Решения и постановления судов

Постановление ФАС Уральского округа от 24.01.2008 N Ф09-11482/07-С2 по делу N А60-14386/07 Само по себе отсутствие на проверяемый момент утвержденного компетентным органом положения о нормах потерь электроэнергии, аналогичного положению по нефтепродуктам, не свидетельствует о завышении обществом налоговых вычетов по НДС.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 января 2008 г. N Ф09-11482/07-С2

Дело N А60-14386/07

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе

председательствующего Меньшиковой Н.Л.,

судей Беликова М.Б., Кангина А.В.

рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Свердловской области (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 19.10.2007 по делу N А60-14386/07.

В судебном заседании приняли участие представители:

закрытого акционерного общества “Горэлектросеть“ - Сизова М.А. (доверенность от 15.10.2007 N 01), Столетова И.А. (доверенность от 15.10.2007 N 04), Гасанова Т.Ф. (доверенность от 15.10.2007 N 03), Митюгова Н.А. (доверенность от 15.10.2007 N 02);

инспекции - Коростелев А.Б. (доверенность от 12.03.2007 N 11-03).

Закрытое акционерное общество “Горэлектросеть“ (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 07.06.2007 N 1536 о привлечении к налоговой ответственности, которым налогоплательщику отказано в применении вычета налога на добавленную стоимость (далее - НДС).

Решением суда от 19.10.2007 (судья Лихачева Г.Г.) заявление удовлетворено.

В порядке апелляционного производства дело не пересматривалось.

В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на неправильное применение судами положений п. 5 ст. 169, п. 2 ст. 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), п. 2 ст. 26, п. 3 ст. 32, п. 2 ст. 35 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ “Об электроэнергетике“ (далее - Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ).

Как следует из материалов дела, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной обществом декларации по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за декабрь 2006 г., результаты которой отражены в акте от 02.05.2007 N 339. На основании акта налоговый орган принял решение от 07.06.2007 N 1536, которым уменьшил предъявленный к возмещению из бюджета НДС в сумме 582330 руб., предложил уплатить НДС в сумме 534181 руб., пеню в сумме 905 руб. 39 коп. и привлек налогоплательщика к ответственности в виде штрафа по п. 1 ст. 122 Кодекса в сумме 106836 руб. 20 коп.

Основанием для принятия оспариваемого решения послужили выводы налогового органа о том, что у общества отсутствует право на применение вычета, так как товар (электроэнергия) реально не приобретался и не реализовывался, поскольку фактически оплачивались потери электроэнергии, которые не могут в дальнейшем использоваться для осуществления операций, облагаемых НДС, при этом действительные услуги по передаче электроэнергии общество не оказывало.

Не согласившись с решением инспекции, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что порядок и условия для применения вычета НДС обществом соблюдены.

Выводы суда являются правильными, соответствуют материалам дела и нормам действующего законодательства.

В соответствии с п. 1, 2 ст. 171 Кодекса налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 Кодекса, на установленные налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении: 1) товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с гл. 21 Кодекса (за исключением товаров, предусмотренных п. 2 ст. 170 Кодекса); 2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

Согласно п. 1 ст. 172 Кодекса налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных п. 3, 6 - 8 ст. 171 Кодекса.

Вычетам подлежат, если иное не установлено ст. 172 Кодекса, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.

Как следует из материалов дела, общество с 01.07.2006 является транспортной электросетевой компанией, передающей электроэнергию по собственным и арендованным сетям. При этом по договорам подряда от 11.01.2005 N 4/05 и аренды от 11.03.2005 N 83-АР и N 84-АР все производственные мощности и оборудование передано закрытому акционерному обществу “Комэнерго“ для обеспечения текущего технического содержания электросетевого хозяйства в соответствии с техническим регламентом.

