Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 17.06.2008 N Ф09-4233/08-С1 по делу N А76-18298/07 Поскольку решение о привлечении общества к ответственности вынесено в отсутствии лица, привлекаемого к ответственности, либо его законного представителя и доказательств извещения общества о рассмотрении материалов дела не представлено, в удовлетворении заявления о взыскании финансовых санкций за предоставление недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного государственного пенсионного страхования судом правомерно отказано.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 июня 2008 г. N Ф09-4233/08-С1

Дело N А76-18298/07

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Поротниковой Е.А.,

судей Лукьянова В.А., Василенко С.Н.,

рассмотрел в судебном заседании жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Калининском районе г. Челябинска (далее - управление) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 06.12.2007 по делу N А76-18298/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2008 по тому же делу.

Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.

Управление обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной
ответственностью “Риэл-сервис+“ (далее - общество) 1092 руб. - финансовых санкций за предоставление недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного государственного пенсионного страхования.

Решением Арбитражного суда Челябинской области от 06.12.2007 (судья Васильева Т.Н.) в удовлетворении заявленного требований отказано.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2008 (судьи Чередникова М.В., Пивоварова Л.В., Тремасова-Зинова М.В.) решение суда оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, управление просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судами положений Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования“ (далее - Закон N 27-ФЗ), Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), а также ненадлежащую оценку фактических обстоятельств дела.

Как следует из материалов дела, управлением проведена документальная проверка достоверности представленных обществом 01.03.2007 индивидуальных сведений о трудовом стаже и начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование застрахованных лиц за 2006 г., в ходе которой выявлены ошибки.

В связи с чем, управлением в адрес общества было направлено уведомление об ошибках и расхождениях, в котором обществу было предложено в срок до 15.03.2007 устранить выявленные ошибки и представить в управление исправленные документы.

Исправленные документы представлены обществом 12.07.2007, что подтверждается протоколом приема сведений индивидуального (персонифицированного) учета от 12.07.2007 N 9/4002.

По факту имеющегося, по мнению управления, в действиях общества нарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете, выразившиеся в предоставлении недостоверных сведений персонифицированного учета за 2006 г., был составлен акт камеральной проверки от 09.07.2007 N 272, на основании которого управлением было вынесено решение от 08.08.2007 N 130 о привлечении общества к ответственности за нарушение законодательства
об индивидуальном (персонифицированном) учете в виде взыскания штрафа в сумме 1092 руб.

Неуплата обществом в добровольном порядке указанной суммы штрафа, послужила основанием для обращения управления в арбитражный суд с заявлением об ее принудительном взыскании.

Установив факты нарушения управлением порядка привлечения общества к ответственности, суды отказали в удовлетворении заявленного требования.

Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.

В силу ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ (далее - Закон N 167-ФЗ) общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.

Согласно п. 2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет один раз в год, но не позднее 1 марта о каждом работающем у него застрахованном лице предусмотренные указанным пунктом сведения.

Поскольку Законами N 27-ФЗ и N 167-ФЗ не определен порядок привлечения страхователя к ответственности, органам Пенсионного фонда Российской Федерации следует руководствоваться положениями ст. 101 Кодекса при принятии решения о привлечении к ответственности за совершение указанного правонарушения, так как из ст. 2 Закона N 167-ФЗ следует, что Закон N 27-ФЗ является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании, а правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и осуществлением контроля за их уплатой, регулируются законодательством о налогах и сборах, если иное не предусмотрено Законом N 167-ФЗ.

Пунктом 2 ст. 101 Кодекса установлено, что руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя. Неявка лица, в
отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов.

В силу п. 7, 8 ст. 101 Кодекса по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в котором излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей настоящего Кодекса, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.

Согласно п. 14 ст. 101 Кодекса несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично
и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.

Судами установлено и материалами дела подтверждено, что решение о привлечении общества к ответственности вынесено управлением 08.08.2007 в отсутствии лица привлекаемого к ответственности либо его законного представителя, тогда как общество было извещено о рассмотрении материалов проверки на 07.08.2007. Доказательств извещения общества о рассмотрении материалов дела на 08.08.2007 управлением не представлено.

Таким образом, суды пришли к правильному выводу о том, что неисполнение управлением требований ст. 101 Кодекса и лишение общества права на представление возражений и объяснений является существенным нарушением порядка вынесения решения о привлечении к ответственности.

При таких обстоятельствах правильным является вывод судов о наличии в действиях управления существенных нарушений порядка привлечения общества к ответственности и, следовательно, об отсутствии оснований для удовлетворения требования управления и взыскания с общества штрафа в сумме 1092 руб.

Кроме того, как правильно установили суды, управлением надлежащим образом не доказан состав вменяемого обществу правонарушения, поскольку ни в акте проверки, ни в решении о привлечении общества к ответственности не указано в чем именно заключается недостоверность представленных обществом сведений, какие виновные действия привели к указанию таких сведений.

Доводы управления, приведенные в кассационной жалобе, отклоняются, поскольку по существу сводятся к переоценке установленных судами обстоятельств дела, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 06.12.2007 по делу N А76-18298/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2008
по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Калининском районе г. Челябинска - без удовлетворения.

Председательствующий

ПОРОТНИКОВА Е.А.

Судьи

ЛУКЬЯНОВ В.А.

ВАСИЛЕНКО С.Н.