Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 18.01.2008 N Ф09-6992/06-С1 по делу N А60-39991/05 В действующем законодательстве отсутствует запрет на возмещение затрат по изготовлению и установке памятников погибшим (умершим) военнослужащим непосредственно юридическим лицам и предпринимателям, фактически оказавшим такие услуги родственникам военнослужащих.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 января 2008 г. N Ф09-6992/06-С1

Дело N А60-39991/05

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе

председательствующего Поротниковой Е.А.,

судей Варламовой Т.В., Лукьянова В.А.

рассмотрел в судебном заседании жалобу Военного комиссариата Свердловской области (далее - комиссариат) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 13.11.2006 по делу N А60-39991/05 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2007 по тому же делу.

В судебном заседании приняли участие представители:

общества с ограниченной ответственностью “Научно-производственное объединение “Экспериментальный завод“ (далее - ООО НПО “Экспериментальный завод“) - Перминов Р.В. (доверенность от 29.12.2007 N 3);

закрытого акционерного общества “Военно-мемориальная компания“ (далее - ЗАО “ВМК“) - Дейнеко С.А. (доверенность от 14.01.2008 N
188);

Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - управление) - Сухоруков А.С. (доверенность от 03.12.2007 б/н), Волков С.Н. (доверенность от 10.09.2007 б/н).

Представители комиссариата, участвующего в деле, извещенного судом надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. При этом комиссариат обратился с ходатайством от 17.01.2008 N 10/174/144 о рассмотрении дела в отсутствие его представителей.

Комиссариат обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконными решения управления от 19.09.2005 N 37 о нарушении комиссариатом антимонопольного законодательства и предписания управления от 19.09.2005 N 37 об устранении комиссариатом указанного нарушения. Третьи лица - ООО НПО “Экспериментальный завод“ и ЗАО “ВМК“.

Решением суда от 10.03.2006 (резолютивная часть от 26.12.2005; судья Савина Л.Ф.) в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 11.05.2006 (судьи Гнездилова Н.В., Гавриленко О.Л., Тимофеева А.Д.) решение суда оставлено без изменения.

Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 15.08.2006 (судьи Варламова Т.В., Лукьянов В.А., Поротникова Е.А.) решение суда первой инстанции от 10.03.2006 и постановление апелляционной инстанции от 11.05.2006 Арбитражного суда Свердловской области отменено. Дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

Решением суда от 13.11.2006 (резолютивная часть от 16.10.2006; судья Савина Л.Ф.) в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2007 (судьи Григорьева Н.П., Риб Л.Х., Мещерякова Т.И.) решение суда оставлено без изменения.

Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 16.04.2007 (судьи Поротникова Е.А., Кротова Г.В., Лимонов И.В.) решение суда от 13.11.2006 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2007 изменено. Заявленные требования удовлетворены в части признания недействительным предписания от 19.09.2005 N 37 Управления
Федеральной антимонопольной службы России по Свердловской области в части абзаца 2 пункта 1 и пункта 2 резолютивной части предписания. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.

В Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 9834/07 от 03.10.2007 указано на возможность обращения Управления Федеральной антимонопольной службы России по Свердловской области в суд кассационной инстанции с заявлением о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам.

Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 21.12.2007 (судьи Поротникова Е.А., Лимонов И.В., Василенко С.Н.) заявление Управления Федеральной антимонопольной службы России по Свердловской области о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 16.04.2007 удовлетворено. Постановление отменено. Назначено к судебному разбирательству дело по кассационной жалобе Военного комиссариата Свердловской области на решение Арбитражного суда Свердловской области от 13.11.2006 по делу N А60-39991/05 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2007 по тому же делу.

В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, комиссариат просит обжалуемые судебные акты отменить в части, принять по делу новый судебный акт о признании решения управления от 19.09.2005 N 37 полностью и предписания управления от 19.09.2005 N 37 в части абз. 2 п. 1, п. 2 недействительными, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, на неправильное применение судами норм материального права, нарушение судами норм процессуального права, указанных в кассационной жалобе.

Как следует из материалов дела, на основании решения управления от 19.09.2005 N 37 о нарушении комиссариатом п. 1 ст. 7, ст. 8 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на
товарных рынках“ (далее - Закон о конкуренции) управлением вынесено предписание от 19.09.2005 N 37. Указанным ненормативным актом комиссариату предписано прекратить нарушение антимонопольного законодательства, для чего необходимо выполнить нижеперечисленные действия. Отменить принятые комиссариатом указания от 21.03.2003 N 10/160/960 и от 29.05.2003 N 10/160/1772 в части, предусматривающей организацию работы по достойному увековечиванию памяти погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, участников военной службы и боевых действий исключительно путем взаимодействия с Екатеринбургским филиалом ЗАО “ВМК“. Прекратить тем самым создание благоприятных условий деятельности данному филиалу компании. Не допускать в дальнейшем отказов хозяйствующим субъектам, работающим на рынке ритуальных услуг и заключившим договоры с родственниками умерших (погибших) военнослужащих, в оплате расходов на изготовление и установку надгробных памятников. Прекратить ограничение доступа хозяйствующих субъектов на рынок услуг по изготовлению и установке памятников и не препятствовать этим субъектам в их деятельности на данном рынке услуг, для чего совершить следующие действия: обеспечить своевременное рассмотрение заявлений на изготовление и установку надгробий указанных хозяйствующих субъектов, заключивших договоры с родственниками умерших (погибших). А также отозвать письмо от 15.09.2003 N 10/159/2986, которым ООО НПО “Экспериментальный завод“ отказано в возмещении понесенных им расходов по изготовлению и установке памятников.

