Решения и постановления судов

Постановление ФАС Уральского округа от 22.01.2008 N Ф09-11393/07-С1 по делу N А34-2128/07 Отказывая в удовлетворении заявленных прокурором требований о признании недействующим постановления об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей общества, суд обоснованно исходил из того, что оспариваемое постановление принято органом государственного регулирования цен и тарифов в пределах предоставленных ему полномочий и в соответствии с действующим законодательством, регулирующим порядок определения тарифов на тепловую энергию.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 января 2008 г. N Ф09-11393/07-С1

Дело N А34-2128/07

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе

председательствующего Лукьянова В.А.,

судей Поротниковой Е.А., Ященок Т.П.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу прокурора Курганской области (далее - прокурор) на решение Арбитражного суда Курганской области от 09.11.2007 по делу N А34-2128/07.

В судебном заседании приняли участие представители Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области (далее - департамент) - Носко А.Ф. (доверенность от 27.04.2007 N 01/642), Самойлов С.М. (доверенность от 21.01.2008 N 04/60).

Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, их представители в судебное заседание не явились. Обществом с ограниченной ответственностью “Теплосети“ (далее - общество “Теплосети“) заявлено письменное ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы без участия его представителя.

Прокурор обратился в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании недействующими п. 1 - 4 постановления департамента от 16.11.2006 N 19-8 “Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей общества “Теплосети“ (Петуховский район, п. Курорт “Озеро Медвежье“) с календарной разбивкой“, а также приложений N 1 и 2 к данному постановлению.

К участию в деле в качестве третьих (заинтересованных) лиц привлечены общество “Теплосети“ и индивидуальные предприниматели Ф.И.О. и Воронов Александр Михайлович.

Решением Арбитражного суда Курганской области от 09.11.2007 (резолютивная часть от 01.11.2007; судьи Шестакова Л.П., Губанова Е.И., Обабкова Н.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано. С прокуратуры Курганской области в пользу общества “Теплосети“ взыскано 50000 руб. судебных расходов по оплате экспертизы.

В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, прокурор просит решение суда отменить, дело направить на новое рассмотрение, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и нарушение норм процессуального права, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.

Кассатор считает, что ему необоснованно отказано в проведении повторной судебной экспертизы, поскольку в выводах экспертов ЗАО “ЭКФИ-ЭНЕРГО“ содержатся противоречия. По мнению заявителя кассационной жалобы, неутверждение в установленном порядке и неправильное исчисление департаментом величин расходов, подлежащих оценке экспертами Минпромэнерго России, привели к нарушению порядка ценообразования, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 “О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации“, что, в свою очередь, повлекло за собой, в частности, нарушение прав и законных интересов предпринимателей Фарафоновой А.С. и Воронова А.М. в сфере предпринимательской деятельности. Прокурор указывает также на то, что суд в нарушение ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации взыскал с прокуратуры Курганской области судебные расходы в пользу третьего лица без самостоятельных требований, так как последнее не является лицом, в пользу которого принят судебный акт.

Департамент и общество “Теплосети“ в своих отзывах с доводами, изложенными в кассационной жалобе, не согласны, просят оставить обжалуемый судебный акт без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.



Как следует из материалов дела, департаментом 16.11.2006 принято постановление N 19-8 “Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей общества “Теплосети“ (Петуховский район, п. Курорт “Озеро Медвежье“) с календарной разбивкой“, опубликованное в Курганской областной общественно-политической газете “Новый мир“ от 23.11.2006 N 38.

Названным постановлением (п. 1 - 4) установлены и введены в действие тарифы на тепловую энергию для потребителей общества “Теплосети“ (Петуховский район, п. Курорт “Озеро Медвежье“) с 20.12.2006 по 31.12.2006 согласно приложению N 1, с 01.01.2007 согласно приложению N 2. В соответствии с приложением N 2 одноставочный тариф для группы “бюджетные потребители“ составляет 1410,54 руб./Гкал (с учетом налога на добавленную стоимость), для группы “иные потребители“ - 1381,89 руб./Гкал (с учетом налога на добавленную стоимость).

Полагая, что данное постановление в части установления тарифов (п. 1 - 4, приложения N 1, 2) противоречит действующему законодательству и нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц в сфере экономической деятельности, прокурор обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

В обоснование заявленных требований прокурор сослался на нарушение департаментом при утверждении указанных тарифов порядка, предусмотренного п. 22, 25 и 26 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, которое привело к завышению тарифа на тепловую энергию (приложение N 2) по группе “бюджетные потребители“ на 238,58 руб./Гкал, по группе “иные потребители“ на 233,65 руб./Гкал. В подтверждение своих доводов заявитель представил заключение Курганского филиала ФГУ “Управление по обеспечению энергоэффективности и энергосбережения в Южно-Сибирском регионе“ от 28.02.2007 и экспертное заключение ООО “Уральский экономический арбитраж - Аудит“.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое постановление принято департаментом в пределах предоставленных ему полномочий и в соответствии с действующим законодательством, регулирующим порядок определения тарифов на тепловую энергию.

Выводы суда являются правильными, основанными на законе и материалах дела.

Согласно ч. 3 ст. 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 7.1 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“ (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого постановления) требования, связанные с оспариванием нормативных правовых актов в области государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, подлежат рассмотрению в арбитражном суде.

