Решения и постановления судов

Постановление ФАС Уральского округа от 19.02.2008 N Ф09-440/08-С1 по делу N А71-6663/07 Пени являются платежом, производным от суммы основной недоимки, и не могут быть взысканы при отсутствии оснований для взыскания суммы налога (сбора), на которую начислены. Условием для прекращения начисления пеней является фактическая уплата недоимки налогоплательщиком или плательщиком сбора.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 февраля 2008 г. N Ф09-440/08-С1

Дело N А71-6663/07

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе

председательствующего Кротовой Г.В.,

судей Поротниковой Е.А., Ященок Т.П.

рассмотрел в судебном заседании жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Малопургинском районе Удмуртской Республики (далее - управление) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 19.10.2007 (резолютивная часть от 17.10.2007) по делу N А71-6663/07.

Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.

От управления поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Ходатайство удовлетворено в силу ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Сельскохозяйственный производственный кооператив “Мир“ (далее - кооператив) обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительным решения управления от 26.07.2007 N 10 о взыскании пеней, начисленных на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, в сумме 26377 руб. 61 коп.

Решением суда от 19.10.2007 (резолютивная часть от 17.10.2007; судья Буторина Г.П.) заявленные требования удовлетворены.

В порядке апелляционного производства решение суда не обжаловалось.

В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, управление просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение (толкование) судом положений Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ (далее - Закон) и Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), а также ненадлежащую оценку фактических обстоятельств дела.

Как следует из материалов дела, управлением в адрес кооператива направлено требование от 30.06.2007 N 30 об уплате в срок до 15.07.2007 пеней в сумме 26377 руб. 61 коп., начисленных на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2006 г.

В связи с неуплатой суммы пеней в добровольном порядке в указанный в требовании срок управлением вынесено решение от 26.07.2007 N 10 о взыскании с кооператива пеней в сумме 26377 руб. 61 коп.



Считая, что решение управлением вынесено неправомерно, кооператив обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

Удовлетворяя заявленные требования, суд, установив, что фактически указанная сумма пеней начислена на числящуюся и не взысканную с кооператива недоимку по страховым взносам за 2002 г., пришел к выводу о неправомерности начисления управлением пеней на данную недоимку за пределами трехгодичного срока.

Вывод суда является правильным, соответствует материалам дела и действующему законодательству.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: в Федеральном законе от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ пункт 2 части 4 статьи 14 отсутствует, имеется в виду абзац 2 части 2.

Согласно п. 2 ч. 4 ст. 14 Закона страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.

В силу ст. 26 Закона исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пенями признается денежная сумма, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными Законом сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов.

Согласно ст. 2 Закона правоотношения, связанные с внесением обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их внесением, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Законом.

В силу п. 2, 3 ст. 44 Кодекса обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора. Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора, с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой Российской Федерации в соответствии со ст. 49 Кодекса, с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.

В соответствии с п. 1 ст. 45 Кодекса налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Согласно ст. 72 Кодекса исполнение обязанности по уплате налогов и сборов обеспечивается залогом имущества, поручительством, пеней, приостановлением операций по счетам в банке и наложением ареста на имущество налогоплательщика.

Из совокупности положений ст. 75 Кодекса, Постановления от 17.12.1996 N 20-П и Определения от 04.07.2002 N 200-О Конституционного Суда Российской Федерации, п. 19 - 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 следует, что пени начисляются в случае образования у налогоплательщика недоимки (суммы налога или суммы сбора, не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок) за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора по день фактической уплаты недоимки.

Следовательно, пени являются платежом, производным от суммы основного долга, и не могут быть взысканы при отсутствии оснований для взыскания суммы налога (сбора), на которую начислены. Условием для прекращения начисления пеней является фактическая уплата недоимки налогоплательщиком или плательщиком сбора.

Из сравнительного анализа и системного толкования положений ст. 23, 78, 87, 113 Кодекса с учетом положений ч. 6 ст. 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что давностный срок взыскания налоговых платежей, а также страховых взносов и пеней объективно ограничивается тремя годами.

Судом установлено, что управлением кооперативу были начислены пени в сумме 26377 руб. 61 коп. на не взысканную им задолженность по страховым взносам 2002 г. Иного управлением при рассмотрении спора по существу в суде первой инстанции в нарушение ст. 65, 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказано.

Оснований для переоценки обстоятельств, установленных судом первой инстанции по имеющимся в деле доказательствам, у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.



Таким образом, суд, правомерно применив трехлетний срок давности, пришел к обоснованному выводу об истечении давностного срока взыскания спорной суммы пеней, начисленных на указанную недоимку.

С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

В соответствии с подп. 12 п. 1 ст. 333.21, ст. 333.37 Кодекса с учетом того, что Кодексом не предусмотрено освобождение государственных органов и иных органов, выступающих в суде от имени публично-правового образования, от уплаты госпошлины при подаче кассационной жалобы по делам, по которым данные органы выступают в качестве ответчика, с управления подлежит взысканию госпошлина за подачу кассационной жалобы в сумме 1000 руб. (п. 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117).

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 19.10.2007 (резолютивная часть от 17.10.2007) по делу N А71-6663/07 оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Малопургинском районе Удмуртской Республики - без удовлетворения.

Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Малопургинском районе Удмуртской Республики в доход федерального бюджета госпошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 руб.

Председательствующий

КРОТОВА Г.В.

Судьи

ПОРОТНИКОВА Е.А.

ЯЩЕНОК Т.П.