Считая, что указанные решение и предписание управления не соответствуют закону и нарушают его права, комиссариат обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из того, что основания для признания решения от 19.09.2005 N 37 и предписания от 19.09.2005 N 37 не соответствующими требованиям действующего законодательства не установлены, а также из недоказанности комиссариатом нарушения его прав и экономических интересов. При этом судом апелляционной
инстанции сделан вывод об отсутствии в действующем законодательстве запрета на возмещение затрат по изготовлению и установке памятников погибшим (умершим) военнослужащим непосредственно юридическим лицам и предпринимателям, фактически оказавшим такие услуги родственникам военнослужащих.

Суд кассационной инстанции, заслушав в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, учитывая обоснованность ссылок представителей управления на сложившуюся на момент рассмотрения дела судебную практику, полагает необходимым оставить обжалуемые судебные акты без изменения в связи со следующим.

Фактически основанием для вынесения управлением оспариваемых ненормативных актов явилась ситуация, в которой комиссариатом созданы условия по возмещению ЗАО “ВМК“ расходов, понесенных при изготовлении и установке памятников умершим военнослужащим при обращении за такими работами (услугами) родственников умершего, в то время как иным юридическим лицам, а равно предпринимателям, в таком возмещении расходов отказывается.

В соответствии со ст. 7 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ (далее - Закон о конкуренции) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным наделенным функциями или правами указанных органов власти органам или организациям запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов, в том числе запрещается необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере; необоснованно предоставлять отдельному хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам льготы, ставящие их в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынок того же товара.

Поскольку ЗАО “ВМК“ является хозяйствующим субъектом, свои
услуги предоставляет заказчикам по соответствующим гражданско-правовым договорам, его деятельность на рынке предоставления ритуальных услуг вышеуказанной категории заказчиков должна осуществляться на равных условиях с иными хозяйствующими субъектами, оказывающими такие же услуги на этом рынке.

В силу п. 5 ст. 11 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ “О погребении и похоронном деле“ погребение умерших участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, осуществляется в местах погребения с учетом волеизъявления умершего или пожеланий его родственников. Расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела умершего участника или инвалида Великой Отечественной войны, перевозкой тела к месту погребения, погребением (кремацией), изготовлением и установкой надгробия, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации для погребения погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, курсантов военных образовательных учреждений, граждан, призванных на военные сборы.

Аналогичное положение содержится в ст. 24 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ “О ветеранах“.

В соответствии с п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.1994 N 460 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2002 N 721) на Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность определять качественные параметры и требования к ритуально-похоронной продукции и надгробным памятникам, заказываемым для увековечивания памяти погибших (умерших) граждан, порядок погребения и оплаты ритуальных услуг, а также изготовления и установки надгробных памятников.

Во исполнение названного Постановления Министерство обороны Российской Федерации Приказом от 05.11.2000 N 500 утвердило Инструкцию о порядке погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной
службы, изготовления и установки надгробных памятников.

Согласно п. 41 названной Инструкции оплата расходов на изготовление и установку надгробных памятников, заказываемых для увековечивания памяти граждан, указанных в п. 2 и 3 настоящей Инструкции, производится военными комиссариатами субъектов Российской Федерации по месту погребения или учета погибших (умерших) за счет средств, выделяемых на пенсионное обеспечение.

Этой же нормой устанавливается перечень необходимых для производства оплаты документов, в том числе счета, квитанции к приходному ордеру или другие документы, подтверждающие оплату выполненных работ, либо договор (заказ), заключенный с предприятием либо организацией на изготовление и установку надгробного памятника.

После оплаты изготовления и установки надгробных памятников подлинные экземпляры документов возвращаются родственникам.

Федеральным законом от 12.01.1996 N 8-ФЗ “О погребении и похоронном деле“ обязанность по возмещению расходов на изготовление и установку надгробных памятников возложена на Министерство обороны Российской Федерации. Возмещение названных расходов является государственной гарантией родственникам умерших и лицам, взявшим на себя обязанность по увековечиванию памяти умерших.

Из указанных Законов следует, что погребение умершего в Российской Федерации осуществляется в соответствии с волеизъявлением умершего лицами, указанными в волеизъявлении, а если в волеизъявлении отсутствует указание на таких лиц, то родственниками умершего. В случае отсутствия родственников или их мотивированного отказа от осуществления погребения умершего оно может быть осуществлено лицом, добровольно взявшим на себя такую обязанность (в том числе Министерством обороны России), либо специализированной службой по вопросам похоронного дела.