При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт. Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме (ч. 4 и 5 ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Из содержания ст. 1, 2, 4 Федерального закона “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“ следует, что тарифы на тепловую энергию - это система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за тепловую энергию. Государственное регулирование тарифов на тепловую энергию осуществляется на основе принципов, изложенных в данном Законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов на тепловую энергию и (или) их предельных уровней. Основными принципами государственного регулирования тарифов являются обеспечение баланса экономических интересов поставщика и потребителей; определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении тарифов; обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и распределение тепловой энергии.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках установленных предельных уровней до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации (ч. 4 ст. 2 названного Закона).

В соответствии с п. 1.1 Положения о департаменте, утвержденного постановлением администрации Курганской области от 20.05.2003 N 149 “О создании органа исполнительной власти Курганской области в области государственного регулирования цен и тарифов“ (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого постановления), уполномоченным органом в сфере государственного регулирования тарифов на тепловую энергию в Курганской области является департамент.

В силу ч. 3 ст. 6 Федерального закона “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“ регулирование тарифов осуществляется в соответствии с Основами ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию и иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

Во исполнение указанного Закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 26.02.2004 N 109 “О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации“, которым утверждены Правила государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации и Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации.

Согласно п. 7, 10, 16, 18 и 19 названных Правил (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого постановления) установление тарифов и (или) предельных уровней производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел. Организации, осуществляющие регулируемую деятельность, представляют в регулирующий орган соответствующие материалы, обосновывающие необходимость установления для них особого тарифа на тепловую энергию. Регулирующий орган силами своих сотрудников проводит экспертизу предложений по установлению тарифа и (или) их предельных уровней. Решение об установлении тарифа принимается на заседании регулирующего органа.

В соответствии с п. 7 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого постановления) при установлении тарифов регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. При регулировании тарифов в силу п. 15, 16 этих Основ может применяться метод экономически обоснованных расходов (затрат), при использовании которого тарифы рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, от реализации каждого вида продукции (услуг) и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования.



Согласно п. 31 Основ ценообразования в отношении электрической энергии и тепловой энергии в Российской Федерации при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использовать в расчетах экспертные оценки, основанные на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.

Из материалов дела видно, что общество “Теплосети“ 12.10.2006 представило в департамент расчетные материалы для утверждения тарифов на тепловую энергию для потребителей п. Курорт “Озеро Медвежье“ на 2006 - 2007 г. Департаментом была проведена экспертиза представленных документов с использованием методов экономически обоснованных расходов (затрат) в соответствии с п. 15 указанных Основ и составлено экспертное заключение, на основании которого для потребителей общества “Теплосети“ (Петуховский район, п. Курорт “Озеро Медвежье“) были установлены экономически обоснованные тарифы с календарной разбивкой (приложения N 1 и 2 к оспариваемому постановлению).

Поскольку обществом “Теплосети“ в департамент не были представлены утвержденные нормативы по отдельным статьям расходов, последний при установлении тарифов применил п. 31 Основ ценообразования в отношении электрической энергии и тепловой энергии в Российской Федерации.

Судом первой инстанции на основе имеющихся в материалах дела доказательств, в том числе заключения экспертизы экономической обоснованности тарифов на тепловую энергию, проведенной специалистами ЗАО “ЭКФИ-ЭНЕРГО“ на основании определения суда от 16.07.2007, установлено, что тарифы, утвержденные постановлением департамента от 16.11.2006 N 19-8, являются экономически обоснованными, расчет тарифов произведен в соответствии с требованиями действующего законодательства.

С учетом изложенного судом первой инстанции обоснованно отказано прокурору в удовлетворении заявленных требований.

Довод прокурора о необоснованном отклонении судом первой инстанции ходатайства заявителя о проведении повторной судебной экспертизы во внимание не принимается, поскольку вопрос о необходимости проведения такой экспертизы согласно ст. 82 и 87 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации находится в компетенции суда, разрешающего дело по существу. При этом судом первой инстанции правомерно указано на то, что заключение экспертов ЗАО “ЭКФИ-ЭНЕРГО“ не содержит противоречий; в ходатайстве о проведении повторной экспертизы перед экспертами поставлены иные вопросы, чем при проведении первой экспертизы; прокурором не представлены документы, удостоверяющие компетентность лиц, предложенных в качестве экспертов, в области производства экспертиз экономической обоснованности тарифов на тепловую энергию в сфере их государственного регулирования.

Ссылка кассатора о неправомерном взыскании с прокуратуры Курганской области судебных расходов судом кассационной инстанции отклоняется в силу следующего. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации не содержит положений, лишающих третье лицо права на возмещение судебных расходов, понесенных в связи с проведением экспертизы. Поскольку фактически обжалуемое решение принято в пользу департамента и общества “Теплосети“, так как заявленные прокурором требования не были удовлетворены, в соответствии с ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество “Теплосети“ имеет право на возмещение реально понесенных им расходов по оплате судебной экспертизы в сумме 50000 руб.

Иные доводы заявителя кассационной жалобы судом кассационной инстанции также отклоняются как направленные по существу на переоценку установленных судом первой инстанции фактических обстоятельств и имеющихся в материалах дела доказательств.

При таких обстоятельствах решение суда является законным, оснований для его отмены и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Курганской области от 09.11.2007 по делу N А34-2128/07 оставить без изменения, кассационную жалобу прокурора Курганской области - без удовлетворения.

Председательствующий

ЛУКЬЯНОВ В.А.

Судьи

ПОРОТНИКОВА Е.А.

ЯЩЕНОК Т.П.