Решения и постановления судов

Постановление ФАС Уральского округа от 27.02.2008 N Ф09-708/08-С1 по делу N А47-6445/06 Поскольку на данный момент в отношении резидентов, не являющихся уполномоченными банками, а также нерезидентов формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления Банком России не установлены, являются ошибочными выводы судов о том, что действия общества по непредставлению в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 февраля 2008 г. N Ф09-708/08-С1

Дело N А47-6445/06

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе

председательствующего Ященок Т.П.,

судей Лимонова И.В., Черкезова Е.О.

рассмотрел в судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью “Оренбургский радиатор“ (далее - общество) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 09.06.2007 по делу N А47-6445/06 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2007 по тому же делу.

Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.

Общество обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Оренбургской области (далее - управление) от 09.06.2006 N 2/107 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).

Решением суда от 09.06.2007 (резолютивная часть от 31.05.2007; судья Жарова Л.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2007 (судьи Тимохин О.Б., Костин В.Ю., Баканов В.В.) решение суда оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество просит указанные судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судами положений Кодекса, Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле“ (далее - Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ) и Положения Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 N 258-П “О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций“ (далее - Положение N 258-П). По мнению общества, справка о подтверждающих документах и товарные накладные не относятся к формам учета и отчетности по валютным операциям, а являются подтверждающими документами вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: вместо “...кассационную жалобу инспекции...“ имеется в виду “...кассационную жалобу общества...“.

Управлением представлен отзыв на кассационную жалобу общества, в котором оно просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу инспекции - без удовлетворения, считая их законными и обоснованными.

Как следует из материалов дела, управлением проведена проверка по вопросам соблюдения обществом требований валютного законодательства за период с 1 января 2005 года по 1 апреля 2006 года.



В ходе проверки установлен факт несоблюдения обществом порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, а именно: справка о подтверждающих документах и копии товарных накладных представлены в уполномоченный банк с нарушением установленного срока на 61 календарный день.

По результатам проверки управлением составлен протокол об административном правонарушении от 25.05.2006 N 2/107, на основании которого 09.06.2006 вынесено постановление N 2/107 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 15.25 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 40000 руб.

Считая привлечение к административной ответственности незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из наличия в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения.

Согласно ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления.

В соответствии с п. 2 ст. 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, предусмотренные ст. 23 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ, вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.

Порядок представления в уполномоченный банк подтверждающих документов и информации установлен в Положении N 258-П.

В целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном Положением N 258-П, представляет в уполномоченный банк документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие факт ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.

В целях государственного контроля обоснованности оплаты операций в иностранной валюте, а также учета валютных операций по контрактам и осуществления контроля за их проведением в соответствии с п. 2.1, 2.2, 2.12 Положения N 258-П, а также п. 1.2 Инструкции Центробанка России от 15.06.2004 N 117-И “О порядке предоставления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок“ резидент обязан представить в уполномоченный банк, в котором по контракту оформлен паспорт сделки, документы, связанные с проведением указанных операций, установленные в приложении N 1 к Положению N 258-П, и в сроки, предусмотренные п. 2.4 Положения N 258-П.

В силу ч. 6 ст. 15.25 Кодекса несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок влекут наложение административного штрафа.

Судами установлено и материалами дела подтверждено, что между обществом и ОДО “APT“ (Беларусь) заключен дистрибьюторский договор от 19.12.2005 N 585/12/05-ОР на поставку радиаторной продукции на общую сумму 28909592 руб. 25 коп.

Во исполнение названного договора на основании счетов-фактур от 20.01.2006 N 70, N 6 товар был вывезен.

Подтверждающие документы (копии товарных накладных от 20.10.2006 N 70, N 10) в уполномоченный банк представлены обществом 17.04.2006, то есть с пропуском срока, установленного в п. 2.4 Положения N 258-П.

При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 6 ст. 15.25 Кодекса.

Между тем выводы судов о том, что действия общества по непредставлению в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 6 ст. 15.25 Кодекса, являются ошибочными по следующим основаниям.



В соответствии с положениями Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ различаются институты “учет и отчетность по валютным операциям“ и “документы и информация, связанные с проведением валютных операций“.

Согласно ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливаются Банком России.

На сегодняшний день в отношении резидентов, не являющихся уполномоченными банками, а также нерезидентов формы учета и отчетности по валютным операциям порядок и сроки их представления Банком России не установлены.

В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 23 Закона N 173-ФЗ Банк России устанавливает также порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам как агентам валютного контроля подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций.

В настоящее время указанный порядок установлен Банком России Инструкцией N 117-И и Положением N 258-П.

К документам и информации, связанным с проведением валютных операций, указанным в ч. 4 ст. 23 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ, отнесена справка о валютной операции (п. 10 ч. 4 ст. 23 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ), которая абзацем 2 п. 1.2 Инструкции N 117-И названа документом, подтверждающим совершение валютной операции.

К документам и информации указанного вида относятся справка о подтверждающих документах, справка о расчетах через счета за рубежом, справка о поступлении валюты Российской Федерации.

Таким образом, нормативными актами Банка России такие документы, как справка о валютных операциях, справка о подтверждающих документах, справка о расчетах через счета за рубежом и справка о поступлении валюты Российской Федерации, не отнесены к категории документов, являющихся формами учета и отчетности по валютным операциям.

Следовательно, представление обществом в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах 17.04.2006 (по сроку представления до 15.02.2006) не образует состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 6 ст. 15.25 Кодекса.

Вместе с тем данные выводы судов не привели к принятию ими неправильного решения.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 09.06.2007 по делу N А47-6445/06 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2007 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Оренбургский радиатор“ - без удовлетворения.

Председательствующий

ЯЩЕНОК Т.П.

Судьи

ЛИМОНОВ И.В.

ЧЕРКЕЗОВ Е.О.