Применительно к рассматриваемой ситуации возмещение (оплата) расходов по изготовлению памятников военнослужащим, а также ветеранам Великой Отечественной войны осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделяемых Министерству обороны, в пределах норм, установленных Правительством Российской Федерации, при условии документального подтверждения расходов, т.е. лица,
полагающие увековечить память умерших (погибших) военнослужащих посредством установления надгробия, вправе выступить заказчиком работ (услуг) по его изготовлению и установке, оплатить свой заказ и затем получить соответствующую компенсацию.

На основании этого антимонопольный орган пришел к выводу, что вышеприведенное законодательство не содержит каких-либо ограничений для лиц, выступающих в качестве заказчиков в выборе конкретного лица, привлекаемого для выполнения работ по изготовлению надгробий и условий заключаемых с ними договоров.

Оспариваемым по настоящему делу решением управления от 26.09.2005 N 37 установлено, что комиссариат действовал в соответствии с указаниями Военного Комиссара Свердловской области от 21.03.2003 N 10/160/960 и от 01.06.2003 N 10/160/1772 об организации работы по достойному увековечиванию памяти погибших военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, участников войны, ветеранов военной службы и боевых действий только с Екатеринбургским филиалом Военно-мемориальной компании.

Судом апелляционной инстанции установлено, что в соответствии с такими указаниями понесенные ЗАО “ВМК“ расходы на изготовление и установку надгробий погибшим (умершим) военнослужащим оплачиваются не гражданами, сделавшими соответствующий заказ, а авансом непосредственно Министерством обороны Российской Федерации за счет средств, выделяемых на эти цели из бюджета. При этом иным хозяйствующим субъектам, в частности ООО “НПО “Экспериментальный завод“ и МУП “Ритуал“, в возмещении аналогичных расходов отказано.

При таких обстоятельствах с учетом существующих взаимоотношений комиссариата и ЗАО “ВМК“ антимонопольное законодательство нарушено, поскольку ЗАО “ВМК“ фактически созданы более благоприятные условия для хозяйственной деятельности. А иным хозяйствующим на этом же рынке субъектам созданы необоснованные препятствия, при которых заказчики, ограниченные в свободных денежных средствах для предварительной оплаты изготовления и установки памятников военнослужащим, не имеют возможности обращения в иную ритуальную организацию, кроме ЗАО “ВМК“.

С учетом изложенного управлением правомерно
выдано комиссариату предписание от 19.09.2007 N 37, которым, в частности, предписано прекратить создание благоприятных условий деятельности данному Екатеринбургскому филиалу ЗАО “ВМК“. Не допускать в дальнейшем отказов хозяйствующим субъектам, работающим на рынке ритуальных услуг и заключившим договоры с родственниками умерших (погибших) военнослужащих, в оплате расходов на изготовление и установку надгробных памятников. Прекратить ограничение доступа хозяйствующих субъектов на рынок услуг по изготовлению и установке памятников и не препятствовать этим субъектам в их деятельности на данном рынке услуг, для чего совершить следующие действия: обеспечить своевременное рассмотрение заявлений на изготовление и установку надгробий указанных хозяйствующих субъектов, заключивших договоры с родственниками умерших (погибших). А также отозвать письмо от 15.09.2003 N 10/159/2986, которым ООО НПО “Экспериментальный завод“ отказано в возмещении понесенных им расходов по изготовлению и установке памятников.

Решение управления от 19.09.2005 N 37 о нарушении комиссариатом антимонопольного законодательства также не подлежит признанию недействительным по вышеизложенным основаниям.

Кроме того, указанное решение является процессуальным документом, и, учитывая содержание его резолютивной части, само по себе оно не накладывает на комиссариат никаких обязанностей, а лишь описывает обстоятельства, квалифицированные управлением как нарушения антимонопольного законодательства, и говорит о необходимости вынесения соответствующего предписания.

Указанное решение принято управлением в рамках полномочий, предоставленных Законом о конкуренции, и в соответствии с действовавшими на момент принятия решения Правилами рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утвержденными Приказом Федеральной антимонопольной службы от 02.02.2005 N 12.

Доводы комиссариата о необходимости оплаты родственниками умерших стоимости оказанных услуг по изготовлению и установке надгробных памятников организациям, оказывающим такие ритуальные услуги, и после этого о самостоятельном представлении документов для возмещения названных затрат ввиду компенсационного характера расходов противоречат
установленным взаимоотношениям Министерства обороны Российской Федерации (в лице комиссариата) с ЗАО “ВМК“.

При таких обстоятельствах обжалуемые по делу судебные акты являются законными, обоснованными, оснований для их отмены не имеется.

В связи с вышеизложенным, руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 13.11.2006 по делу N А60-39991/05 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2007 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Военного комиссариата Свердловской области - без удовлетворения.

Председательствующий

ПОРОТНИКОВА Е.А.

Судьи

ВАРЛАМОВА Т.В.

ЛУКЬЯНОВ В.А.