Решения и постановления судов

Постановление ФАС Уральского округа от 06.02.2008 N Ф09-62/08-С2 по делу N А76-7925/07 Поскольку факт наличия у налогоплательщика лицензии на осуществление образовательной деятельности установлен судами, подтвержден материалами дела и налоговым органом не оспаривается, учреждение имеет право на использование льготы, предусмотренной подп. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 февраля 2008 г. N Ф09-62/08-С2

Дело N А76-7925/07

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе

председательствующего Кангина А.В.,

судей Беликова М.Б., Меньшиковой Н.Л.

рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Челябинской области (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 18.07.2007 по делу N А76-7925/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2007 по тому же делу.

В судебном заседании принял участие представитель инспекции - Сорокина Н.А. (доверенность от 09.01.2006 N 04-20-133).

Представители муниципального дошкольного образовательного учреждения “Детский сад N 19“ (далее - учреждение, налогоплательщик), надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.

Учреждение обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным решения налогового органа от 18.04.2007 N 2101, принятого по результатам камеральной проверки декларации по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за 4 квартал 2006 г.

Решением суда первой инстанции от 18.07.2007 (судья Трапезникова Н.Г.) заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2007 (судьи Митичев О.П., Тремасова-Зинова М.В., Малышев М.Б.) решение суда оставлено без изменения.

Как следует из материалов дела, учреждение применяло в рассматриваемый период льготу при исчислении НДС, установленную подп. 4 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), согласно которому от налогообложения освобождаются операции по оказанию услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях.

В ходе проверки инспекцией установлено, что фактическая численность детей (120 человек), посещающих учреждение, превысила нормативы, установленные в лицензии на осуществление образовательной деятельности (105 человек). Полагая, что оказываемые услуги в части, превышающей установленную лицензией численность детей (15 человек), не подлежат освобождению от обложения НДС, налоговый орган сделал вывод о занижении учреждением налоговой базы. Данный вывод, в свою очередь, послужил основанием для начисления НДС в сумме 1043 руб., пени в сумме 28 руб. 95 коп. и штрафа, предусмотренного п. 1 ст. 122 Кодекса, в сумме 208 руб. 60 коп.

При рассмотрении спора суды исходили из того, что применение льготы, установленной подп. 4 п. 2 ст. 149 Кодекса, не зависит от соблюдения контрольных нормативов численности, указанных в лицензии, поскольку превышение предельно допустимого количества детей нарушает лицензионные требования и не связано с порядком налогообложения.

Инспекция, не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением арбитражного апелляционного суда, обратилась с жалобой в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, в которой просит судебные акты отменить. По мнению налогового органа, освобождение от налогообложения услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях в отношении численности, превышающей контрольные нормативы, необоснованно, поскольку льготный режим налогообложения зависит от наличия лицензии и указанной в приложении к ней предельной численности воспитанников.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе, суд кассационной инстанции оснований к отмене обжалуемых судебных актов не нашел.

Согласно п. 1 ст. 12 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 “Об образовании“ образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников, к которым в соответствии с подп. 1 п. 4 этой же статьи относятся образовательные учреждения дошкольного типа.

В силу подп. 4 п. 2 ст. 149 Кодекса не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях.

В соответствии с п. 6 ст. 149 Кодекса перечисленные в данной статье операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 6 ст. 33 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 “Об образовании“ предусмотрено, что право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).

Поскольку факт наличия у налогоплательщика лицензии установлен судами, подтвержден материалами дела и налоговым органом не оспаривается, учреждение имеет право на использование льготы, предусмотренной подп. 4 п. 2 ст. 149 Кодекса. Вывод судов о возможности применения данной льготы независимо от численности контингента (воспитанников), определенного в приложении к лицензии на осуществление образовательной деятельности, является правильным.

Доводы инспекции, изложенные в жалобе, подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании норм законодательства о налогах и сборах.

С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов у суда кассационной инстанции не имеется.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 18.07.2007 по делу N А76-7925/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2007 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Челябинской области - без удовлетворения.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Челябинской области в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 руб.

Председательствующий

КАНГИН А.В.

Судьи

БЕЛИКОВ М.Б.

МЕНЬШИКОВА Н.Л.