19.06.2006 налогоплательщик заключил с обществом с ограниченной ответственностью “КЭСК-Мультиэнергетика“ договор на оказание услуг по передаче электрической энергии, признанный Семнадцатым арбитражным апелляционным судом (по делу N А60-1829/07) смешанным договором, в котором содержатся признаки и обязательные условия сделки купли-продажи электроэнергии в объеме технологических потерь, возникающих при ее передаче по электрическим сетям. Для расчета стоимости электроэнергии, приобретенной налогоплательщиком в целях компенсации потерь в принадлежащих и (или) используемых им сетях, применяются тарифы, утвержденные постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 31.05.2006 N 71-ПК.

При установлении указанных фактических обстоятельств по делу судом правильно применена норма п. 3 ст. 32 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ, согласно которой величина потерь электрической энергии, не учтенная в ценах на электрическую энергию, оплачивается сетевыми организациями, в сетях которых они возникли, в установленном правилами оптового рынка порядке. При этом сетевые организации обязаны заключить в соответствии с правилами оптового рынка договоры купли-продажи электрической энергии в целях компенсации потерь в пределах не учтенной в ценах на электрическую энергию величины.

Согласно счету-фактуре от 31.12.2006 N 6619/000015 обществом с ограниченной ответственностью “КЭСК-Мультиэнергетика“ в адрес налогоплательщика поставлена электрическая энергия на сумму 7319360 руб., в том числе НДС 18% - 1116551 руб., в счет компенсации за технологический расход (потери) по установленному тарифу.

Таким образом, доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе, об отсутствии у налогоплательщика обязательного договора купли-продажи электроэнергии, неправомерности затрат общества на приобретение несуществующего товара, неоказании им услуг по передаче электроэнергии в связи с фактическим осуществлением этой деятельности закрытым акционерным обществом “Комэнерго“ опровергаются доказательствами, имеющимися в материалах дела, полно и всесторонне исследованными и оцененными судом в соответствии с требованиями ст. 65 и 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Ссылка налогового органа на отсутствие факта реализации товара как необходимого основания для применения налоговых вычетов НДС судом кассационной инстанции не принимается в силу ст. 106, 108, 111 Кодекса, так как доказательств наличия реального ущерба бюджету или злоупотребления обществом налоговыми вычетами путем повторного предъявления вычетов по спорному объему электроэнергии материалы дела не содержат.

Кроме того, само по себе отсутствие на проверяемый момент утвержденного компетентным органом положения о нормах потерь электроэнергии, аналогичного положению по нефтепродуктам, не свидетельствует о завышении обществом налоговых вычетов по НДС.

Поскольку обществом выполнены все условия для применения налоговых вычетов, установленные ст. 171 и 172 Кодекса, то суд правильно сделал вывод об отсутствии у налогового органа оснований для непринятия вычетов по НДС в сумме 582330 руб. по счету-фактуре от 31.12.2006 N 6619/000015, выставленному налогоплательщику обществом с ограниченной ответственностью “КЭСК-Мультиэнергетика“, начисления спорных сумм налога, пени и штрафа по п. 1 ст. 122 Кодекса, в связи с чем правомерно признал недействительным оспариваемый ненормативный акт инспекции.

С учетом изложенного основания для отмены решения суда отсутствуют.

В соответствии с подп. 12 п. 1 ст. 333.21, ст. 333.37 Кодекса и учитывая, что указанным Кодексом не предусмотрено освобождение государственных органов и иных органов, выступающих в суде от имени публично-правового образования от уплаты госпошлины при подаче кассационной жалобы по делам, по которым данные органы выступают в качестве ответчика, с инспекции подлежит взысканию госпошлина за подачу кассационной жалобы в сумме 1000 руб.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 19.10.2007 по делу А60-14386/07 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Свердловской области - без удовлетворения.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Свердловской области в доход федерального бюджета госпошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 руб.

Председательствующий

МЕНЬШИКОВА Н.Л.

Судьи

БЕЛИКОВ М.Б.

КАНГИН А.В.