Решения и постановления судов

Постановление ФАС Уральского округа от 05.02.2008 N Ф09-11179/07-С1 по делу N А07-9237/07 Поскольку, не представив декларацию о розничной продаже алкогольной продукции, общество нарушило срок, предусмотренный Временным порядком, введенным в действие субъектом Российской Федерации на своей территории, общество неправомерно привлечено к ответственности по ст. 15.13 КоАП РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 февраля 2008 г. N Ф09-11179/07-С1

Дело N А07-9237/07

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе

председательствующего Кротовой Г.В.,

судей Варламовой Т.В., Черкезова Е.О.

рассмотрел в судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью “Магазин-Салон АВС-Инорс“ (далее - общество) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.07.2007 (резолютивная часть от 17.07.2007) по делу N А07-9237/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2007 по тому же делу.

Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.

От общества поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Ходатайство удовлетворено в силу ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Уфы (далее - инспекция) от 14.06.2007 N 155-Д/536 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).

Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.07.2007 (резолютивная часть от 17.07.2007; судья Аспанов А.Р.) в удовлетворении заявленного требования отказано.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2007 (судьи Тимохин О.Б., Дмитриева Н.Н., Баканов В.В.) решение суда оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами положений ст. 2.9 Кодекса.

Как следует из материалов дела, Государственной инспекцией Республики Башкортостан по обеспечению контроля за оборотом и качеством продовольственных товаров и защиты прав потребителей 20.04.2007 проведена проверка соблюдения обществом постановления Правительства Республики Башкортостан от 30.12.2005 N 313 “О временном порядке представления деклараций о розничной продаже алкогольной продукции на территории Республики Башкортостан“.

В ходе проверки инспекцией установлен факт несвоевременного представления обществом указанной декларации за 1-й квартал 2007 г. при сроке ее представления до 16.04.2007, установленном Временным порядком предоставления деклараций о розничной продаже алкогольной продукции на территории Республики Башкортостан, который утвержден постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30.12.2005 N 313 (далее - Временный порядок).

Результаты проверки отражены в акте от 20.04.2007 N 155-Д и протоколе об административном правонарушении от 01.06.2007 N 155-Д/536, на основании которых вынесено постановление от 14.06.2007 N 155-Д/536 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.13 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 30000 руб.

Несогласие с указанным постановлением послужило причиной обращения общества в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды исходили из наличия в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.13 Кодекса.

Однако вывод судов является ошибочным.

Согласно п. “к“ ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации административное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 1.1 Кодекса законодательство об административных правонарушениях состоит из Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

В ст. 1.3 Кодекса определен предмет ведения Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях.

На основании п. 3 ч. 1 упомянутой статьи к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 15.13 Кодекса является специальной нормой, которая предусматривает ответственность за уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременную подачу одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных.

Системное толкование п. “к“ ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации и ст. 1.3, 15.13 Кодекса позволяет сделать вывод о том, что в ст. 15.13 Кодекса предусмотрена административная ответственность за нарушение правил, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 1, 2 ст. 14 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“ (далее - Федеральный закон) организации, осуществляющие производство, закупку и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40% объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и оборота (за исключением розничной продажи).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 858 утверждено Положение о предоставлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Пунктом 5 ст. 14 Федерального закона установлено, что субъекты Российской Федерации вправе вводить декларирование розничной продажи алкогольной продукции на своих территориях, устанавливать порядок представления и форму деклараций о розничной продаже алкогольной продукции.

Таким образом, поскольку правила декларирования розничной продажи алкогольной продукции федеральным законодательством не определяются и не вводятся, вопросы установления административной ответственности за нарушение таких правил находятся в компетенции соответствующего субъекта Российской Федерации.

На территории Республики Башкортостан на основании п. 5 ст. 14 Федерального закона был принят Временный порядок.

Абзацем 1 п. 7 Временного порядка предусмотрено, что декларации представляются ежемесячно нарастающим итогом не позднее 15 дней после окончания квартала и в целом за год не позднее 30 дней по окончании года согласно графику, утвержденному приказом Министра внешнеэкономических связей, торговли и предпринимательства Республики Башкортостан.

Судами установлено и материалами дела подтверждено, что общество осуществляет деятельность по розничной продаже алкогольной продукции на основании лицензии от 20.04.2004 N Д108476, действующей до 19.04.2007.

Не представив декларацию о розничной продаже алкогольной продукции до 16.04.2007, общество нарушило срок, предусмотренный Временным порядком, введенным в действие субъектом Российской Федерации (Республикой Башкортостан) на своей территории, в связи с чем подлежало привлечению к административной ответственности, установленной на территории Республики Башкортостан.

При таких обстоятельствах вывод судов о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.13 Кодекса, является неправильным.

Следовательно, заявление общества о признании незаконным и отмене постановления инспекции от 14.06.2007 N 155-Д/536 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.13 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 30000 руб. является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Поскольку фактические обстоятельства по делу судами установлены достаточно полно, но нормы материального права ими применены неверно, суд кассационной инстанции считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного обществом требования.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат отмене с принятием по делу нового решения.

Руководствуясь ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.07.2007 (резолютивная часть от 17.07.2007) по делу N А07-9237/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2007 по тому же делу отменить.

Требования общества с ограниченной ответственностью “Магазин-Салон АВС-Инорс“ удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Уфы от 14.06.2007 N 155-Д/536 о привлечении общества с ограниченной ответственностью “Магазин-Салон - АВС-Инорс“ к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Председательствующий

КРОТОВА Г.В.

Судьи

ВАРЛАМОВА Т.В.

ЧЕРКЕЗОВ Е.О.