Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 30.06.2008 N Ф09-3838/08-С1 по делу N А60-114/08 Так как судами установлено, что спорный товар соответствует позициям классификатора продукции военного назначения, на ввоз и (или) вывоз которой необходима лицензия, а также заключение Министерства обороны Российской Федерации об отнесении (неотнесении) товара к продукции военного назначения, таможенным органом обоснованно указано на недостоверность заявленного обществом описания товара и установлен состав правонарушения, предусмотренного частью 3 ст. 16.2 КоАП РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 июня 2008 г. N Ф09-3838/08-С1

Дело N А60-114/08

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Кротовой Г.В.,

судей Поротниковой Е.А., Ященок Т.П.,

рассмотрел в судебном заседании жалобу открытого акционерного общества “Корпорация ВСМПО-АВИСМА“ (далее - общество) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 24.01.2008 по делу N А60-114/08 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2008 (резолютивная часть от 18.03.2008) по тому же делу.

В судебном заседании приняли участие представители:

общества - Трифонова Е.А. (доверенность от 23.06.2008 N 14/206);

Нижнетагильской таможни (далее - таможня) - Циндрин К.А. (доверенность от 14.03.2008 N 05-09/1740), Бодеев А.А. (доверенность от 25.12.2007 N 05-09/8335).

Общество обратилось в Арбитражный суд
Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления таможни от 18.12.2007 N 10509000-552/2007 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 24.01.2008 (судья Колосова Л.В.) в удовлетворении заявленного требования отказано.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2008 (резолютивная часть от 18.03.2008; судьи Ясикова Е.Ю., Нилогова Т.С., Осипова С.П.) решение суда оставлено без изменения.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: вместо “...таможня просит...“ имеется в виду “...общество просит...“.

В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, таможня просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами положений Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), правила 2“а“ Основных правил интерпретации ТН ВЭД России, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 N 718, Указа Президента Российской Федерации от 10.09.2005 N 1062 “Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами“, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.

Как следует из материалов дела, обществом 13.09.2007 на Нижнетагильский железнодорожный таможенный пост была подана грузовая таможенная декларация (далее - ГТД) N 10509040/130907/0005820, в которой (в графе 31) был заявлен к таможенному оформлению товар - “штампованная поковка из титанового сплава, TI10V2FE3AL сложной формы поперечного сечения, шифр изделия 161W2187-1-900 (ЗШ-555-2), в количестве 4 шт.“, образцы-свидетели - 4 шт., изготовлены методом горячего деформирования заготовок в специальных штампах, предел прочности МПА - 1130“.

При декларировании товара декларантом заявлен код ТН ВЭД России - 8108 90 900 9 (титан и изделия из него, включая лом и отходы; прочие).

Вместе с ГТД обществом были представлены документы, подтверждающие заявленные в ней сведения,
в том числе заключение независимой идентификационной экспертизы товара (технологии) для целей экспортного контроля от 07.09.2007 N 001/07/645-26, которой товар определен как “штампованная заготовка, которая представляет собой стержень ступенчатой формы с шейками и приливами с черновой механической обработкой из титанового сплава 10V-2FE-3 AL (содержание ванадия 9,51, 9,52%, алюминия 3,15... 3,16%). По конструкции является несущей балкой тележки шасси гражданского самолета Боинг 777. Код ТН ВЭД 8803 20 000 0 ТН ВЭД России - “Части летательных аппаратов товарной позиции 8801 или 8802 - шасси и их части“.

В ходе таможенного контроля таможня пришла к выводу о том, что обществом при таможенном оформлении были представлены недостоверные сведения о товаре (вышеуказанный товар является штампованными механически обработанными заготовками несущей балки тележки шасси самолета, с размерами припусков для окончательной механической обработки, исключающими возможность изготовления из поставляемых деталей изделий иного назначения; в связи с чем товар следовало классифицировать по коду ТН ВЭД 8803 20 000 0 “Части летательных аппаратов товарной позиции 8801 или 8802 - шасси и их части“), которые могли послужить основанием для неприменения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Таможенным постом 13.09.2007 в соответствии с требованиями п. 3 ст. 40 Кодекса было принято решение о классификации данного товара в подсубпозиции 8803 20 000 0 ТН ВЭД России.

Таможней 14.09.2007 в адрес общества было выставлено требование о представлении заключения Министерства обороны Российской Федерации о неотнесении товара к продукции военного назначения либо лицензии Министерства обороны Российской Федерации на вывоз данного товара, в связи с тем, что товар обладает признаками контролируемого.

Таможней 27.09.2007 было
вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении N 10509000-552/2007 по ч. 3 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и проведении административного расследования.

По окончании административного расследования таможней составлен протокол об административном правонарушении от 27.11.2007, на основании которого вынесено постановление от 18.12.2007 N 10509000-552/2007 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде взыскания штрафа в сумме 120 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об его отмене.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды исходили из наличия в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения.

Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.

