательно, вывод суда первой инстанции о том, что исполнять исполнительный документ о взыскании задолженности с муниципального образования должно отделение Управления Федерального казначейства по г. Тамбову и Тамбовскому району, противоречит закону. То обстоятельство, что МУ Д. открыт лицевой счет в отделении, не имеет правового значения. Как указано в пункте 5 статьи 242.2 БК РФ, исполнение судебных актов о взыскании денежных средств за счет казны публичного образования осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете.

Оснований для применения статьи 242.5 БК РФ не имеется, поскольку должником в данном случае является муниципальное образование город Тамбов, то есть публично-правовое образование, а не МУ Д.

При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Тамбовской области от 12.12.2007 года по делу N А64-6297/07-9 подлежит отмене.

На основании статьи 110 АПК РФ государственная пошлина относится на стороны пропорционально размеру удовлетворенных требований. При подаче заявления в суд первой инстанции общество
платежным поручением от 19.10.2007 года N 180 уплатило государственную пошлину в сумме 2 000 рублей, при подаче апелляционной жалобы общество платежным поручением от 20.12.2007 года N 226 уплатило государственную пошлину в сумме 1 000 рублей Учитывая результат рассмотрения жалобы, государственная пошлина за рассмотрение дел в судах первой и апелляционной инстанций в общей сумме 3 000 рублей относится на Комитет финансов администрации города Тамбова.

Руководствуясь частью 2 статьи 269, статьями 270, 271 АПК РФ, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Тамбовской области от 12.12.2007 года по делу N А64-6297/07-9 отменить.

Признать незаконным бездействие Комитета финансов администрации города Тамбова по исполнению решения Арбитражного суда Тамбовской области от 13.12.2006 года по делу N А64-4294/06-9 в течение трех месяцев (с 24.07.2007 года по 24.10.2007 года) в порядке, предусмотренном главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Обязать Комитет финансов администрации города Тамбова устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью Юридическая фирма П.

Взыскать с Комитета финансов администрации города Тамбова, расположенного по адресу: г. Тамбов, ул. С., д. N г, основной государственный регистрационный номер N, государственную пошлину в сумме 3 000 рублей в доход общества с ограниченной ответственностью Юридическая фирма П.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.