Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 29.04.2008 N Ф09-2921/08-С1 по делу N А76-25638/07 Заявление о признании незаконным и отмене решения налогового органа об отказе в осуществлении зачета излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование судом правомерно удовлетворено, поскольку у предпринимателя имеется переплата по страховым взносам, факт наличия переплаты не оспаривается.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 апреля 2008 г. N Ф09-2921/08-С1

Дело N А76-25638/07

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Василенко С.Н.,

судей Лукьянова В.А., Черкезова Е.О.,

рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Челябинской области (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 15.01.2008 по делу N А76-25638/07.

Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.

Индивидуальный предприниматель Козлов Александр Генрихович (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным и отмене решения инспекции, выраженного в письме от 04.09.2007
N 10-53/1463, об отказе инспекции в осуществлении зачета излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа на накопительную часть трудовой пенсии в размере 1200 руб. и обязании налогового органа произвести зачет указанной суммы страховых взносов в счет недоимки по страховым взносам в виде фиксированного платежа на страховую часть трудовой пенсии.

Третье лицо по делу государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чебаркуле и Чебаркульском районе Челябинской области.

Решением Арбитражного суда Челябинской области от 15.01.2008 (судья Харина Г.Н.) заявленные требования удовлетворены.

В порядке апелляционного производства решение суда не обжаловалось.

В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение судами ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Налоговый орган полагает, что Федеральным законом “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ от 15.12.2001 N 167-ФЗ (далее - Федеральный закон) не определен порядок проведения зачета (возврата) страховых взносов. Кроме того, по мнению инспекции, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не отвечают понятию налога, содержащемуся в ст. 8 Кодекса, поэтому положения главы 12 Кодекса не могут быть применены к зачету названных взносов.

Как видно из материалов дела, у предпринимателя имелась переплата в сумме 1200 руб. по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии и недоимка в сумме 1200 руб. по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии, что подтверждается ведомостью уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (форма АДВ-11). Данная сумма была ошибочно перечислена предпринимателем 10.10.2005 в размере 410 руб. и 11.12.2006 в размере 790 руб.

Сумма ошибочно перечисленных страховых взносов
не была зачтена предпринимателю по его заявлению от 19.03.2007, что подтверждается решением инспекции об отказе осуществления зачета (возврата) от 04.09.2007 N 10-53/1463.

Предприниматель, посчитав указанное решение инспекции незаконным, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Удовлетворяя заявление предпринимателя, суд исходил из неправомерности действий инспекции по отказу в зачете названной суммы.

Вывод суда является правильным, основан на материалах дела и соответствует действующему законодательству.

Согласно ст. 2 Федерального закона правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством РФ о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Законом.

При этом контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговым органом в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов (п. 1 ст. 25 Федерального закона).

В п. 1 ст. 13 Федерального закона установлено право страховщика - Пенсионного фонда Российской Федерации - и его территориальных органов осуществлять возврат (зачет) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование лишь в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены. Иных полномочий по возврату (зачету) страховых взносов законодатель не установил для органов Пенсионного фонда Российской Федерации.

Поскольку Федеральный закон не устанавливает порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то к данным правоотношениям подлежат применению положения главы 12 Кодекса.

В соответствии с п. 7, 9 ст. 78 Кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату (зачету) налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат (зачет) суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в котором произошла переплата, в течение одного
месяца со дня подачи заявлений о возврате.

В п. 13 ст. 78 Кодекса установлено, что правила о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога, предусмотренные данной статьей, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.

Кроме того, следует отметить, что в п. 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 N 116н (далее - Порядок), установлено, что возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.

В соответствии с п. 30 Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.

Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (Приложение N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ “О бюджетной классификации Российской Федерации“ (в редакции Федерального закона от 23.12.2004 N 174-ФЗ) администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым на выплату как страховой, так и накопительной части трудовой пенсии, а также страховых взносов в
виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.

Следовательно, обязанность по возврату (зачету) страхователям излишне (ошибочно) уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование возложена на налоговые органы.

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что у предпринимателя имеется переплата по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. Факт наличия у предпринимателя переплаты инспекцией не оспаривается.

Таким образом, требование предпринимателя по зачету излишне уплаченных страховых взносов является правомерным и обоснованно удовлетворено судом.

На основании изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 15.01.2008 по делу N А76-25638/07 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Челябинской области - без удовлетворения.

Председательствующий

ВАСИЛЕНКО С.Н.

Судьи

ЛУКЬЯНОВ В.А.

ЧЕРКЕЗОВ Е.О.