Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 14.02.2008 N Ф09-11095/07-С1 по делу N А76-12092/07 В удовлетворении заявления о взыскании штрафа за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для целей индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, судом правомерно отказано, поскольку общество исправило ошибки, выявленные в указанных сведениях до истечения предусмотренного законодательством срока.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 февраля 2008 г. N Ф09-11095/07-С1

Дело N А76-12092/07

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе

председательствующего Лимонова И.В.,

судей Варламовой Т.В., Кротовой Г.В.

рассмотрел в судебном заседании жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Челябинска (далее - управление) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 26.09.2007 по делу N А76-12092/07.

Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.

Управление обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью “Техно-Сервис“ (далее - общество) штрафа в сумме 1470 руб. за непредставление
в установленный срок сведений, необходимых для целей индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за 2006 год.

Решением суда от 28.09.2007 (резолютивная часть от 26.09.2007; судья Щукина Г.С.) в удовлетворении заявленных требований отказано.

В порядке апелляционного производства решение суда не обжаловалось.

В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, управление просит указанный судебный акт отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судом Порядка представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденного Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 02.04.2002 N БГ-3-32/169, Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 N 318 (далее - Инструкция), п. 1 ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Как следует из материалов дела, в ходе камеральной проверки представленных обществом сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования, за 2006 г. управлением установлен факт нарушения срока (не позднее первого марта) представления указанных сведений, предусмотренного п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“ (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ).

По результатам проверки управлением составлен акт от 29.03.2007 N 37, на основании которого принято решение от 25.04.2007 N 27 о привлечении общества к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ, в виде взыскания штрафа в сумме 1470 руб.

Неисполнение обществом в установленный срок указанного решения об уплате штрафа явилось основанием для обращения управления в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении требований, суд исходил
из отсутствия в действиях общества состава вменяемого ему правонарушения и нарушения управлением установленного ст. 101 Кодекса порядка привлечения общества к ответственности.

Выводы суда являются правильными, основаны на материалах дела и действующем законодательстве.

В силу ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.

Согласно п. 2 ст. 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь представляет в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации один раз в год, но не позднее 1 марта о каждом работающем у него застрахованном лице предусмотренные указанным пунктом сведения.

Из содержания п. 57 Инструкции территориальный орган ежегодно, в частности до первого марта, осуществляет прием индивидуальных сведений, производит в отношении каждого страхователя сверку сумм уплаченных им страховых взносов за расчетный период с данными о суммах платежей, учтенных в базе данных территориального органа. По результатам сверки составляет и передает страхователю протокол к ведомости по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, форма которого утверждается Пенсионным фондом Российской Федерации.

В соответствии с п. 29 Инструкции в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган формах документов персонифицированного учета страхователь в 2-недельный срок представляет исправленные формы. При этом страхователь в недельный срок выдает застрахованному лицу копию уточненных индивидуальных сведений.

В силу ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в
виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что необходимые для осуществления персонифицированного учета за 2006 г. сведения (ведомость АДВ-11), направлены обществом 12.02.2007 и получены управлением 16.02.2007 (л. д. 23). Однако указанные сведения были не приняты управлением в связи с имеющимися ошибками. При этом обществу было направлено уведомление от 19.02.2007 N 08/1654 об ошибках и предложено срочно представить в управление исправленную ведомость АДВ-11. Данное уведомление вручено представителю общества 21.03.2007 (л. д. 31). Доказательств направления уведомления от 19.02.2007 N 08/1654 обществу ранее 21.03.2007 управлением не представлено. Общество 29.03.2007 повторно представило в управление исправленные сведения, о чем был составлен акт от 29.03.2007 N 7666/2.

Таким образом, общество исправило ошибки, выявленные в сведениях, необходимых для осуществления персонифицированного учета, за 2006 г. до истечения предусмотренного законодательством 2-недельного срока (с 21.03.2007 по 29.03.2007).

Согласно позиции Пенсионного фонда Российской Федерации, отраженной в письме от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 “О применении финансовых санкций в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ“, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также, если страхователь в 2-недельный срок исправил обнаруженные территориальным органом Пенсионного фонда России ошибки, Пенсионный фонд Российской Федерации считает возможным не применять финансовые санкции, предусмотренные ч. 3 ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ.

Суд с учетом установленных по делу обстоятельств пришел к обоснованному выводу об отсутствии у управления оснований для взыскания с общества штрафа за несвоевременное представление сведений, необходимых для осуществления
индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за 2006 год.

Также судом правомерно установлено нарушение управлением при проведении проверки положений ст. 101 Кодекса.

В силу ст. 2 Федерального закона N 167-ФЗ правоотношения, связанные с осуществлением контроля за уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, регулируются законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с п. 13 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ (в редакции от 30.12.2006) “О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации“ налоговые проверки и иные мероприятия налогового контроля, в том числе связанные с налоговыми проверками, начавшиеся после 31 декабря 2006 г., проводятся в порядке, установленном частью первой Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции названного Федерального закона).

Согласно п. 14 ст. 101 Кодекса несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относятся обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.

Поскольку проверка проводились управлением в феврале - марте 2007 г., выявленное судом процессуальное нарушение обоснованно признано обстоятельством, влекущим незаконность привлечения общества к ответственности.

Суд на основании оценки всех установленных по делу обстоятельств пришел к правильному выводу о том, что неисполнение управлением
требований, установленных ст. 101 Кодекса, и лишение общества права на представление возражений на акт камеральной проверки является существенным нарушением порядка вынесения решения о привлечении к ответственности.

При таких обстоятельствах правильным является вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения требований управления о взыскании с общества штрафа в сумме 1470 руб.

Доводы управления, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению как направленные по существу на переоценку установленных по делу обстоятельств, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.

Нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся основаниями для отмены судебного акта (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного обжалуемый судебный акт следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 26.09.2007 по делу N А76-12092/07 оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Челябинска - без удовлетворения.

Председательствующий

ЛИМОНОВ И.В.

Судьи

ВАРЛАМОВА Т.В.

КРОТОВА Г.В.