Согласно ч. 3 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях заявление декларантом либо таможенным брокером (представителем) при декларировании товаров и (или) транспортных средств недостоверных сведений о товарах и(или) транспортных средствах, а равно представление недействительных документов, если такие сведения и документы могли послужить основанием для неприменения запретов и (или) ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Пунктом 2 ст. 13 Таможенного кодекса Российской Федерации установлено, что товары, ограниченные к вывозу с таможенной территории Российской Федерации, допускаются к вывозу при соблюдении требований и условий, установленных международными договорами Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1, 3 ст. 124 Таможенного кодекса Российской Федерации
декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным настоящим Кодексом, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. В таможенной декларации, в том числе, указываются сведения о соблюдении ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

В силу ст. 131 Таможенного кодекса Российской Федерации подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением в таможенный орган документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения. При декларировании товаров в таможенный орган представляются разрешения, лицензии, сертификаты и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Согласно ст. 158 Таможенного кодекса Российской Федерации запреты и ограничения, не носящие экономического характера и установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также требования законодательства Российской Федерации, установленные в целях валютного регулирования и валютного контроля, лица обязаны соблюдать вне зависимости от заявленного таможенного режима.

На основании ст. 19 Федерального закона от 18.07.1999 N 183-ФЗ “Об экспортном контроле“ внешнеэкономические операции, предусматривающие передачу контролируемых товаров и технологий иностранному лицу, подлежат лицензированию.

В соответствии со ст. 24 указанного Закона идентификация контролируемых товаров и технологий, а также совершение всех необходимых действий, связанных с получением лицензий на осуществление внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями или разрешений на их вывоз из Российской Федерации без лицензий, является обязанностью российского участника внешнеэкономической деятельности.

В силу п. 3 Положения о порядке лицензирования в Российской Федерации ввоза и вывоза продукции военного назначения, утвержденного Указом Президента
Российской Федерации от 10.09.2005 N 1062, в целях идентификации ввозимой и вывозимой продукции военного назначения при оформлении и выдаче лицензий, а также при ее таможенном оформлении применяется классификатор продукции военного назначения, ввоз и вывоз которой осуществляется по лицензиям, выдаваемым Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству.

Заключения об отнесении либо отказе в отнесении продукции, предусмотренной к ввозу и (или) вывозу, к продукции военного назначения выдает Министерство обороны Российской Федерации по запросам, в том числе, российских участников внешнеторговой деятельности (абз. 2 п. 3 указанного Положения).

Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21.06.2001 N 477 “О системе независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий, проводимой в целях экспортного контроля“ установлено, что независимая идентификационная экспертиза товаров и технологий (кроме экспертизы на предмет отнесения товаров и технологий к продукции военного назначения) проводится российскими организациями, получившими в установленном порядке специальное разрешение на осуществление такой деятельности, а отнесение товаров и технологий к продукции военного назначения и выдача соответствующих заключений осуществляются Министерством обороны Российской Федерации в порядке, установленном этим Министерством.

Приказом Министра обороны от 29.12.2005 N 550 утвержден Порядок оформления и выдачи заключений об отнесении либо отказе в отнесении продукции, предусмотренной к ввозу в Российскую Федерацию и (или) вывозу из Российской Федерации, к продукции военного назначения.

Из материалов дела следует, что обществом при декларировании спорного товара в графе 31 ГТД заявлен код ТН ВЭД 8108 90 900 9 - “титан и изделия из него, включая отходы и лом; прочие“, что противоречит данным, представленного обществом к таможенному оформлению, заключения Центра проектов развития промышленности от 07.09.2007 N 001/07/645-26, определившего код ТН ВЭД России для целей
экспортного контроля вывозимого товара по спорной ГТД как 8803 20 000 0 - “части летательных аппаратов товарной позиции 8801 или 8802: шасси и их части“.

Между тем, как правильно указали суды, указанное противоречие не позволило таможне расценить задекларированный товар как предназначенный для изготовления балки шасси исключительно гражданского самолета.

Тогда как, судами на основании материалов дела установлено, что спорный товар фактически является штампованными механически обработанными заготовками несущей балки тележки шасси самолета, с размерами припусков для окончательной механической обработки, исключающими возможность изготовления из отгруженных деталей изделий иного назначения, в связи с чем соответствует позициям классификатора продукции военного назначения, на ввоз и (или) вывоз которой необходима лицензия, а также заключение Министерства обороны Российской Федерации об отнесении (неотнесении) товара к продукции военного назначения.

При этом заключение Министерства обороны Российской Федерации о неотнесении товара к продукции военного назначения общество ни в ходе таможенной проверки, ни в судебных заседаниях не представило.

Таким образом, как правильно указали суды, таможней обоснованно заявленное обществом описание товара признано недостоверным, а действия общества - нарушающими ч. 3 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах, суды пришли к правильному выводу о наличии в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения.

Доводы общества, приведенные в кассационной жалобе, отклоняются, поскольку по существу сводятся к переоценке установленных судами обстоятельств дела, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

В связи с тем, что заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности
в силу п. 4 ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственной пошлиной не облагаются, уплаченная обществом при подаче кассационной жалобы государственная пошлина в сумме 1000 руб. подлежит возврату обществу из федерального бюджета.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 24.01.2008 по делу N А60-114/08 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2008 (резолютивная часть от 18.03.2008) по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества “Корпорация ВСМПО-АВИСМА“ - без удовлетворения.

Возвратить открытому акционерному обществу “Корпорация - ВСМПО-АВИСМА“ из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 руб. за подачу кассационной жалобы, излишне уплаченную по платежному поручению от 10.04.2008 N 5419.

Председательствующий

КРОТОВА Г.В.

Судьи

ПОРОТНИКОВА Е.А.

ЯЩЕНОК Т.П.